23.12.2010
ПЕЧАЛЬ СВЕТЛА Фильм Алексея Федорченко «Овсянки» - медитативное road-movie, богатое не острыми сюжетными поворотами, а воспоминаниями-флешбэками - не просто снискал расположение нижегородской публики (пусть и по разряду «кино не для всех»), но и приятно удивил самим составом этой публики. История о том, как двое немолодых мужчин, дабы проводить в последний путь жену одного из них, отправились колесить по дорогам российской глубинки, собрала в «Орлёнке» не только привычную для кинотеатра молодёжную аудиторию, но и многих из «тех, кому за тридцать», причём, порой, хорошо так «за». При этом не думаю, что главная причина успеха обусловлена внешними факторами - определённой известностью литературной основы картины или кинофестивальными наградами. Осокин ещё толком и не издан, а скромно прошедшие в «Орлёнке» лауреаты «медведей», «львов» и «ветвей» - факт совсем не сногсшибательный. Отметим, конечно, саму ситуацию «последней дороги» - в нашей культуре, если и не магистральную, то уж точно приковывающую внимание - от «Буранного полустанка» Айтматова и сокуровского «Круга второго» до «Санькя» Прилепина и балабановского «Груза 200». Но по-настоящему жирных плюсов, на мой взгляд, три. Во-первых, колкий Эрос, скачущий (по слухам) куда-то в сторону порно, а на самом деле всего лишь разогревающий фантазию, но так и не пересекающий границ намёков и смутных объектов, и, в конце концов, взыскующий не столько земного, сколько небесного. Рассказ о любви почти без материальных доказательств её существования. Только печальное созерцательное пребывание в том месте, где она когда-то была. Что для русской души, не терпящей всяческих нормальностей, может быть милее такой незаземлённости… Во-вторых, при всей своей трагичности фильм по сути – мелодрама, что достигается постоянным контрастом (драматургическим и визуальным) «тяжёлого» и «лёгкого» при отсутствии «бытовой» середины. Говорят больше о низких телесных истинах, а получается – возвышенно и о душе. Поплакать соберутся – дерево валят. Пронизывают наши современные сероватые, угрюмые и неказистые ландшафты, а словно бы парят в языческом вневременном мареве. И труп разом становится прахом, и все начертанные дороги приводят к податливой воде… В-третьих, придумав обряды и обычаи меря, авторы создали пусть и фэнтезийный, но очень достоверный мир, в котором существуют фундаментальные ценности и правила общественной жизни. Что ж, в эпоху отсутствия целостности и духовной вертикали даже погребальный костёр чарует нас надеждой и опорой. Павел ТИМОШИНОВ |