НОСФЕРАТУ. УЖАС НОЧИ
(Россия, 2010)
Режиссёр: Владимир Мариничев.
Жанр: анимационный фильм ужасов с элементами "черного" юмора. Молодой клерк Джонатан отправляется за тридевять земель, в страну Трансильванию, лежащую у подножья Карпатских гор, где, как известно по сказкам и фильмам, обитают оборотни, вампиры и мрачный граф Дракула. Только вот дело в том, что за тысячу столетий граф заскучал и впал в депрессию. Он мечтает развеяться в большом городе и выпить кровь у всех женщин мира. Подчинив себе Джонатана, Дракула на первом в мире самолёте отправляется в Лондон. Правда, герои не знают о том, что в городе находится профессор Ван Хельсинг, знаменитый охотник на вампиров… Владимир Мариничев родился в 1950 году в Подольске, Московской области. В 1976 году окончил юридический факультет ЛГУ. С 1976 по 1988 служил в уголовном розыске. Далее преподавал право, писал статьи в журналах на военно-историческую тему. С 1994 по 2008 занимался охранным бизнесом, и в это же время у него и у работавших в его фирме охранниками Тимура Тибилова и Артёма Вовченко родилась идея - заняться анимацией. Свой первый фильм с рабочим названием "Вышел немец из тумана…" они снимали почти десять лет: три года учились, семь - рисовали. Затем стали обзванивать продюсеров. Единственным откликнувшимся продюсером оказался Сергей Сельянов. Приехал, посмотрел, отнёсся очень скептически, но удивился и заинтересовался. Именно опытный Сельянов, увидев политическую бесперспективность первого фильма, предложил пока отложить его в сторону, а делать "Носферату…" Через пару недель Мариничевым был написан сценарий, затем сделали пробный ролик. Сельянов его посмотрел, одобрил, и началось производство картины. Тимур Тибилов анимировал весь фильм. Артём Вовченко сделал все модели. Ближе к выпуску фильма в команду авторов влился Павел Захаров - такой же любитель, как и остальные, только гораздо более серьезного уровня компьютерщик. Он всё визуализировал, приготовил фильм для показа в кино. "Носферату. Ужас ночи" можно считать музыкальной анимацией, ведь в ней будут звучать около 20 разных песен, в том числе четыре джазовых трека от "Billy's Band", чей лидер Билли Новик рассказывает: "Одну песню придумал я - это была песня, написанная на заказ, и три песни в стиле Cab Calloway и Louis Armstrong 30-х годов. Я пел песни за этого вампира". На фестивале российского кино в Выборге "Окно в Европу-2010" за "Носферату. Ужас ночи" Владимир Мариничев был удостоен Приза имени Станислава и Андрея Ростоцких.
СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ:
"Знаете, бывает, что человек живет спокойной, удачной жизнью, а потом вдруг меняет занятие, дело жизни, и оказывается, что именно для этого он и был рождён. Эти слова можно отнести и к режиссёру Владимиру Мариничеву, лидеру группы, создавшей фильм "Носферату…"
ВЛАДИМИР МАРИНИЧЕВ:
"Торговых институтов мы не кончали. Для меня проще картинку нарисовать или там статью или книжку написать, чем какой-то заказ выполнить, какой-то серьезной работой заниматься. У меня была фирма. Подчиненные. Мы хотели зарабатывать деньги… сидели, обсуждали, а на столе лежал диск "История игрушек". Я его взял в руки, повертел и смотрю - на обороте написано: сто с лишним миллионов долларов сборов. И думаю: если на этой лабуде, кое-как сделанной, люди такие деньги зарабатывают, то чего мы тут сидим вообще".
"А что же ещё мы могли делать, за что могли взяться? Документальное кино меня не интересовало. Что касается игрового - у меня не было никаких знаний, связей, знакомств с актёрами. Где было взять деньги хотя бы на зарплату для артистов? Я не знал и сейчас не знаю, как это делается. А анимационные фигурки могут ждать, на всё согласны и не просят зарплаты. Мне это гораздо легче".
"С самого начала чувствовалось: мы что-то можем сделать. "По замашкам фраер, но не фраер - это точно". Ну и потом, надо было делать не с бухты-барахты, а иметь какую-то основу. Мы же ВГИКов не кончали (я это без тени иронии говорю). Просто мы действительно были относительно кино безграмотными. И надо было учиться. Мы и учились - очень просто. Достали историю мирового кино, в основном американского и французского. И начали смотреть Гриффита, Штрогейма. И пошло... До Бергмана, Куросавы, Феллини. Взгромоздились на плечи этим гигантам, и с этих плеч что-то там стало брезжить вдали. Дальше надо было найти свое решение, свой почерк, свою масть. И вот начиная с 2003-го начал понимать: есть своя фишка, своя печать, своя марка".
"Я, когда мы обсуждали будущий мультфильм, обронил что-то в духе "Ну не Носферату же снимать!" И потом почему-то постоянно всплывало это имя в разговоре. И вдруг как-то сошлись на Дракуле. Я просто понял: сто процентов снимем".
"Мы начали снимать ремейк фильма Броунинга, с Лугоши в главной роли. Но тут стало тошно от того, что наше поколение не может придумать своего Дракулу. Что приходится обращаться к каким-то другим. Но, конечно, для меня главный - именно Носферату Мурнау. Это не лучший, по-моему, его фильм, но образ вампира он всё - застолбил. Другого быть не может. Только такой. А роман Стокера я прочесть так и не смог - скучнятина. Прочёл страниц десять, и всё, уже запутался".
"Ну да, я добавил в сюжет воспоминания, мысли, впечатления, которые остались во мне еще со времён работы в угрозыске. Я же там убийствами занимался. Так что убийства из "Ужаса ночи" компилируются с теми, которыми занимался я. Все-таки Носферату - это же про зло. И эта проблема меня всегда волновала. Каждое раскрытое дело - как победа над злом. Я потому и взялся за этого Дракулу, потому было озарение: я это сделаю точно, потому что знаю как. Когда раскрываешь дело, это всегда поединок с кем-то, кого ты не видишь. Он в темноте. Не раскрою - значит, надругается и надо мной, и над всеми. И вот было такое чувство торжества, серьезная эмоциональная подпитка".
"Честно говоря, в техническом плане я в анимации ровным счетом ничего не понимаю. Моя задача при создании фильма заключалась в том, чтобы написать сценарий, срежиссировать его, подсказав, что - хорошо, а что плохо и как это исправить. Я нарисовал весь фильм от первого до последнего кадра на бумаге от руки, сделав подробную раскадровку. Фильм сначала родился у меня в голове, долго переворачивался так и эдак, а потом лёг на бумагу. А уже с бумаги под моим чутким руководством ребята перенесли его на экран".
"Особенности нашей анимации состоят в оригинальности моделей, лишённых растиражированных штампов и их своеобразной пластики, что образует свой, присущий только нам, творческий почерк. Мы были озабочены, как раз тем, чтобы обрести свою форму и в силу этого обстоятельства, старались держаться как можно дальше от каких-либо мастеров. Классик как огромный тонущий корабль. Если от него не отплыть далеко, он утянет тебя за собой в водоворот. Мастера в профессиональном смысле, нужны для того, чтобы научившись у них секретам мастерства, от них же оттолкнуться и никого собой не напоминать".
"Фильм и детский, и подростковый, и взрослый, и стариковский… Кто угодно может его смотреть. Я сам в этом убедился на своих внуках, которым по четыре с половиной года. Их от просмотра "Носферату..." было не оторвать. Я видел реакцию взрослых людей: не только моих близких знакомых, которые не могут мне прямо сказать, если им не понравилось, но и совершенно посторонних людей. Вроде бы публике нравится… Мне самому удивительно, что все по-разному воспринимают картину. Взрослые видят более трагическую сторону, а дети - гогочут". АРТЁМ ВОВЧЕНКО про персонаж Носферату:
"Изначально мы хотели сделать голову в виде черепа. Долго с ней мучались, растягивали её... Ну, а потом вспомнили "Крики" Мунка. И из него она и вышла". ТИМУР ТИБИЛОВ:
"Мы не стремимся к какой-то 3D-реалистичности, не гонимся за "Пиксаром", многое берём от плоскостной анимации, ничуть не заботимся об объёме. Если картинка нравится - значит, хорошо. Какая разница, как это достигнуто?"
"Алдашин, да. Нам до них как до небес… Кроме Алдашина, такие мультфильмы не может сделать никто. Ну вот "Рождество" - я когда его смотрел, особенно когда там все эти зайчики, лев... Я рыдал. Вон у меня даже, когда я говорю о нём, глаза на мокром месте". СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ:
"Говорят, что дилетанты - самые успешные люди во всех областях. В этой мысли что-то есть. Действительно, когда в том или ином деле появляется человек с абсолютно незамутнённым сознанием, он способен на многое. Он может поступить нелогично, даже смешно с точки зрения серьёзного профессионала, нарушить каноны, но благодаря этому - совершить открытие".
ПРЕССА:
"Носферату", при всех его шероховатостях, - это сначала прецедент, а уже только потом сюжет, идея или там исполнение. Мариничев - какое-то непонятное образование, которое классифицировать пока невозможно. Ни в один из трендов российской анимации он не попадает (это ни в коем случае не коммерческая поделка вроде "Алёнушки и Ерёмы", но уж тем более и не Норштейн), но его наивная амбициозность подкупает: все нарисовано собственным потом и кровью на домашнем компьютере, зато саундтрек - от "Billy's Band"!" (Александра Добрянская, timeout.ru). "Мультфильм Владимира Мариничева поначалу озадачит любого, кто имеет представление о картине Мурнау или книге Брэма Стокера. Дракула, похожий одновременно на Великолепного Гошу и на больного базедовой болезнью, разговаривает сиплым старческим голосом (озвучивал, кажется, сам режиссёр), причем услышать от него можно вещи самые неожиданные. Граф - большой поклонник советских детективов, поэтому полицейскому инспектору он прямо заявляет: "Нету у тебя против меня методов", а с молодым Джонатаном острит совершенно в том же уголовно-простецком духе. Примерно так выглядела бы классическая история Влада Цепеша, если бы её доверили озвучивать Дмитрию Пучкову aka Гоблин" (Маша Вильямс, afisha.mail.ru). "Объёмная анимация на грани фола. Наивность сюжета и образов "самострочная", хотя авторы рисовали своего Дракулу с "Крика" Мунка. Однако видно, что собственные слабости художники пытались превратить в стиль… Связываться с дилетантами - чистой воды авантюра. На Западе, впрочем, это обычная практика… Конечно, получился трэш-пастиш. Отношения с предшественниками ("Носферату. Симфония ужаса" Мурнау, "Дракула" Браунинга, "Носферату: Призрак ночи" Херцога) несерьёзные. Вечная тема переложена на язык образов эпохи "Южного парка" и "Симпсонов". Смотреть можно даже младенцам. А вот нужно ли - это вопрос" (Ирина Любарская, "Итоги"). "Продюсер фильма Сергей Сельянов утверждает, что все посмотревшие "Носферату. Ужас ночи" делятся на две категории: одни становятся яростными фанатами мультика, другие - столь же яростными критиками. В самом деле, примитивные фигурки, напоминающие о компьютерных играх пятнадцатилетней давности, которые, приплясывая, разыгрывают классический сюжет про Носферату, должны заставить Влада Цепеша перевернуться в гробу. В картине Владимира Мариничева можно увидеть непрофессиональную поделку или обаятельное наивное искусство - выбирать только вам, но при любом раскладе "Носферату" - зрелище альтернативное в самом прямом смысле. У этого фильма не существует аналогов: советская мультипликация, страшилки Бартона, балаган "Шрэка", совершенная анимация Pixar - все они живут в какой-то иной плоскости культуры и сознания, точно так же, как банки из-под супа Энди Уорхола существуют в разных системах координат с картинами Ренуара" (Дарья Горячева, Газета.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|