04.11.2010
КАК ВСЕГДА МЕЖДУ АДОМ И РАЕМ Если про себя, а то и вслух, перечислить все составляющие аргентинской «Тайны в его глазах» Хуана Хосе Кампанеллы, то они, составляющие, вроде как сами собой складываются в определение «гремучая латиноамериканская смесь». Тут и детектив, длящийся чуть ли не три десятка лет. И «лав стори» с отсутствием «лав» во плоти. И политическое кино с функцией фатума и испытания. И триллер про одержимость и воздаяние - а-ля вывернутый наизнанку «Граф Монте-Кристо». Кажется, вот-вот, ещё пара танго-вибраций, пых-пых, всё задымиться и пойдёт вразнос… Но - ничего подобного. ![Тайна в его глазах-б](http://www.old.orlenok-kino.ru/site.aspx?IID=821986)
Конечно, все образы и события в «Тайне» слегка пережаты, перенасыщены, но широкого шага за грань правдоподобия авторы картины не делают, можно сказать, за рамки очень умеренного магического реализма – ни ногой. Кампанелла, конечно, аргентинец, но кинообразование получал в Штатах, там в основном и работает. Может поэтому (а может просто таким родился) страсти-мордасти он не снимает. А снимает профессиональное, взвешенное и идеально выстроенное кино c безупречными актёрскими работами. И главное - ему есть что сказать. Да, «архитектура» картины затейлива (романная структура, постоянные перемещения из настоящего в прошлое и обратно, несколько сюжетных загадок), но спроектирована железной рукой и работает на все 100. Через весь фильм протянуты две линии – две истории, так сказать, «трансцендентной» любви. Одна любовь обречена оставаться безответной, потому что прервана навсегда (убитой девушки и её мужа), другая раз за разом роковым образом упирается в «не сбылось, не случилось» (следователя и его начальницы). Линии переплетаются, скручиваются, испытываются на прочность… Идут годы, наступающие трагические времена портят нравы, судьба горазда на безжалостные зигзаги, расследование перерастает в путь главного героя к самому себе, наконец, тайна в чужих глазах становится прозрением в глазах собственных. Нас проводят, не теряя при этом увлекательности истории, сквозь лабиринт страстей и вечных вопросов без универсальных ответов. Как жить, если невосполнимая утрата уже произошла? Как соотносятся суд человеческий и Божеский? Можно ли ступить в одну реку дважды? «Тайна в его глазах» как и положено большинству хороших фильмов – это своеобразное Чистилище. На выходе из которого (в данном случае) имеем два финала – мрачный и светлый (ну, почти Ад и Рай). И внятную мораль - делай, что должно и будь, что будет. И если «должно» подсказано совестью, то будет лучше, даже при том, что на вид - хуже некуда. Павел ТИМОШИНОВ |