09.12.2010
ЛЕО, НЕ ХОДИ НАЛЕВО! Иностранный фильм к 100-летию памяти русского гения оказался не таким страшным, каким мог быть, но все равно - иностранным фильмом. На экране - история последнего года жизни Льва Толстого, увиденная его личным секретарем - молодым Валентином Булгаковым. Делят Толстого измученная жена и лидер толстовского движения, издатель Владимир Чертков. Для первой Лев Николаевич - родной человек, для второго - любимая идея. Она говорит: я тебе тринадцать детей родила и шесть раз переписывала "Войну и мир" - имею право на творческое наследие и человеческое снисхождение. Он: Толстой принадлежит народу… Булгаков появляется в доме как агент Черткова, но постепенно проникается сочувствием к Софье Андреевне, этой непростой и вспыльчивой, но любящей женщине. К тому же, его идейные установки рушатся из-за собственного романа… Кино снималось в Германии, и Ясная Поляна не похожа на себя. Однако по мелочи - "дом не такой" или "крестьяне опереточные" - придираться вряд ли стоит. Тем более что для самих современных россиян дореволюционная Россия - чужая страна. Актеры стараются играть глубоко чувствующих, искренних, страстных - в общем, русских людей. Лучше всего это получается у Хелен Миррен, не даром у нее русские корни. Ее Софья Андреевна - поистине трагическая фигура и, пожалуй, лучшая художественная реабилитация супруги писателя, о которой с советских пор у многих сохраняется превратное мнение. У Макэвоя уж слишком заметны усилия выглядеть впечатлительным юношей. А Джаматти поначалу смотрится дьяволом-искусителем, склоняющим писателя к левой идее, но потом и он перестает быть таким одномерным. Исполнитель же главной роли наименее ярок, и это правильно в предложенных режиссером обстоятельствах: между двух огней его дело сторона. Быть графом Толстым или быть "зеркалом революции"? Идея победит или "живая жизнь"? Пожалеть отдельного человека или грезить любовью к человечеству? Вот в чем вопрос. Но сам Толстой - он ведь больше и первого, и второго. В итоге получается эмоциональная история про сложных и глубоких людей. Но… не про драму самого Толстого. Когда Толстой уезжает из Ясной Поляны, даже не упоминается - куда. "Мне очень жаль, что по экономическим соображениям нам пришлось сократить путь Льва Николаевича. У нас он сразу попадает в Астапово, исключая посещение Оптиной Пустыни", - признался режиссер. Вот так - много на что хватило денег, а на ключевой момент в судьбе Толстого - якобы нет. И тот факт, что Чертков и компания не допустили к писателю священника перед смертью, - упоминается лишь мельком. Стало быть, совсем не важны были для западного режиссера отношения русского гения с этой непонятной восточной церковью. А ведь на Родине писателя это и по сей день одна из болезненных и обсуждаемых тем… Но отечественного фильма о Толстом в российском прокате почему-то не появилось. Ольга Горнова, "Нижегородские новости" |