ГДЕ-ТО
("Somewhere", США, 2010)
Режиссёр: София Коппола.
В ролях: Стивен Дорфф, Эль Фаннинг, Мишель Монаган, Крис Понтиус, Лора Рэмси, Кэйтлин Китс, Бенисио Дель Торо, Александр Невский.
Жанр: драма. Вероятно, когда-то вы видели его в таблоидах... Но теперь голливудская звезда Джонни Марко (Дорфф) снимается мало, большую часть времени он проводит в легендарном отеле "Chateau Marmont", обожает гонять на своем "феррари", его окружают толпы девиц, а лучшими друзьями стали "колёса". Джонни движется по жизни как во сне. В общем, ему хорошо. Всё меняется, когда неожиданно к нему в отель приезжает его 11-летняя дочь Клео (Фаннинг), которую он бросил много лет назад. Теперь Джонни вынужден задаться вопросом, который когда-нибудь встает перед каждым: в чём смысл нашей жизни? София Коппола родилась 14 мая 1971 года. Ещё ребёнком стала сниматься в фильмах своего отца Френсиса Форда Копполы. Наиболее известная роль из этого периода - роль ребёнка в сцене крещения в "Крёстном отце". Самой известной актёрской работой Софии Копполы является роль Мэри Корлеоне в третьей части "Крёстного отца" (1990). Эта жёстко раскритикованная роль практически завершила её актёрскую карьеру. Сегодня София Коппола более известна как удачливый кинорежиссёр. Она многим обязана французской "новой волне", а из современников ценит Гаса ван Сента. Первой работой Софии в кино стала короткометражка "Превзойти звезду", показанная на Венецианском кинофестивале 1998 года. Через год Софию ждал настоящий успех, когда вышли "Девственницы-самоубийцы", премьера которых состоялась на кинофестивале в Каннах. За этот фильм Коппола получила награду MTV, как лучший молодой режиссер. Следующий фильм - "Трудности перевода" (2003) - был показан на кинофестивалях в Торонто и Венеции, получил "Оскара" за оригинальный сценарий и три "Золотых глобуса", в том числе в категории "Лучшая драма", а также номинацию на "Оскар" в качестве лучшего режиссёра (София стала третьей женщиной-режиссёром и первой американкой, претендовавшей на "Оскар" за режиссуру). Третья лента Копполы - "Мария-Антуанетта" (2006) - была впервые показана на Каннском кинофестивале 2006 года. За работу в этом фильме художник по костюмам Милена Канонеро получила премию "Оскар". Фильм "Где-то" создан компанией "American Zoetrope". Её создал Фрэнсис Форд Коппола, а сейчас ею руководит родной брат Софии Роман Коппола. Ещё одним продюсером ленты стал Дж. Мак Браун ("Запах женщины", "Джонни Д.", "Отступники"). Стивен Дорфф родился 29 июля 1973 года. Уже в возрасте 9 лет он получил роль в телевизионном сериале "Family Ties", а в 1987 году сыграл свою первую главную роль в фильме-фантазии "Врата". В 1990 году он обошел 2000 претендентов и получил главную роль в картине Джона Г. Эвилдсена "Сила личности". За эту работу Национальная Ассоциация владельцев кинотеатров наградила его специальной премией "Кинозвезда завтрашнего дня". Затем Стивен прекрасно сыграл двух героев, имеющих статус знаковых фигур поп-культуры: "пятого битла", Стюарта Сатклиффа в ленте "Бэкбит" (1994) и кинозвезду Кэнди Дарлинга в картине "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995). Всемирная известность настигла Дорффа в 1998 году после участия в фильме-экранизации комикса "Блэйд", где он играет роль злодея Дикона Фроста. За эту роль Стивен Дорфф получил премию "MTV Movie Awards" как лучший злодей. Фильмография актера также включает в себя роли в фильмах "Кровь и вино" Боба Рейфелсона, "Зона преступности", "Безумный Сесил Б." Джона Уотерса, "Страх.com", "Один в темноте", "Тринадцатый этаж", "Джонни Д.". Стивен Дорфф снимается также в музыкальных видеоклипах, наиболее известным из которых является клип Бритни Спирс "Everytime". Дочь Джона сыграла Эль Фаннинг, которой, как и ее героине, 11 лет. Эта маленькая актриса начала сниматься еще в тот период своей жизни, когда не умела говорить. В возрасте трёх лет вместе со своей сестрой Дакотой она сыграла в фильме "Я - Сэм" с Шоном Пенном в главной роли. Затем сестёр можно было видеть в минисериале "Taken", ставшем обладателем премии "Эмми". Фильмография молодой актрисы включает в себя такие ленты, как "Вавилон" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, "Дежа вю" Тони Скотта, "Загадочная история Бенджамина Баттона" Дэвида Финчера, "Щелкунчик" Андрея Кончаловского. На съёмках "Где-то" Эль показала себя как настоящий профессионал. На протяжении шести недель она ходила на каток на тренировки, которые проходили с 7 до 8 утра. Она должна была научиться фигурному катанию, что требовалось для роли. В этом ей помогала бывшая известная спортсменка Рене Рока. Для Софии Копполы было крайне важно, чтобы отношения отца и дочери на экране выглядели крайне убедительно, поэтому она инициировала тесное общение Стивена Дорффа и Эль ещё до начала съёмок. В одной из самых провокационных сцен фильма снялись дебютантки - модели из "Playboy", сёстры-близнецы Кристина и Карисса Шэннон. С самого начала София предупредила их, что для роли им понадобится очень хорошо танцевать, что они с успехом и продемонстрировали. На протяжении трёх недель не менее трёх часов в день сёстры совершенствовали свои навыки под руководством опытного хореографа. За всю свою многолетнюю и богатую историю легендарный голливудский отель "Chateau Marmont" впервые сыграл главную роль в кино. По словам продюсера Дж. Мак Брауна, снимать в "Chateau Marmont" можно только по ночам и то это стоит очень и очень дорого. Раньше в отеле снимались лишь отдельные сцены, но не фильм целиком. Однако владелец отеля пошел навстречу съёмочной группе "Где-то". Он был поражен знанием и пониманием режиссёром всей специфики отеля, и он поверил, что София сможет сохранить в кино особую атмосферу этого места. Решающим для него стал тот факт, что София высоко ценит Ромуло Лаки, легенду отеля. Тот служит в отеле более 30 лет и известен как "поющий официант": ему нравится петь серенады гостям, подыгрывая себе на гитаре. София помнила, как он спел ей песенку "Teddy Bar", и внесла такую сцену в сценарий. Кстати, Стивен Дорфф однажды прожил в "Chateau Marmont" больше четырех месяцев и отпраздновал здесь свой 21-й день рождения. Вот и в этот раз Дорфф остался жить в отеле на время съёмок, чтобы лучше проникнуться жизнью своего героя. Фрэнсис Форд Коппола как-то взял дочь в Италию, именно эти воспоминания вдохновили Софию на итальянский кусок фильма "Где-то". После съёмок в "Chateau Marmont", окрестностях Калифорнии и Лас-Вегасе съёмочная группа отправилась в Италию, в Милан. К тому же в фильме много отсылок к Феллини: сцена прощания героев, например, напоминает "Сладкую жизнь". Фильм "Где-то" был награждён "Золотым Львом" - главным призом 67-го Венецианского МКФ. Правда, злые языки утверждали, что София Коппола получила этот приз потому, что председателем жюри Венецианского кинофестиваля был её бывший бой-френд Квентин Тарантино.
РОМАН КОППОЛА, продюсер:
"Мы не хотели нагромождения лишних людей на съёмочной площадке. София предпочитает снимать в европейском стиле, личностно ориентированном. В то же время у Софии есть свой собственный узнаваемый стиль - строгий и выдержанный. Я придерживался принципа - меньше значит больше. Конечно, нам было важно сэкономить деньги, но самым главным для нас было создать семейную атмосферу, что так важно для Софии на съемках фильма. Нужно было найти людей, которые бы вписались в эту атмосферу".
СОФИЯ КОППОЛА:
"С детства я много путешествовала, ездила с отцом на съёмки. И каждый раз отель, заселенный разными людьми, вырастал в целый микрокосм. И вот теперь, когда я придумываю персонажей для очередного фильма, часто воображаю одного из этих людей без постоянного места жительства, этих бродячих цыган, к которым и сама частично принадлежу".
"Когда я сажусь за написание сценария, сначала я разрабатываю образ героя, а потом уже приходит черед локейшна, связанного с характером этого персонажа… Несколько лет назад я работала над сценарием к вампирской истории, в которой фигурировала голливудская звезда. Вскоре этот герой полностью завладел мной, и я подумала, что он заслуживает отдельного сценария. В "Где-то" всё началось с Джонни. Он живёт в "Шато Мормон". Кажется, любой молодой актёр, с которым я когда-либо общалась, считал своим долгом похвастать, что он жил в "Шато Мормон".
"С одной стороны источником вдохновения при разработке персонажа для меня была дочь моих друзей, которые заняты шоу-бизнесом. А с другой стороны, в фильме нашли отражения мои детские воспоминания о могущественном отце, который как магнит притягивает людей, и который занимается неординарным делом. Это не моя личная история, но многое - мои детские воспоминания. Вообще мои личные ощущения играют большую роль при написании сценария, съёмках фильма. Это мой второй оригинальный сценарий после "Трудностей перевода". Я чувствую, что такие фильмы получаются более личными, чем те, которые поставлены по книгам или ещё каким-либо источникам, потому что ты наполняешь их своим опытом, мыслями, чувствами. Я снимаю личностные фильмы".
"Когда я жила в Калифорнии, я писала сценарии о дальних странах. После рождения дочери я перебралась в Париж. Вероятно расстояние и, может быть, ностальгия по Америке заставили меня написать сценарий о Калифорнии. Но мне всегда нравились классические фильмы о Лос-Анджелесе, такие как "Шампунь", "Американский жиголо". Но я не помню никого из современных режиссёров, кто смог бы передать особый дух и атмосферу современного Лос-Анджелеса".
"Мне хотелось вернуться в Калифорнию, где я когда-то жила, поймать настроение Лос-Анджелеса, великого города, столько раз воспетого в кино, но, как мне кажется, все ещё недостаточно. Кроме того, там всё меняется буквально на глазах. Я сама жила в отеле Chateau Marmont, но тогда это было более спокойное место, теперь же оно заполнено папарацци и стало ареной для реалити-шоу".
"Я старалась показать изнанку голливудской славы - я знаю о многих молодых знаменитостей, которые пытались покончить с собой или даже сделали это. Хотя фильм не про самоубийство - мне важно было показать героя наедине с самим собой, когда он просыпается после бурной вечеринки и чувствует опустошенность. Стивен Дорф отлично это сыграл".
"Я хотела, чтобы кино походило на поэму, посвященную данному отрезку жизненного пути Джонни, которому нужно двигаться дальше, но он не знает, в каком направлении. Действие фильма происходит в современном Голливуде, но это не фильм о киноиндустрии, здесь вы не увидите, как Джонни снимается в кино. Каждому могут быть близки универсальные темы, которые мы затрагиваем в нашем фильме, - это темы семьи и личного кризиса".
"Где-то" - это место, где герой хотел бы оказаться, чтобы обрести душевное равновесие. Но где это может произойти, он и сам не знает".
"Я всегда снимала на пленку. Мой отец всерьез увлечен HD, но ему нравится наша с Романом ностальгическая привязанность к пленке. Мы снимали с теми же самыми объективами, что и мой отец снимал "Бойцовую рыбку"… Мы нашли объективы и привели их в рабочее состояние".
"Редко удается найти настоящую актрису на роль одиннадцатилетней девочки. Будучи в этом же возрасте, Эль Фаннинг уже снялась в огромном количестве фильмов и сериалов… Мне рассказал о ней исполнительный продюсер Фред Росс, я встретилась с ней, и мне сразу стало ясно: это она! Продюсер настаивал, чтобы я посмотрела и других кандидаток на роль, но сравнение всегда было явно в её пользу".
"У нас было не так много времени для репетиций, поэтому мы пошли путем импровизации. Я всячески поощряла общение Стивена и Эль за пределами съёмочной площадки. Так, однажды я попросила Стивена забрать Эль из школы и отвезти на занятия в школу керамики… Наблюдая за их отношениями, которые становились похожими на отношения отца с дочерью, я вспомнила фильм "Бумажная луна", который я очень люблю. Я попросила Стивена посмотреть этот фильм". ДЖ. МАК БРАУН, продюсер:
"Мои последние проекты имели бюджеты в несколько сотен миллионов долларов, а съёмки длились более чем по 100 дней. Я не хочу сказать, что "Где-то" было легко снимать. Но съёмки такого небольшого, камерного кино позволяют фокусировать внимание на сердце истории, а "сердце" этой истории - взаимоотношения отца и дочери".
"В фильме есть сцена, когда Джонни выкуривает сигарету "Camel" в режиме реального времени. Именно в этот момент мы проникаем в суть героя и понимаем, на каком жизненном этапе он находится". СТИВЕН ДОРФФ:
"Это было непросто - сидеть в комнате перед камерой и в течение нескольких минут просто курить сигарету, при этом совершенно не напрягаясь. В комнате помимо меня находились София и другие члены съёмочной группы, но в какой-то момент я почувствовал, что в комнате только я и мои мысли. Я как актёр никогда не испытывал ничего подобного".
"Я снялся в более чем 30 фильмах, но участие в этом проекте - настоящий подарок для меня. "Где-то" - это милое, поэтичное, кино в духе Копполы. Я знаю Софию много лет, но так получилось, что мы давно не встречались. Она мне позвонила и сказала, что хочет прислать мне сценарий своего нового фильма. Как только я прочитал сценарий, я моментально набрал Софию и спросил, могу ли я незамедлительно приехать к ней в Париж, чтобы обсудить фильм. Я прилетел в Париж. Мы много общались, и в мой последний вечер в Париже София сказала, что роль моя. Я не смог сдержать слёз, потому что это был день годовщины смерти моей матери. Я почувствовал в этот момент, что моя мама улыбается мне, это была роль, в которой она меня всегда хотела видеть. После того, как я повесил трубку, на Эйфелевой башне зажглась иллюминация. Я знаю, что значит жить как Джонни Марко. Я уловил его суть. В моей жизни был также период, когда я жил по инерции… Я всегда немного нервничаю перед съемками. Но здесь я самого начала знал, что я должен делать. Моя мама всегда хотела, чтобы я играл героев в духе Стива Маккуина. Вот таким видела она этого героя: это любимец женщин, человек со своими недостатками, но это человек с сердцем. Именно такого человека я увидел в Джонни, именно таким его представляла себе София, когда писала сценарий".
"В работе над ролью мне помогло общение с Эль, так как у меня самого ещё пока нет детей. Я это почувствовал, когда вёз Эль в своей машине. Обычно я курю в салоне и выделываю самые разные пируэты, когда кто-то подрезает меня, потому что у нас в Лос-Анджелесе самые ужасные водители. Но, когда я вёз Эль, с этим было покончено". ЭЛЬ ФАННИНГ:
"У нас со Стивеном много общего. Я училась в той же школе, что и он. У нас общая дурная привычка - мы грызём ногти. Мы оба из штата Джорджия и нам обоим нравится, когда правильно готовят пищу, типичную для нашего штата - она должна быть очень хрустящей! Теперь мы и за пределами съёмочной площадки как самые настоящие отец и дочь".
ПРЕССА:
"Самым ожидаемым и ажиотажным фильмом Венеции-2010 стала новая работа Софии Копполы "Где-то". Переаншлаги на всех сеансах, толпы зевак и папарацци…То ли в конкурсе оказалось слишком мало режиссёрских звезд, то ли репутация Софии резко выросла за последнее время. Так или иначе, интуиция публику не обманула. "Где-то" - возвращение Копполы-младшей к лучшему, что в ней было, к трогательной незатейливости "Трудностей перевода" и нежной ностальгии "Девственниц-самоубийц". Можно даже сказать, что "Где-то" - её лучший фильм. Минимализм интриги и отсутствие пафоса, мягкая ирония и отличная актёрская игра" (Антон Долин, Газета.ru). "Фильм, который совсем не нуждался в том "Золотом льве", который отдал ему Тарантино, уже повсеместно назвали авторемейком "Трудностей перевода" - только про отношения отца и дочери и без романтического подтекста… Вряд ли можно многое сказать об этом фильме и его режиссере, кроме того, что она собирает свои картины из одних и тех же деталек конструктора Lego, - и если у любого автора есть набор тем и идей, то у Копполы это именно детальки, небольшие блоки весьма ограниченного личного опыта, скрепленные впечатлениями от чужих фильмов… Из Lego тем не менее можно построить целый город, и он будет по-своему не лишен красоты, а знаменитый долгий план с мешком на голове (за него, судя по комментариям Тарантино, "Льва" и вручили) действительно является минималистическим шедевром" Мария Кувшинова, openspace.ru). "Наследница почтенной кинодинастии, хорошо знающая медийный мир, остроумно показывает пустоту жизни в шоу-бизнесе. Комедийный талант режиссёра с блеском проявляется, в частности, в эпизоде, напоминающем самую успешную ленту Софии Копполы "Трудности перевода", только судьба забрасывает героя не в Японию, а в Италию. Коппола едко и в то же время добродушно высмеивает провинциальную атмосферу итальянского телевидения, процветающий на нем культ голливудских звезд… В этом фильме, посвященном отношениям отца в зените славы и его дочери, невозможно не увидеть автобиографических мотивов. Любовь к семейным драмам у Софии Копполы в крови: её отец снял "Бойцовую рыбку" и "Крёстного отца", в центре которых семья… Но всё же главная тема новой работы режиссёра гораздо более универсальна, и именно это в конечном счете определило успех в Венеции. В центре фильма - не семейные отношения и не критика нравов шоу-бизнеса, а поиск человеком своего пути. Отсюда и название: далекое "где-то", где нас нет, манит своей недоступностью и обещает более честный, добрый и осмысленный мир, чем тот, в котором мы живем" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ - Weekend"). "Отказываясь от нормальных сценарных средств - а здесь в никуда, в бесконечно далёкое абстрактное "где-то", исчезают как персонажи, так и только наметившиеся сюжетные линии - Коппола живописует внутреннюю пустоту и непреходящую абсурдность бытия с точностью, достигаемой на каком-то внутриклеточном плане. Пресловутый экзистенциальный кризис здесь разобран до молекул. Все же самые важные трансформации героя происходят на микроуровне (и благодаря этому, универсальны), а катарсис так незначителен, что его легко и не заметить. Где бы, с кем бы, и что самое важное, кем бы ты ни был, однажды окажешься варящим в одиночестве макароны на пустой кухне - и уж отсюда только одна дорога. От себя к тем, кто вокруг" (Денис Рузаев, timeout.ru). "София Коппола, дочь знаменитого отца, на первый непросвещенный взгляд - существо эфемерное и легкомысленное. Разумеется, как режиссёр. Она снимает о проблемах, которых нет, и в манере, которую не опишешь. Но это и есть ее фирменный почерк. "Где-то" - очень простая мелодрама о пресытившемся славой голливудском актере Джонни Марко, которого возвращает к жизни 11-летняя дочь. Парня раздражают даже блондинки-красотки в собственной постели и пышущие желанием стриптизерши. "И это проблема?!" - воскликнет кто-то. Воскликнет возмущенно - мол, мне бы такие проблемы… Не надо торопиться - Коппола умеет ткать действие из ничего. И делает это так, что то самое "ничего" становится главным героем, основным раздражителем персонажей и двигателем всего сюжета. Наверное, это называется атмосферой и переводу на язык слов не подлежит" (Екатерина Барабаш, "Российская газета"). "Мысль режиссёра слишком прозрачна, чтобы ее комментировать, и бесконечно уязвима для критики из зала: ну да, ну да, удушающее однообразие безоблачной жизни, бедный парень, как он одинок и опустошен, как же, должно быть, утомляют номера люкс с бассейном и эти чертовы блондинки. Сними Коппола все то же самое, но про рыбака из умирающей деревушки - собирала бы овации по умным фестивалям, а так фильму достался подозрительный "Золотой лев" от её приятеля Тарантино да презрительный свист. Разумеется, Коппола шла на это сознательно; разумеется, она не блондинка, оплакивающая сломанный ноготь (какой легко может показаться), а совсем напротив. Просто к своей четвертой картине она настолько овладела пунктиром, что рисовать сплошными линиями ей скучно, их тут уже нет вовсе… И то, что от фильма к фильму её занимает, - штука настолько хрупкая, что любое решительное прикосновение разрушит её в пыль" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). "После незаслуженного и обидного провала "Марии-Антуанетты" София Коппола вернулась к тому, что у неё получается лучше всего: кино о грусти в гостиничных тапочках… Можно сколько угодно упрекать Копполу в самоповторах. Можно тысячу раз видеть, что история "Где-то" уложилась бы в короткометражку, а остальное - длинные планы почесываний Дорффа и дрожащих ресниц Эль Фаннинг. Можно, наконец, считать, что "Золотого Льва" в Венеции она получила как бывшая девушка председателя жюри. Но всё-таки никто лучше неё не снимает о тех, у кого вообще-то всё путем, но почему-то плохо, хоть вой. Никто так не переходит от колкостей к нежности. И едва ли не она одна теперь берет за руку, когда другие советуют перейти на "Прозак" (Леля Смолина, "Empire"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|