15.12.2010
ТРУДНО БЫТЬ ДЖОННИ Джонни – голливудская звезда, но не спешите радоваться за него. София Коппола и Стивен Дорфф в своём победительном венецианском фильме «Где-то» показали человека, у которого много лишних денег, много лишнего времени, но и сам он почему-то лишний на этом свете… Быть знаменитым – скучно, если вокруг пустота, кое-как заполняемая какими-то вечеринками, случайными связями и давно наскучившими профобязанностями. Выглядит это всё у Копполы в высшей степени убедительно: и усыпляющие стриптизы, и усыпляющий секс, и вообще усыпляющий темпоритм экранной жизни. Вот, допустим, Дорфф минут пять работает в кадре в режиме «никого не трогаю, сижу, куру». Нет, всё-таки потрогал – грушу в вазе. Но что с нею делать так и не решил. И вдруг в жизни Джонни появляется 11-летняя дочь Клео. Собственно она из неё никуда и не уходила, был наш герой стандартным «воскресным папой», но видимо как-то на автопилоте был, даже не ведая, например, что Клео уже три года занимается фигурным катанием. А тут бывшая жена вверила папе дочь надолго. Так рядышком с музыкальным стриптиз-номером концептуально разместилась ледовая программа юной фигуристки. Джонни и там, и там похлопал, но разницу почувствовал. И оказался не таким уж и плохим отцом. Не было печали (кстати, это название в чём-то похожего на копполовский советского фильма), да вдруг алтын. Что-то забрезжило в беспросветности. Но время вышло, пришла пора прощаться… Что ж, опять всё тот же комфортабельный рай вокруг и адская пустота внутри? А как же. И тогда взъерошенный Джонни поездил-поездил-поездил на своём шикарном авто по кругу, а потом вылез из машины и этой проклятой петли и, оставив верного четырёхколёсного на обочине, пошёл себе – и где-то, и куда-то… Сначала о хорошем. Получился любопытный Джонни. Нормальный парень, без нарциссизма и не подонок, влип однажды в Голливуд, успешно влип, но вскоре опустошил себя и отдался на волю волн. «Лишний» человек, но не рефлексирующий интеллигент или поеденный червями богемный и утончённый циник, как это водится, а довольно инфантильный представитель «восставших масс». Черта времени, однако. Ещё Копполе великолепно удаётся атмосфера «спокойной катастрофы», когда люди просто пьют пиво или позируют фотографам, а их мир рушится… Теперь о плохом. Рушится-то рушится, но замысел фильма ведь явно был не стопроцентно апокалиптическим. Она появилась – он прозрел, как-то так, наверное. Но по мне, картина как поползла по грешной земле, так почти и не приподнималась. Вышел лишь затянувшийся диагноз. Ещё - не слишком злая сатира на дурную механистичность шоу-бизнеса. И кинопопурри. И «Трудности перевода-2х2». Одним словом, что-то до боли знакомое. Важное, как высотный строительный кран. Нежное, как подушка… Но когда девочка уезжает – только понимающе качаешь головой и терпеливо ждёшь финальных титров. Павел ТИМОШИНОВ |