19.11.2010
…ЛИЦА НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНЬЕМ Если вы ещё не знаете, что Аарон Соркин сценарист, за которого и Эсхилу не стыдно – смотрите «Социальную сеть». Если вы уверены, что после «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер продал талант фарисеям и сдулся, или вообще не знакомы с таким режиссёром - смотрите «Социальную сеть». Если вы считаете судебно-производственную драму скучным жанром - смотрите «Социальную сеть». Посмотрели? И все ваши «если» при вас? Ну, тогда либо вы не пропускаете ни серии «Обручального кольца» на Первом, либо вы даже спите в майке с портретом Карлоса Рейгадаса и надписью «Forever». Для остальных в новом фильме Финчера найдётся много чего интересного и значительного. Влюбить зрителя в производственную интригу у американцев получается так, как у двух первых рюмок – поднять настроение. Финчер сразу давит на газ: быстрый темп, впивающиеся в тебя осколки информации, юмор, притягивающая «наглость хода» действующих лиц, щёлканье флешфорвардов/флешбэков, смена точек зрения на происходящее… Я уж не говорю о том, что речь идёт о Facebook, великом и ужасном, да ещё поставленном на рельсы американской мечты, путём которой наши герои прошли до половины и забрели в судебные джунгли, где волк волку - крокодил. Итак, обыкновенная история - как забраться на вершину, не навернуться вниз, а жить под напором горных ветров, не превращаясь в йети. Плюс драма взросления. Плюс вечные тезы-антитезы (дружба и предательство, любовь и нелюбовь, социальный статус и зависть). Плюс современная и заметно прогрессирующая при помощи интернета напасть – некоммуникабельность. Да-да, вот это всё-всё-всё, а не просто - люди деньги зарабатывают. Знаете, говорят авторы фильма, в бизнесе (если это бизнес, а не тупое воровство) деньги – лишь текущие призовые, способ самооценки и средство для продвижения дальше. Настоящий бизнес – это творческая одержимость. Это восторг сноубордиста, вывалившегося на снежный склон из вертолёта. Это Гусев из «Девяти дней одного года» с арсеналом Остапа Бендера наперевес. И классическое «I did it!» в «Социальной сети» выглядит не замкнутой на себе рекламной вывеской, а лишь начальной фразой с не менее классическим продолжением: «А вы?» А как же «хождение по трупам» и прочие финты ушами Марка Цукерберга? Что ж, в гору карабкаются многие, но та, сужаясь к вершине, оставляет место для немногих. Поэтому в этом деле нужны, во-первых, талант, во-вторых, талант опережать других. Ведь идеи носятся в воздухе – лови! Особенно, если на дворе век тотального информационного пространства – всё на виду у всех. Так что, твори, заимствуй, компилируй, хватай бананы и беги (про фрукты – как раз компиляция из названий фильмов Вуди Аллена). Но забег, естественно, будет с препятствиями. И тут не обойтись без тактической брони. Равнодушие, эпатаж, циничный расчёт – как латы на тщедушном и уязвимом тельце Цукерберга. Последнее подчеркивается режиссёром визуально - Марк габаритами уступает всем своим партнёрам и противникам. В конечном итоге все заковыки в деле становления Facebook и МЦ как катком уничтожаются Его Величеством Успехом. Успех окрыляет, оправдывает и притягивает других. Как сказка, как пример, как объект зависти или обожания. Но – пора притормозить победное шествие нашего героя – Марк не очень напоминает рождённого на планете Криптон. Достаточно, к примеру, пересесть в лодку братьев Уинклвосс, чтобы решить – ну, чмо же! Да, и простое человеческое счастье в летящей броне не ухватишь. Правда, в финале авторы фильма намекают на то, что парень, кажется, увидел небо в алмазах. Но это, как говорится, начало уже совсем другой истории… Финчер же в «Социальной сети» проделал замечательную вещь – в реальном, очень обычном, устоявшемся и как водится заболоченном мире, где все супермены сидят по комиксам, он отыскал мальчиша-плохиша со светлой головой и дерзкими помыслами и, сплавив «Расёмон» с «Уолл стрит», проследил за тем, как его Цукерберг совершает террористический акт против этой самой обычности. В конце концов, вывел во весь экран: «ничто не однозначно в подлунном мире», и заставил зрителей симпатизировать даже не человеку – порыву… А как там было на самом деле, имеет значение только для адвокатов. Павел ТИМОШИНОВ |