ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬ
("Black Swan", США, 2010)
Режиссёр: Даррен Аронофски.
В ролях: Натали Портман, Мила Кунис, Вайнона Райдер, Венсан Кассель, Барбара Херши, Тоби Хемигуэй, Джанет Монтгомери, Себастьян Стэн, Кристина Анапау, Ксения Соло.
Жанр: драма. Балерина Нина (Портман), солистка нью-йоркского театра балета, по-настоящему одержима своей профессией, как и большинство её коллег. Она живет вместе со своей мамой Эрикой (Херши), тоже балериной в прошлом, всячески поддерживающей свою дочь во всех её творческих начинаниях. Когда же режиссёр новой постановки "Лебединого озера" Том Леруа (Кассель) решает заменить приму-балерину Бет Макинтайр (Райдер), его выбор падает на Нину. Однако у неё неожиданно появляется конкурентка в лице новой танцовщицы Лили (Кунис), которая тоже производит впечатление на Леруа. Роль, на которую претендуют обе балерины, требует от них создать два прямо противоположных образа - Белого лебедя и Чёрного лебедя, символизирующих светлую и темную стороны души, невинность и благородство с одной стороны, коварство и разрушительную страсть - с другой. Нина не уверена, что она сможет убедительно раскрыть тёмную сторону образа. В то время как она достигает всё больших высот в техническом мастерстве, скрытые в глубине её души фантазии, ревность и кошмары заманивают её разум в пропасть, что ведёт к сближению с главной соперницей - коварной Лили. Нина быстро попадает в сети чарующего и смертельно опасного Чёрного лебедя… Даррен Аронофски получил возможность воплотить свою идею фильма "Чёрный лебедь" десять лет тому назад, прочитав сценарий Андреса Хайнца, где описывалось жёсткое соперничество между актрисой и её таинственной дублёршей в одном из бродвейских театров. Режиссёра заинтересовал этот сюжет, но он решил связать события с премьерой в балетном театре Нью-Йорка, поскольку сам был свидетелем того, как много сил отнимали занятия балетом у его сестры. Он также заявил, что видит много общего между поединками рестлеров и балетом. С точки зрения режиссёра, и то, и другое является искусством. Аронофски выразил надежду, что зрители также смогут найти общие черты у его фильмов "Рестлер" и "Чёрный лебедь", а какой-нибудь кинотеатр продемонстрирует фильмы на сдвоенном кинопоказе. Даррен Аронофски родился 12 февраля 1969 года в Нью-Йорке. После окончания школы он в течение 6 месяцев путешествовал по Ближнему Востоку, Европе и Гватемале, а в 1987 году поступил в Гарвардский университет, где изучал антропологию, кино и анимацию. В 1990 году в качестве курсовой работы снял свой первый фильм "Чистка супермаркета". Этот короткометражный фильм был номинирован на студенческую премию Американской академии киноискусства. В 1991 году Аронофски снял ещё одну студенческую короткометражку "Печенье с предсказанием" и в этом же году закончил Гарвард, получив степень бакалавра искусств с отличием. Через год Даррен переезжает в Лос-Анджелес, чтобы учиться режиссуре в Американском институте киноискусства. В качестве выпускной работы он представил короткометражный фильм "Протозоа" и в 1993 году получил степень магистра изящных искусств. Над своим первым полнометражным фильмом "Пи" Аронофски стал работать в 1995 году, после возвращения в Нью-Йорк. Этот сюрреалистический триллер был представлен на кинофестивале независимого кино "Сандэнс" в 1998 году. Получив несколько фестивальных наград фильм с бюджетом в $60000 в итоге собрал в прокате $3,2 миллиона долларов, что позволило расплатиться с долгами и планировать свою следующую работу. В 2000 году выходит второй полнометражный фильм - "Реквием по мечте". Картина получила большое количество различных премий и наград. Съёмки следующего фильма оказались очень сложными для Аронофски. Изначально для реализации философско-фантастической притчи "Фонтан" было выделено $75 млн. Главные роли должны были сыграть Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Однако во время подготовок к съёмкам Питт покинул проект из-за творческих разногласий с Дарреном. После чего проект лёг на полку. Заново начать работу над фильмом Даррен Аронофски смог только в 2004 году - после того, как получил согласие на участие в фильме Хью Джекмана. Главную женскую роль согласилась сыграть невеста режиссёра Рэйчел Вайс. При этом бюджет фильма был сокращён более чем вдвое - до $35 млн. Премьера фильма состоялась 2 сентября 2006 года на Венецианском кинофестивале. Критики встретили фильм достаточно тепло. Но кинокартина не сумела окупиться в прокате, собрав менее $16 миллионов. Фильм 2008 года "Рестлер" оказался самым успешным для Аронофского с точки зрения международного признания. История стареющего борца-рестлера получила главный приз 65-го Венецианского кинофестиваля - "Золотого льва". Актерский костяк фильма составили: главная звезда - Натали Портман, Мила Кунис (актриса украинского происхождения, сделавшая стремительную карьеру, снявшись в фильмах "Книга Илая" и "В пролёте"), Вайнона Райдер ("Осень в Нью-Йорке"), Венсан Кассель ("Враг государства №1") и Барбара Херши ("Портрет леди"). На роль Эрики рассматривалась кандидатура Мерил Стрип ("Дьявол носит Prada"), а Блэйк Ливли ("Джинсы-талисман") пробовалась на роль Лили. Портман сама предложила на роль Лили свою подругу Милу Кунис. Портман серьёзно занималась балетом до того, как стала актрисой, но она даже представить себе не могла, какую физическую подготовку ей придётся пройти, когда вместе с Кунис начала интенсивные целенаправленные занятия за десять месяцев до начала съёмок фильма. Занятия проходили под руководством опытных педагогов - Мэри Хелен Боуэз из "Нью-Йорк Сити Балет" и легендарной Джорджины Паркинсон, ведущей балерины Королевского балета, отдавшей балету более 30 лет (она, к сожалению, скончалась за две недели до завершения съёмок фильма). Также с актрисами работали Марина Ставицкая, директор классического репертуара в Манхэттенском молодёжном театре балета, и Ольга Кострицкая, среди учеников которой были Михаил Барышников и Джок Сото. Они заставляли Портман и Кунис творить такие вещи со своим телом, о чём они даже не могли подумать, и обе актрисы платили за это непростую цену. Помимо того, что Натали в детстве занималась хореографией, она также окончила курс психологии в Гарварде, что способствовало более глубокому пониманию того, что происходит с её героиней Ниной. Венсан Кассель говорит, что играл своего героя-хореографа с оглядкой на Баланчина, который тоже "использовал сексуальность для управления танцорами". Аронофски пригласил в проект балетную группу во главе с хореографом Бенджамином Мильпье, звездой "Нью-Йорк Сити Балет" и всемирно признанным создателем новых балетов. Хотя Мильпье первый раз ставил балет для фильма, он сразу согласился. Также Мильпье получил удовольствие от съёмок в фильме, исполнив роль Дэвида, ведущего танцовщика труппы, не желающего спать с героиней. Кстати, на церемонии вручения премии "Золотой Глобус" Натали Портман поблагодарила хореографа "Чёрного лебедя" и по совместительству её жениха Мильпье. "На самом деле в жизни он всегда готов спать со мной", - успокоила собравшихся беременная актриса, продемонстрировав свой округлившийся живот. Мильпье и исполнительный продюсер Ари Хандел вывели на сцену группу профессиональных танцоров из балетной труппы Пенсильвании, включая солиста Сержио Торрадо, который в фильме танцует партию фон Ротбарта в сценах из "Лебединого озера". Ещё одним важным компонентом "Чёрного лебедя" стала музыка, написанная Клинтом Мэнселлом, давним партнёром Даррена Аронофски. Мэнселл обратился к главному источнику одержимости, охватившей Нину, - балету "Лебединое озеро" - и вплёл нотки известной музыки Петра Ильича Чайковского в музыкальное сопровождение фильма. Ещё до начала съёмок Мэнселл написал часть музыки к фильму, чтобы балетные сцены для фильма можно было снимать на музыку, и продолжал работать над сопровождением к фильму в процессе съёмок, получая свежие впечатления. Затем он отправился в Лондон для окончательной записи музыки, где в первый раз услышал её в исполнении оркестра из 77 музыкантов. Съёмки фильма "Чёрный лебедь" начались 1 декабря 2009 года и продолжались несколько недель. Весь фильм снимался в Нью-Йорке, в основном на Манхэттене, а также в Центре сценических искусств в университете штата Нью-Йорк, на знаменитой сцене, где Боб Фосс снимал "Весь этот джаз". Премьера фильма состоялась на открытии 67-го Венецианского кинофестиваля, в конкурсную программу которого он был включен. В итоге Мила Кунис завоевала приз имени Марчелло Мастрояни лучшей молодой актрисе. Отношение к "Черному лебедю" претерпело за короткий срок удивительную метаморфозу. На фестивале в Венеции фильм освистали. Отзывы прессы были кислыми. Но после декабрьского выхода в американский прокат рейтинг "Лебедя" устремился вверх. Этот фильм долго входил в американскую прокатную топ-десятку (сборы за $70 миллионов не назовешь гигантскими, но они пятикратно превысили скромный производственный бюджет проекта). Вскоре Натали Портман получила "Золотой Глобус" за лучшую женскую роль. К тому же "Чёрный лебедь" попал в пять номинаций на премию "Оскар": "Лучший фильм", "Лучший режиссёр", "Лучшая актриса" (Портман), "Лучший оператор" (Мэттью Либатик), "Лучший монтаж".
ДАРРЕН АРОНОФСКИ:
"Некоторые называют рестлинг самой низкой формой искусства, другие полагают, что балет - самая высокая форма искусства, но всё же у них есть изначально что-то общее. Герой Микки Рурка как спортсмен проходит путь, похожий на путь балерины, которую играет Натали Портман. Они - артисты, использующие своё тело, чтобы выразить себя, и им обоим грозят физические травмы, поскольку тело является для них единственным инструментом самовыражения. Мне было особенно интересно показать эти две похожие истории, происшедшие в таких непохожих мирах".
"Балетом начинают заниматься в возрасте 4-5 лет, и балет меняет ваше тело, преображает его, пока вы взрослеете. Для актрисы, которая не прошла через это, убедительно сыграть профессиональную балерину - очень сложное дело. И всё же, неимоверные усилия воли и дисциплина помогли Натали превратиться в танцовщицу. Это стоило десяти месяцев интенсивной работы, но её тело изменилось, и даже опытные артисты балета были поражены. Я убеждён, что этот физический труд также помог ей понять эмоциональную нагрузку, которую испытывают актёры".
"Роль Нины абсолютно отличается от того, что Натали играла до сих пор, и она подняла её на другой уровень. Играть роль Нины было и физической победой над собой, и актёрской победой".
"Венсан - один из моих самых любимых актёров на планете. Я большой поклонник его ролей во французских и американских фильмах. В нашей картине он играет очень коварного персонажа - художественного директора, для которого искусство превыше всего, и его не волнует, сколько жертв нужно принести во имя торжества искусства. Работать с Венсаном над ролью было здорово, отчасти потому, что он прекрасно движется".
"Мне было очень интересно снимать психологический триллер в основном с руки, поскольку я даже не могу вспомнить, когда это делалось в последний раз. В триллерах иногда есть несколько сцен, снятых ручной камерой, когда вы словно смотрите на происходящее глазами монстра, но снять весь фильм ручной камерой, как документальное кино, было необычным. Я чувствовал, что такой способ съёмки поможет нам проникнуть в мир балета, как мы уже это делали на ринге для боев в фильме "Рестлер". Камера словно танцует и вращается вместе с артистами балетами. Она схватывает всю энергетику, капли пота, боль и артистизм крупным планом".
"В мире балета зеркала повсюду. Артисты балета всё время смотрят на себя, и их отношения с собственным отражением - большая часть их самих. Создатели фильмов тоже любят зеркала, и это не раз обыгрывалось в фильмах прежде, но я хотел достичь нового уровня с этим приёмом. Визуально, мы хотели заставить задуматься над тем, что значит смотреть в зеркало. Зеркала очень помогают понять характер Нины, который тоже представляет собой сплошной повтор и отражение, поскольку она не может найти себя".
"В работе над фильмом всё - музыка, костюмы, декорации, соединение хореографии и работы оператора, каждый аспект съёмок сцен из "Лебединого озера" стало для нас бесценным опытом, нам приходилось всё время учиться, но этот труд вернулся сторицей. Мы начинали, очень мало зная о балете, о том, как снимать балет и как заставить зрителей им восхищаться, но я думаю, что фильм действительно помогает людям понять этот вид искусства, сделать его более доступным".
НАТАЛИ ПОРТМАН:
"Мне очень понравилось, что в сценарии с такой подлинностью воспроизведен настоящий мир танца, а особенно интересной была параллельность истории Нины и сюжета балета "Лебединое озеро".
"Нина - очень трудолюбивая и преданная своей профессии танцовщица, но всё остальное для неё просто не существует. Она ещё не сложилась как балерина или молодая женщина, но она постоянно совершенствуется в поисках своего ощущения свободы и чувственности. Одновременно она становится более раскрепощённой, и в этом кроется главная опасность. Нина стремится к совершенству и, как все актёры, готова принести себя в жертву ради достижения своей цели, забывая о том, что ощущение совершенства может длиться лишь один миг. Пытаясь превратиться в настоящего Чёрного лебедя, Нина пробуждает в себе тёмные силы, и это приводит к кризису самоопределения, когда она уже неуверенна в том, кто она на самом деле, и теряет границу между своей личностью и другими людьми. Она буквально видит себя во всех".
"Я не гоняюсь за опасными приключениями. Крайности мне нравятся, только если они не угрожают жизни. Я люблю нырять с аквалангом, но не стану нырять без него. В работе, правда, если меня что-то пугает, я стараюсь это сделать, потому что знаю - это закаляет. Однако в случае с "Чёрным лебедем" я не представляла, во что ввязываюсь. Я не понимала, что меня ждёт. Но правду говорят: чем больше вкладываешь, тем больше получаешь".
"Это невероятно трудно заняться балетом в 28 лет. Даже если ты раньше брал уроки танца, у тебя всё равно нет представления о том, сколько сил требуется на самом высоком уровне мастерства. Каждое, даже небольшое, па должно быть особенным и исполненным лёгкости и грации. Я понимала, что будет нелегко, но никогда не думала, насколько это будет тяжело физически".
"Я начала подготовку с моим учителем балета Мэри Элен Бауэрс за год до съёмок, и мы начали с самых основ, но мы занимались по 2 часа в день на протяжении 6 месяцев. Это было что-то вроде укрепляющей подготовки, чтобы я могла перейти к более сложным вещам и ничего себе не повредить, а потом мы стали заниматься по 5 часов в день вдобавок к плаванию. Я проплывала по миле в день, разминалась, а потом по 3 часа в день брала уроки балета. Потом, за 3 месяца до съёмок, мы добавили хореографию. Поэтому мы, наверное, занимались по 8 часов в день, и физическая дисциплина действительно помогла в работе над эмоциональной составляющей образа, потому что так я получила ощущение монашеского образа жизни, жизни балерины, состоящей из сплошных тренировок. Ты не пьешь. Ты не встречаешься с друзьями. Ты мало ешь. Ты постоянно подвергаешь своё тело сильной боли и действительно понимаешь, какому истязанию подвергают себя балерины". МИЛА КУНИС:
"На сегодня это явно самое трудное, чем мне приходилось заниматься в жизни. Я не думала, что у меня получится. В кино можно притвориться, будто забрасываешь баскетбольный мяч в корзину. Но с балетом такое не пройдет… Две порванные связки и вывихнутое плечо, я себя спрашивала потом - что я делаю? Самое ужасное - пуанты. Я могла в них находится не дольше 20 минут… Если в них приходится быть целый день, то ноги отекают и покрываются синяками". ВЕНСАН КАССЕЛЬ:
"От такой роли невозможно отказаться. Прежде всего, из-за Даррена, с которым я всегда мечтал поработать. Затем, Натали Портман, которой я давно восхищаюсь. Ну, и сама идея снять триллер о мире балета очень привлекательная. Все составные части просто отличные. Я знал, что это будет мрачная, но довольно сексуальная история. Потом я узнал, что Мила Кунис и Вайнона Райдер тоже будут сниматься в картине, и я, как распорядитель манежа, буду в окружении таких женщин. Подумайте сами, разве я мог сказать "нет"?" БЕНДЖАМИН МИЛЬПЬЕ:
"Даррен очень хотел, чтобы максимально сохранилась подлинная атмосфера "Лебединого озера". Но мы оба понимали, что нельзя подготовить ведущую балерину за шесть месяцев, поэтому мы тщательно подошли к выбору особых танцевальных движений для Натали и Милы с тем, чтобы они хорошо смотрелись на экране. Натали уже начала заниматься балетом до нашего знакомства, и она также занималась хореографией в детстве, но у Милы не было никакой танцевальной подготовки. Итак, моя роль состояла в том, чтобы отточить их движения и использовать хореографию для реализации замысла режиссёра. К счастью, Аронофски отлично понимает, что такое хороший танец, и это очень облегчало мою работу". МАРК ХЕЙМАН, сценарист:
"Мои любимые фильмы всегда трудно отнести к какому-либо жанру… Мы очень надеемся, что "Чёрный лебедь" будет одним из таких фильмов. Зрители будут испытывать страх, но и запоминаться такой фильм будет надолго".
ПРЕССА:
"Режиссер Аронофски рад, когда "Чёрного лебедя" рассматривают как пару к его недавнему "Рестлеру" с Микки Рурком. Оба фильма - о том, что люди, пусть и в столь отдалённых профессиях как рестлинг (американский бойцовый цирк) и классический балет, готовы жертвовать своими телами и душами ради развлечения публики. Другая распространенная трактовка: это фильм о том, что героиня способна раскрыть путь к образу Чёрного лебедя-искусителя лишь после того, как распахнула двери перед таившимися в ее душе демонами. Допустим. Но фильм поднимает и более универсальные, причем опасные темы. Например, что для истинного творчества недостаточно лишь чистоты, нравственности и духовности. Выйдет стерильно, скучно, технично - не более того. Для истинного творчества необходим противоположный опыт - плотского, греховного. В том числе опыт зла" (Юрий Гладильщиков, "The New Times"). "Материал всячески противится попыткам заподозрить наличие у Аронофски чувства юмора - подобно коллеге Кристоферу Нолану в цикле про Бэтмена, он с таким прилежанием лепит из бульварщины экзистенциальную драму, что диву даешься, как у него хватает на это нахальства. Правда, как показывает практика, именно такого сорта нахрап и приносит результат в нынешней постмодернистской неразберихе, где прекрасное уже не отличить от ужасного. Пять номинаций на премию "Оскар" свидетельствуют о том, что эффектный примитив на грани фола - ещё как востребован" (Татьяна Алешичева, "Коммерсантъ - Weekend"). "Первые полчаса смешно. Я даже закрыла лицо руками, и у меня текли слезы. Вторые полчаса смертельно скучно… А вот потом, когда у героини Портман едет крыша… вроде даже и ничего. К этому моменту режиссёр бросает метаться между будуаром прыщавых фантазий и моленной имени Эмиля-"Анна Павлова"-Лотяну и начинает снимать нормальную карикатуру. А настоящий балетный быт, клокочущие нравы гетто, прямые и грубые драмы коридоров-туалетов-кабинетов под разговорчики про "святое искусство" - этот быт карикатурен безупречно, впрочем, как и любая ситуация, в которой сильные чувства обрушиваются на что-нибудь глубоко маргинальное - типа классического танца. Смачная шизофрения с членовредительством в самом конце - это, конечно, не мистика, не триллер и не подражание Дарио Ардженто, а прямой репортаж: в театре всё так и есть, только без кровищи - и это в "Черном лебеде" как раз смешнее всего. И лучше. Так это и смотреть" (Юлия Яковлева, "Афиша"). "Чёрный лебедь" - это кино, которое также нужно покорить, чтобы оно покорило вас. Это кино на сопротивление. Иногда вам захочется закрыть глаза, или даже выбежать из зала, но оторваться от экрана будет невозможно. Даррен Аронофски создал один из самых лучших фильмов последних лет, соткав из, казалось бы, невозможных психоделических и авторских нитей удивительно зрительское полотно" (Андрей Гаврилов, proficinema.ru). "Конечно, можно утверждать, что Аронофски снял фильм не про балет, а про проблемы сексуального взросления. Можно искренне сравнивать "Чёрного лебедя" с "Рестлером" того же Аронофски, уверяя себя, что это производственные драмы о людях жестоких профессий, отдающих любимому делу свое тело и душу. Но всё разбивается об очевидность. Это обычное кино для массового зрителя, льстящее ему и построенное на штампах. В этой номинации оно безупречно" (Ирина Любарская, "Итоги"). "История эстетики кусает себя за хвост: когда-то романтизм породил мелодраму и триллер, теперь эти жанры благодарно припадают к романтическому "Лебединому озеру" и жадно сосут из него родную, в сущности, кровь. Эта жадность, как ни странно, обеспечивает "Чёрному лебедю" стилистическую цельность и ту энергию, которой никогда не смогла бы дать ирония. И, конечно, эта жадность питает цепкий интерес массовой публики, проглатывающей фильм как биографии гениев в простодушном пересказе журнала "Караван историй". В итоге ответить на простой вопрос - так хорош или плох "Черный лебедь" - невозможно. Он, как Одетта-Одиллия, наполовину бел, наполовину чёрен. В равной степени изощрён и наивен, умён и глуп" (Олег Зинцов, "Ведомости"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|