ИллюзионистИЛЛЮЗИОНИСТ
("L'illusionniste", Франция-Великобритания, 2009)
Режиссёр: Сильвен Шоме.
Жанр: анимационная драма.

Иллюзионист - один из редких вымирающих видов сценических артистов. В то время как его талант затмевается многочисленными рок-звездами, он вынужден принимать приглашения и выступать в заброшенных театрах, на вечеринках в саду, в барах и кафе. Однажды, в одном из деревенских пабов на западном побережье Шотландии он встречает юную девушку Элис. Наблюдая за его представлением перед потрясенными деревенскими жителями, которые отмечали проведение электричества на их заброшенный остров, Элис оказывается потрясена талантом фокусника. Она считает, что его трюки и есть самая настоящая магия. Элис едет за Иллюзионистом в Эдинбург, где занимается хозяйством у него дома, пока он работает в маленьком театре. Зачарованный её энтузиазмом, фокусник награждает Элис различными роскошными подарками, которые он якобы достаёт из ниоткуда. Отчаянно старающийся не разочаровать свою юную поклонницу, фокусник не может признаться ей в том, что волшебства не существует и что он на самом деле разоряется, покупая ей такие дорогие подарки. Когда Элис достигает совершеннолетия, она влюбляется и исчезает из жизни Иллюзиониста. Ему теперь не надо притворяться. Вызволенный из паутины обмана, он, набравшись опыта и мудрости, продолжает вести бродячий образ жизни…

Фильм снят по пролежавшему 54 года на полке сценарию знаменитого французского режиссёра, сценариста и актёра Жака Тати (настоящее имя Яков Татищев, годы жизни 1908-1982). Тати начинал с кабаре, в кино дебютировал в 1934 году, первой успешной картиной стала "Тренируй левую" (1936). В 1939 году ушёл на фронт, там его однажды приняли за немецкого шпиона и чуть не расстреляли. После войны Тати возвращается в кабаре и уже в 1947 году снимает "Школу почтальонов", а в 1949 году дополненную версию "Школы" - фильм "Праздничный день". Наибольшую популярность Тати принёс его персонаж - господин Юло, наивный простак. Впервые он появился в фильме "Каникулы господина Юло" (1953), затем в картине "Мой дядюшка" (1958, премия "Оскар" за "Лучший иностранный фильм").

Создал "Иллюзиониста", пожалуй, самый известный на сегодняшний момент режиссёр-мультипликатор Франции Сильвен Шоме. Он родился 10 ноября 1963 года, после окончания художественной школы учился в престижной школе изобразительных искусств в Ангулеме, начинал свой творческий путь в качестве художника комиксов. В конце 80-х Шоме переезжает в Лондон, где совмещает работу мультипликатора на студии Ричарда Пурдума и внештатную работу в рекламе. Увидев оскароносный мультфильм "В мире животных" легендарного Ника Парка, Шоме решает снимать мультипликационные фильмы самостоятельно. В 1989 году он приступает к созданию своей первой картины, работа над которой заняла 7 лет. За это время Шоме сочинил несколько комиксов и переехал в Канаду. В 1997 году 25-минутная дебютная лента "Старушка и голуби" получила приз Британской Киноакадемии и была номинирована на "Оскар". В начале 1997 года Шоме приступает к работе над своим первым полнометражным мультфильмом - "Трио из Бельвилля". По завершении, в 2003 году, картина была показана в 33 станах, и принесла режиссёру вторую номинацию американской Киноакадемии, а также 18 наград и 20 номинаций различный кинофестивалей мира. В 2006 году мультипликатор пробует себя в роли режиссёра игрового кино: он принимает участие в создании киноальманаха "Париж, я люблю тебя". Его новелла называется "Эйфелева башня". Съездив в промежутке между "Трио из Бельвилля" и "Иллюзионистом" в Голливуд и попытавшись поработать там над "Приключениями Десперо", Шоме потерпел сокрушительное фиаско и был уволен за своенравие.

Еще снимая "Трио из Бельвилля" Шоме захотел включить в свою картину несколько кадров из фильмов Тати и обратился к Фонду Тати с просьбой разрешить их использование. А спустя несколько лет уже Фонд обратился к режиссёру со сценарием и словами "кино Тати должно быть живо". Сценарий Шоме вручила дочь Тати Софи Татищефф, тронутая вплетёнными в "Трио из Бельвилля" отсылками к "Праздничному дню" и "Каникулам господина Юло" её отца. При этом Софи взяла с Шоме обещание, что фокусника Татищева тот будет рисовать собственноручно. Шоме выполнил условие. А Софи умерла ещё в 2001 году.

"Иллюзионист" пропитан искренним восхищением Шотландией, в которую Шоме влюбился, приехав на Эдинбургский фестиваль. Влюбился настолько, что перебрался сюда и основал киностудию "Django Films", на которой и делал "Иллюзиониста".

Не обошлось и без скандала. За несколько дней до мировой премьеры фильма несколько СМИ опубликовали письма Ричарда Макдональда, который называл себя внуком Тати, а свою мать - Хельгу Мари-Жан Шиль - незаконнорожденной дочерью великого комика. Макдональд утверждал, что именно его мать, а не Софи является прототипом Элис, а сценарий в целом инспирирован сложной эмоциональной ситуацией, в которой Тати оказался, лишившись возможности видеться с ребёнком по причине конфликта с матерью Хельги.

"Иллюзионист" открывал Эдинбургский кинофестиваль и "Канн для мультфильмов" - крупнейший в мире анимационный фестиваль в городе Анннеси во Франции. По итогам 2010 года Национальный совет кинокритиков США вручил "Иллюзионисту" награду "Spotlight Award", фильм был номинирован на премии "Золотой Глобус" и "Оскар", а на "European Film Awards-2010" удостоен приза "Лучший европейский полнометражный анимационный фильм".


СИЛЬВЕН ШОМЕ:
"Не хотел снимать адаптации - у меня всегда было полно собственных историй. Так что я собирался вернуть сценарий Фонду Тати, даже не прочитав, но всё-таки начал читать - и он оказался невероятно мощным. Воображение сразу нарисовало весь фильм - это настоящий подарок".
"Тати написал этот сценарий во время работы над "Моим дядюшкой", когда был далеко от дома и боялся, что однажды проснётся и обнаружит, что в его отсутствие его дочка Софи станет взрослой. Вот о чём на самом деле фильм. О том, каково быть отцом и не знать, как проявлять себя в этом качестве. Когда мы начали работу над "Иллюзионистом", моей дочери было 12. Сейчас ей уже 18. Многое из моего личного опыта вошло в фильм - нельзя рассказывать какую-то историю, не пережив её".
"Я очень мало изменил оригинальный сценарий. Прочитать "Иллюзиониста" значит увидеть фильм. Это словно увидеть новый фильм Жака Тати, потому что он содержит все черты, присущие его картинам - персонажей, паузы, ритм повествования".
"Многие аниматоры, особенно те, кто рисует руками, перепуганы диснеевскими д…ми, которые уверяют, что двухмерная анимация умерла, что теперь могут существовать только 3D и "Pixar". Довольно-таки типичная чушь для идиотов, которые не видят дальше своего носа… Говорить такое - всё равно, что утверждать, будто автогонки - это будущее "Тур де Франс". Это большая беда, потому что те прекрасные аниматоры, которых мы разыскали, действительно подавлены мыслью, что двухмерной мультипликации после нашего фильма больше не станет. Некоторые из них уже водили автобусы, другие только переучивались чему-то другому. Они и в самом деле думали, что конец уже настал. На самом деле анимация всегда смешивала все доступные инструменты: карандаш и бумагу, работу с куклами, 3D и пр. И вдруг откуда-то появилась эта неестественная конкуренция подходов. Повторюсь, это всего лишь американская привычка избавляться от соперничества, утверждая, что отныне вы можете делать что-либо только их методом… У них всё общество так себя позиционирует. Чтобы сделать что-то своё, они снесут всё, что было до. Кончится тем, что их труды повиснут в воздухе, их даже будет не с чем сравнить, чтобы понять: хорошо сделана работа или плохо? Американская культура стоит перед реальной опасностью заморить себя саму голодом до смерти. Одного взгляда на то, что выпускает Голливуд, достаточно, чтобы понять, насколько поверхностной стала его продукция".
"Возможно, даже самым юным зрителям понадобится время, чтобы приспособиться к "Иллюзионисту": ведь у нас и резкого монтажа нет. Это кино совсем не похоже на аттракцион из парка развлечений. Нужно замедлить свое восприятие - чтобы правильно ощутить чувства героев".


ПРЕССА:

"Иллюзионист" снят по киносценарию знаменитого французского режиссера-комедиографа Жака Тати и нарисован со свойственной стилю Шоме дотошностью. Эта подробная, тщательно выделанная мультипликация ручной работы - полная противоположность гладким, ярким и безжизненным диснеевским картинкам, с которых взгляд соскальзывает, не в силах ни за что уцепиться. Рисунок Шоме шероховатый, графичный, детальный - живая антитеза примитивному модному аттракциону 3D: парадоксальным образом двухмерная фактура Шоме выглядит более объемной, потому что этот уютный рисунок затягивает - в него хочется погрузиться поглубже, чтобы лучше рассмотреть любовно выписанный фон" (Татьяна Алешичева, "Коммерсантъ - Weekend").

"По сравнению с насыщенным сюжетом "Трио из Бельвилля" поначалу кажется, что "Иллюзионисту" не хватает драйва. Но в этот раз Сильвену Шомэ торопиться было и не нужно. Иначе не рассмотришь фантастически точную прорисовку декора и характеров, не почувствуешь до конца, что эмоции и атмосфера в этом анимационном фильме, где толком даже нет диалогов, - так, междометия - даст фору почти любой игровой ленте" (Екатерина Чен, Газета.ru).

"Фильм получился очень простой, понятный даже ребенку, но в то же время удивляющий виртуозностью исполнения и количеством заложенных смыслов: эстетических, культурологических, психологических и философских. Он даёт повод говорить о взаимоотношениях детей с родителями; влиянии немой комедии на анимационное кино; о взрослении; об особенностях старых фильмов; об умирающих профессиях и выборе каждого художника, вынужденного порой приносить свои артистические амбиции в жертву тем, кого он любит. Однако более всего "Иллюзионист" - рефлексия на тему перемен, происходящих как в окружающем мире, так и в личной жизни каждого. По словам самого Шоме, это фильм о том, что "конец - это всегда начало чего-то нового" (Мария Терещенко, OpenSpace.ru).

"При просмотре словно бы попадаешь в картинную галерею: нежные морские пейзажи и величественные замки в туманном мареве будто сошли с шотландских акварелей позапрошлого века… Картина нарисована вручную, в 2D, а компьютерная обработка использована по минимуму. Вместо буйства красок - тёплые акварельные тона. Вместо скрупулезно прорисованных, до каждого волоска, мельтешащих героев - паноптикум остроумно схваченных типажей, оживающих при помощи мимолетного жеста или меткой детали" (Дарья Горячева, Газета.ru).

"Да, это стопроцентное попадание: у нарисованного иллюзиониста по фамилии Татищефф те же укороченные брючки, кургузый плащ и шляпа-пирожок, та же мимика сконфуженного херувима и та же фирменная, эфемерная походка, с которой ускользал от неприятностей всегдашний герой Тати господин Юло… В общем, волшебство. Другое дело, что для самого Шоме, как и для героя фильма, иллюзия вышла боком: зависимость от хотя и гениального, но чужого материала не привела в итоге ко второму "Трио из Бельвилля". Стоило ли привлекать самобытный талант Сильвена Шоме для воскрешения классики?" (Иван Куликов, "Ведомости").

"Фильм Шоме может служить учебником для молодых аниматоров, стремящихся понять, чем сценарий к анимационному фильму отличается от всех прочих сценариев. У Шоме действие во главе угла: не ситуация побуждает к действию, а действие формирует ситуацию. Как в сцене с вкручиванием лампочки в пабе: свет зажёгся - все хлопают, радуются, погас - воцаряются тишина и недоумение, вновь зажёгся - веселье возобновляется… Действие выступает движущей силой истории, определяет формальное и пространственное решение кадра, творит атмосферу" (Надежда Заварова, kinokadr.ru).

"Если приглядеться к "Иллюзионисту" внимательно, становится ясно, что Шоме пошел тут не навстречу канону, а в ровно противоположную сторону. Любой мультфильм, особенно полнометражный, создает альтернативу унылой и блёклой реальности. Творит иллюзию. Мультфильм Шоме эту иллюзию развенчивает, не оставляя камня на камне. Его редкий дар остроумного карикатуриста лишь обостряет ощущения, превосходящие сладостную ностальгию, - неловкость и тоску… Последняя - единственная, если быть точным, - реплика "Иллюзиониста", кажется, принадлежит не Тати, а самому Шомэ: "Волшебников не существует". Тем не менее вся деятельность французского аниматора, чьи рисованные картинки поразительно успешно противостоят экспансии 3D и прочих аттракционов, - опровержение горького тезиса" (Антон Долин, "Эксперт").

"После эксцентричного "Трио..." Шоме не стал развивать успешно найденный стиль, а пошел по новому пути, решил в "Иллюзионисте" заново восстанавливать ту Европу, что давно уже нет и об уходе которой сокрушался Жак Тати, которому тоже очень не нравилась унификация европейского образа жизни, когда "везде стоят одни и те же стулья". У Шоме везде и стулья, и города, и люди очень разные" (Александр Медведев, Infox).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта