ОТЧАЯННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА
("Potiche", Франция, 2010)
Режиссёр: Франсуа Озон.
В ролях: Катрин Денёв, Жерар Депардье, Жереми Ренье, Жюдит Годреш, Фабрис Лукини, Карин Виар, Сержи Лопес, Эвелин Дэндри.
Жанр: комедия-фарс. Сюзанна Пюжоль (Денёв) - образцовая домохозяйка и мать двоих непутёвых детей. Она безропотно сносит измены своего деспотичного супруга, директора фабрики по производству зонтов, и уже не обижается на прозвище "трофейная жена". Но когда забастовка рабочих доводит мужа до больничной койки, Сюзанна к огромному удивлению детей и общественности решает спасти от краха семейный бизнес и возглавляет фабрику. Как назло, лидером забастовщиков оказывается коммунист Бобен (Депардье) - старый близкий знакомый Сюзанны... В основе сценария фильма пьеса Пьера Барийета "Potiche", пользующаяся успехом на сценах Парижа уже не первый десяток лет. Франсуа Озон родился 15 ноября 1967 года. Закончив учёбу во французской кинематографической школе "Ля Феми", Озон создал несколько короткометражных фильмов, в частности, "Маленькая смерть" (1995), "Летнее платье" (1996) и "Посмотри на море" (1997) - все три были выпущены в России единым сборником под общим названием "Нарцисс у кромки лета". Его первым полнометражным режиссёрским дебютом стала лента "Крысятник" (1998), которая была хорошо воспринята критиками и зрителями. Затем последовали "Криминальные любовники" (1999), адаптации пьесы Фасбиндера "Капли дождя на раскалённых камнях" (2000), "Под песком" (2000) с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли, и, наконец, Озон снял фильм, который сделал его имя широко известным и за пределами Франции - "8 женщин", где сыграла плеяда таких звёзд французского кинематографа, как Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Эммануэль Беар. Этот фильм завоевал коммерческий успех во многом благодаря удачному сочетанию музыкальных номеров, детективной истории убийства и сценографии в стиле голливудских фильмов 1950-х годов. В 2003 году был выпущен фильм "Бассейн", в котором вновь снялась Шарлотта Рэмплинг. "Бассейн" стал первым англоязычным фильмом режиссёра. В 2004 году Озон завершил работу над фильмом "5x2", в котором показаны пять этапов разрушения брака двух людей. 2005 год ознаменовался выходом на экраны картины "Время прощания". Потом были: "Ангел" (2007), "Рики" (2009), "Убежище" (2009). Актёрский дуэт Катрин Денев и Жерар Депардье - большая, длиной в тридцать лет история французского кино. Они играли вместе в таких фильмах как "Последнее метро" (1980), "Я вас люблю" (1980), "Выбор оружия" (1981), "Форт Саган" (1984), "Странное место для встречи" (1988), "Повернуть время вспять" (2004). В скором времени Катрин Денев и Жерар Депардье вновь будут сниматься вместе. На этот раз - в очередной серии "Астерикса и Обеликса". Депардье по-прежнему играет Обеликса, а Катрин Денев станет королевой Британии. Кстати, Цезарем будет Фабрис Лукини. Первый показ "Отчаянной домохозяйки" прошел в рамках 67-го Венецианского кинофестиваля в сентябре 2010 года. Во Франции картина вышла в прокат в середине ноября на 442 копиях и две недели возглавляла бокс-офис, что стало лучшим стартом для фильмов Озона со времен "8 женщин".
ФРАНСУА ОЗОН:
"Я решил снимать фильм именно по "Трофею", потому что мне давно нравится и сама история, и образ Сюзан Пюжоль. Кроме того, мне кажется, эта история весьма актуальна. Безусловно, по сравнению с семидесятыми сейчас много чего изменилось, прежде всего восприятие роли женщины обществом… Ну, на самом деле не сильно изменилось, если быть совсем честным. К женщинам до сих пор относятся с предубеждением, им до сих пор труднее найти работу, до сих пор почему-то считается, что женщина должна получать зарплату меньше мужчин. По сравнению с семидесятыми культурный прорыв налицо, но нам еще есть куда двигаться… Знаете, на мой взгляд, важно, что можно сделать феминистское кино, чтобы как-то повлиять на защиту прав женщин. Думаю, эта борьба актуальна не только для Франции, но и для всего мира, в большей части которого женщине всё ещё приходится бороться за равноправие с мужчинами".
"Пьеса была практически заново переписана, чтобы соответствовать киноформату, я постарался сделать с ней то же, что когда-то сделал с "8 женщинами" - немного осовременить и привнести в неё больше действия, больше событий. Вы же понимаете, что в самой пьесе всё происходит в ограниченном пространстве, как правило, вообще в одной комнате. Для фильма я подобрал новые локации, ну и финала, в котором мадам Пюжоль участвует в выборах, в оригинальной пьесе не было. Я постарался придать истории большую глубину, доработал всех персонажей вокруг Сюзан Пюжоль, даже тех, кто на первый взгляд не слишком важен для сюжета. В общем, я попробовал добавить пьесе больше сложности, интересности и немного двусмысленности".
"Кино же ведь тоже произошло от театра в каком-то смысле. Поэтому я тут вообще не вижу никаких проблем, если в фильме будет элемент театральности. Знаю, что далеко не все мои коллеги разделяют это убеждение, но мне кажется, что это интересный способ показать определенную дистанцию между зрителем и тем, что происходит на экране. Как, например, мы дистанцируемся от реальности сюжета, скажем, когда смотрим пьесы Бертольда Брехта. Такая отстраненность важна для того, чтобы дать аудитории определенную свободу восприятия и трактовки сюжета и, с другой стороны, чтобы мне как автору сохранить изначальный замысел фильма. Но прежде всего, конечно, нужно предоставить свободу зрителям".
"Я не собирался делать кино про политику и пропаганду феминизма. Что я делаю, это предоставляю вам площадку для того, чтобы вы сформировали собственное мнение о куче разных вещей, в том числе и о проблемах, актуальных в реальности фильма. Каждый художник должен подавать вопросы, потому что невозможно ответить за всех - у каждого ответы будут свои".
"На французском фильм называется "Potiche". Вы знаете, как это переводится? На самом деле у этого слова есть два основных значения: мы можем так сказать про вазу и про женщину, которая находится в тени своего мужа. Она почти не говорит, в основном только улыбается… Ну, знаете, бывают такие дамы. Вот как жена Путина, например".
"С одной стороны, можно предположить, что у меня после "8 женщин" не было ролей "денёвского" масштаба, но, с другой, наверное, у нас совпали настроения и условия для того, чтобы снова вместе поработать. С ней очень легко, и я очень хорошо понимаю её как актрису. Мне кажется, за свою карьеру она уже столько всего сумела сделать, что теперь может не бояться рисковать репутацией и играть не столько ради статуса, сколько ради своего собственного удовольствия. У людей в головах образ Картин Денёв превратился в какую-то икону, но мне кажется, она совершенно нормальная женщина, обычная в хорошем смысле этого слова, и ей иногда хочется побыть простушкой и подурачиться перед камерой, забыв о том, что она звезда мировой величины и главная актриса французского кино".
"Семидесятые были довольно ярким периодом активной политической борьбы во Франции, так что политический бэкграунд того времени хорошо сыграл в нашей истории. Для меня лично обращение к семидесятым - это такой ностальгический сувенир из моей юности. Ужасно приятно вспомнить, как тебя когда-то окружали те же вещи, та же мебель, одежда, машины, атмосфера… Было весело со всем этим играться. Но при этом мы совершенно не намеревались делать абсолютно реалистичный фильм о семидесятых - мы постарались просто использовать стилистику и элементы того, что нам так нравилось в ту эпоху. И мне кажется, что в случае с адаптацией пьесы про это время было важно придерживаться и похожей кинематографической стилистики".
ПРЕССА:
"Франсуа Озон продолжает чередовать фильмы камерные (и вроде бы более личные) с жанровыми постановками - вот и после скромного "Убежища" он снял "Отчаянную домохозяйку", гротескное (и очень смешное) ретро о победе феминизма с человеческим лицом в отдельно взятой французской глубинке конца 70-х. Естественно, в этом фарсе прослеживаются вечные озоновские мотивы - любимый им типаж женщины-матери рассматривается на предмет пригодности к властвованию; как и прочие костюмные фильмы Озона, "Домохозяйка" еще и во многом является игрой в великих режиссёров прошлого от Деми до Уайлдера. Но это также и опус об извращённой природе политидеологий" (Денис Рузаев, timeout.ru). "Взяв за основу, но сильно преобразив пьесу Пьера Барийета, Озон всего лишь имитирует водевильную театральность. На самом деле это стопроцентное кино - бравурное, декоративное, насыщенное киноманскими аллюзиями… При этом фильм, в отличие от развлекательно-эстетских "8 женщин", обладает актуальностью и остротой… Перед нами возмужавший режиссёр, способный подняться от интимного авторского кино к национальному жанру комедии, сохраняя присущий её классическим образцам интеллектуальный блеск и очищая от присущего современности привкуса вульгарности" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ"). "Приятной неожиданностью стала комедия Франсуа Озона "Отчаянная домохозяйка". Это эксцентричная комедия, действие которой разворачивается в 70-х годах, поднимает вопросы самопознания женщины и воплощает неукротимый дух самой Франции в образе царственной Катрин Денёв. Тот факт, что бизнесом её семьи является производство зонтов, конечно, напоминает нам о фильме "Шербурские зонтики"… И хотя эта деталь присутствовала и в оригинальной французской пьесе, она всё-таки стала еще одним неоспоримым фактором для утверждения Денёв на главную роль. К тому же, это добавляет фильму лёгкий налет ностальгии. Невозможно смотреть без улыбки на сцену, где Денев танцует невпопад с неповоротливым Жераром Депардье в ресторане. Эти на первый взгляд нелепые сцены сняты со вкусом, отличной техникой и неповторимым режиссёрским чутьем" (Питер Брэдшоу, "Guardian"). "Лишний раз не без сожаления убеждаешься, что жанр политической сатиры изрядно измельчал. Жан Ренуар в "Правилах игры" (1939) позаимствовал у Мариво и Мюссе форму изящного фарса, наполнив её злободневным содержанием, а под занавес - уйдя в стихию бескомпромиссного трагифарса. Озон проделывает противоположную операцию, поневоле придавая актуальному материалу наряду с лёгкостью ещё и легкомысленность, одаривающую видимостью быстрого разрешения давних проблем. По едкости изображения социальных противоречий, а главное, по глубине их анализа картина несопоставима не только с упомянутым ренуаровским шедевром, но и с менее громкими жанровыми образчиками как раз того периода, когда разворачивается действие. Периода, сохранявшего высокий накал подлинных, а не вымышленных политических страстей…" (Евгений Нефёдов, world-art.ru). "Во Франции "Домохозяйка" явно укоренена в политическом моменте: беспорядки по поводу трудового законодательства, скандальные цитаты из Саркози в репликах Лукини, аллюзии на избирательную кампанию Сеголен Руаяль. С нашей же колокольни невозможно даже понять, правый это фильм или левый, - вроде как капиталисты плохие и глупые, но в конце героиня возглавляет буржуазный реванш, торжествующе исполняя песню "Жизнь прекрасна" Жана Ферра. Всё это, однако, не мешает радоваться чистой радостью, глядя на то, какую бездну удовольствия получает Денёв, и веселиться неподражаемо французской забаве - гордящемуся своей глупостью сентиментальному фарсу про трудовые отношения, феминизм и кризис политической системы" (Пётр Фаворов, "Афиша"). "Ах, водевиль-водевиль. Зонтики, брюки клёш, длинные отложные воротнички, семейные тайны, интриги, профсоюзное движение, влюблённый мэр-коммунист… Озон настолько навострился играть в старые песни о главном, что найти хоть какой-нибудь формальный изъян в "Отчаянной домохозяйке" невозможно. Шаловливый режиссер бабочкой порхает над социальной реальностью, собирает нектар золотого века французского кино и колет булавками национального лидера (критики с удовольствием отмечают в репликах эксплуататора Пюжоля цитаты из Саркози)… В конце концов, и наши 70-е были урожайны на всенародно любимое кино. И если для французов "Отчаянная домохозяйка" - целый каталог аллюзий, то для нас это, пожалуй, прежде всего "Служебный роман" наизнанку. Комическим образом мадам Пюжоль добивается социальной позиции, которую в советском фильме сдавала директор Людмила Прокофьевна Калугина" (Олег Зинцов, "Ведомости"). "Вообще-то продюсеры предлагали Озону снять политическую картину (он, оказывается, даже принимал участие в предвыборной борьбе вместе с местными социалистами), но, по собственному признанию, после холодного приема публикой предпоследнего фильма ("Убежище") ему хотелось просто получить удовольствие. В итоге он взял театральную пьесу с грустным концом и приторочил к ней политический хэппи-энд, содержащий столько иронии, что даже завзятые циники будут улыбаться так же широко, как безнадёжные романтики… К тому же "Отчаянная домохозяйка" в некотором смысле задает новый, весьма привлекательный стандарт политика - женщина, которая поёт. Неплохая такая альтернатива пустопорожнему бубнежу, сменяющему бой курантов" (Алексей Гуськов, "Синематека"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|