14.02.2011
КИНО - ТЕАТР «Сатисфакция» Анны Матисон и «Отчаянная домохозяйка» Франсуа Озона - экранизированные пьесы (соответственно фактически и юридически). То есть как бы и не кино вовсе. Но с одной стороны – Гришковец, с другой – неоклассик с Денев и Депардье. Что ж… Корнет Оболенский, налейте вина Кроме лица Гришковца (складно вышло), «витриной» для «Сатисфакции», безусловно, служит алкогольная дуэль. Вымучивая из адюльтера формулу справедливости и счастья (несчастья), шеф и его зам входят в многоградусное пике: кто первый обнимет Морфея, землю или унитаз, тому от принцессы тапки. Беспроигрышный вариант для 1/6 части суши. Но фильм делался всё-таки не из-за заплетающихся (оцените аллитерацию!) голосов и не бутылок ради, хотя в таком количестве и с такими этикетками они, ей-ей, как живые! Нет, в этот эффектный фантик завёрнут ряд традиционных для Гришковца ценностей. Позволю себе процитировать собственную давнюю статью: «Можно сказать, что «Асфальт» - книга о кризисе среднего возраста. В принципе Гришковец как всегда рассказал очень обыкновенную историю, но очень для всех важную. Гришковец - это энциклопедия универсальных ситуаций, типов людей, проблем, психологических состояний, случаев, привычек… Поэтому герои Гришковца составляют список запланированных дел на листочке бумаги… Гришковец обожает общие места. Он настойчиво и методично бродит по этой территории, завораживая своей манерой ПРОГОВАРИВАТЬ ощущения и мысли, настойчиво повторяя одни и те же слова, вжимая их в читателя с искренним напором первооткрывателя Америки до тех пор, пока читатель не воспримет это как откровение». Со времён «Асфальта» мало что изменилось. Всё тот же кризис, то же проговаривание, опять список, опять калейдоскоп (имеется в кадре) русской жизни… Собственно и дуэли-то практически нет. Просто жалуются люди друг другу на себя, да на судьбу. А чтобы кино поширше было, рядом, на кухне, пародирует хозяев жизни простой народ, выступая с историями попроще. Всё бы ничего, да вот беда – затмевает фантик начинку. Мысли и чувства героев сквозь дизайн застолья и пьяные эскапады пробиваются с трудом. Что поделаешь, у нас задушевная болтовня под это дело – вещь ритуальная и вполне самодостаточная. Чтобы преодолеть инерцию такой мощной «формы», надо очень постараться. Стараться, наверняка, старались, но не вышло. А вышло так. Просто встретились двое, погово-ри-ли. Выяснили, что оба – одинокие волки, и нет любви. Схематично запечатлели для нас состояние умов и сердец правящего класса. Всяких задушевностей коснулись, как колокольчика входной дверью. И разошлись как в море самолёты. Всё-таки то, что хорошо для проникновенных сценических и книжных монологов, не обязательно сработает в полнометражном фильме. Там весомо грубое и зримое. Например, драматургия, характеры, визуальные детали. В «Сатисфакции» эти составляющие используются только для того, чтобы «построить войска» и нарисовать стрелочки главных ударов. В бой же идут лишь декларации и благие намерения. К тому же выделить из часового пьяного трёпа и убедительно донести до зрителя нечто действительно важное – задача для Евстигнеева с Ульяновым, но никак не для Гришковца с Бургазлиевым, при всём уважении к последним. Мама вышла в люди Озон вновь снял кино про женщину, которая входит в кадр и кадр просится в вечность. Этим, собственно, вся значительность «Отчаянной домохозяйки» и исчерпывается. Далее только чистые радости, типа «испекли мы каравай». Слава тому кинематографу, который прошёл, потому что всё проходит. Поклон великим ДД, столь равным по таланту, но так чудовищно не совпадающим в талии. Привет французским семидесятым с их ретро-звуком и нереальным скарбом. А что ещё можно извлечь из истории, в которой жена выпархивает из-под мужнина ботинка и уже через несколько водевильных па укладывает того под свой каблук? Отметаем Саркози и прочую неактуальную для нас французскую общественно-политическую злободневность. Остаются ветра феминизма или, переходя на общечеловеческий язык наших шлягеров прошлого, призывы «поднимись над суетой» и «поверь в мечту». Ну, поднялись, ну, поверили… Слушайте, у меня не выходит. Не рвутся в меня здесь большие смыслы, а нахально внедряются какие-то глуповатые междометия, да ностальгическая светомузыка из сцены с танцующими в кабаке Денёв и Депардье. Вот за один этот старосветский загул и можно смотреть «Отчаянную домохозяйку». Тут тебе и прощай юность, и здравствуй вторая молодость, и не думай о секундах свысока, и простое как цветастый зонтик счастье… Павел ТИМОШИНОВ |