ПрогульщикиПРОГУЛЬЩИКИ
("Quchis dgeebi", Грузия, 2010)
Режиссер: Леван Когуашвили.
В ролях: Гуга Котетишвили, Зура Бегалишвили, Иракли Рамишвили, Георг Кипшидзе, Гага Чихладзе, Эка Чхеидзе, Русико Кобиашвили, Заза Салия, Лео Антадзе, Лия Гудадзе.
Жанр: драма.

Тбилиси, Грузия. Три полицейских арестовывают 45-летнего Чеки и предлагают ему подсадить на наркотики сына его высокопоставленного друга. Если Чеки откажется сотрудничать с ними, то закончит свою жизнь за решеткой. Чеки, без работы, но с героиновой зависимостью, не может отказать им - но поставленный перед столь сложным выбором, он отчаянно ищет другой выход из этой ситуации…

Леван Когуашвили родился в Тбилиси в 1973 году. Поступил в Грузинский Государственный Университет Театра и Кино, но через год в Грузии началась война, и он был вынужден бросить обучение. Работал журналистом на первом независимом грузинском телеканале. В 1995-1999 годах Леван учился во ВГИКе на курсе Марлена Хуциева. В 2006 году закончил киношколу Нью-Йоркского университета. Первый игровой короткометражный фильм Когуашвили "Долг" (2005) получил призы на международных кинофестивалях, участвовал в официальном конкурсе фестиваля "Сандэнс" в 2006 году. Его документальные фильмы "Отец и сын" (2003) и "Грузинские женщины" (2008) также получили ряд призов на кинофестивалях. "Прогульщики" - его первый полнометражный фильм.

"Прогульщики" удостоены Главного приза "Золотая Лилия" за лучший фильм на фестивале кино центральной и восточной Европы в Висбадене-2010 и приза за толерантность Жюри критиков фестиваля европейских фильмов в Паличе-2010. Фильм был в конкурсной программе МКФ в Роттердаме-2010 и в программе "8 с половиной фильмов" на Московском МКФ в 2010 году.


ЛЕВАН КОГУАШВИЛИ:
"Я начал работу над сценарием "Прогульщиков" в 2005 году. В то время я заканчивал киношколу Нью-Йоркского университета и писал свой первый сценарий… Тогда же в Нью-Йорке я собирался снимать свою дипломную работу "Грузинские женщины". В общем, я был довольно занят и не планировал делать что-либо у себя на родине, пока в один прекрасный день мне не позвонили из Грузии и не рассказали историю о молодом человеке из Тбилиси. Это была трагическая история морального и социального падения наркомана… Мне предложили написать сценарий и снять фильм, основанный на этой истории, и я согласился не раздумывая. Конечно, у меня было много планов и проектов в Нью-Йорке, мне нравилось там жить и работать, но я предпочел снять свой первый фильм в стране, где я родился и вырос".
"Незадолго до начала съемок я был на похоронах своего тбилисского знакомого, умершего от передозировки. Он не был моим другом, я просто знал его в детстве. Когда мы были маленькими, мы ходили вместе на дни рождения, иногда играли вместе, но потом отношений не поддерживали. Очень редко я сталкивался с ним на улице, общие друзья иногда рассказывали про него. Он женился, чуть не умер от передозировки, жена родила ему ребенка, он бросил наркотики, развелся, снова развязался и т.д. Его нашли на лестнице, с шприцем в паху (на руках вен уже не осталось, и поэтому он кололся в пах.) На похоронах я вспомнил дни рождения, на которые мы ходили вместе, а когда, идя на поминки, поднимался по лестнице в его доме, я остановился у окна и выглянул в него. Стояла поздняя осень, стеной лил дождь, листья на деревьях облетели, и здания в современной части города казались уродливыми и нелепыми. Среди этого жуткого пейзажа я увидел чудом сохранившийся маленький кусочек старого Тбилиси: двухэтажный дом с маленьким садом и натянутой бельевой веревкой. Земля была усыпана почерневшей листвой. Рядом с домом была припаркована старая советская машина синего цвета. Я смотрел на этот дом сквозь окно, мокрое от дождевых капель, и поэтому цвета выглядели по-другому. Мне всегда нравилось сочетание коричневого и синего. На следующий день я рассказал об этом нашему художнику-постановщику, и мы решили, что в цветовой гамме картины должны преобладать оттенки этих двух цветов".
"Перед тем как начать писать сценарий, два месяца я посвятил изучению вопроса. Один месяц я провел с полицейским отрядом по борьбе с наркотиками, выезжал с ними на операции, присутствовал на задержаниях и допросах. Много времени я провел на улицах Тбилиси… Я общался с разными людьми: местными жителями, наркоманами, завязавшими, с теми, кто употребляет время от времени, их женами, бывшими женами, их друзьями, подругами, с наркоманами, уезжавшими в монастыри, чтобы избавиться от героиновой зависимости, с теми, кто только что вышел из тюрьмы, и с теми, кто вот-вот должен был туда отправиться - в общем, с кем только я не общался. Я разговаривал с ними, наблюдал, делал заметки, тайно записывал на диктофон наши беседы, делал фотографии. Я следовал совету знаменитого французского сценариста Жана-Клода Каррье, который как-то сказал, что любой сценарий начинается со сбора материала и выработки собственного эмоционального отношения к этому материалу. Я осознал, насколько верны его слова, когда начал работать над сценарием со своими соавторами".
"У нас практически не было раскадровок, на площадке мы много импровизировали. Такой метод работы мне больше подходит, я часто изменял сценарий, менял актеров, добавлял сцены… Также я свободно обращался с диалогами. Изначально я требовал от актеров, чтобы они учили текст, который мы писали на репетициях, но потом понял, что из-за этого актеры - особенно непрофессиональные - чувствуют себя скованно. Они слишком волновались, боялись забыть выученный текст и поэтому выглядели неестественно. Тогда я сказал актерам, чтобы они говорили своими словами. Перед съемкой сцены мы проговаривали ключевые фразы, а остальную часть диалога они говорили своими словами. Несмотря на все эти импровизации, мы уложились и по времени и по бюджету. Мы снимали "Прогульщиков" на цифровую камеру Red и поэтому у нас была возможность делать много дублей".
"Несмотря на то, что главный герой фильма наркоман, а все действие разворачивается вокруг темы наркотиков, в картине нет ни одной сцены внутривенного или любого другого употребления наркотиков. Тому есть две причины. Во-первых, я считаю, что подобные сцены - клише (так же, как и эротические сцены), за счет которых авторы хотят привлечь внимание к фильму. Кроме того, эти клише опасны, потому что они идеализируют наркотики и могут сподвигнуть зрителей попробовать самим. Нам бы очень этого не хотелось. Ваш фильм может быть шедевром, но если хоть один человек после его просмотра станет наркоманом, это того не стоит".
"Главного героя Чеки играет Гуга Котетишвили. Изначально его должен был играть другой актёр, но за неделю до начала съемок ему предложили главную роль в европейском проекте, и ему пришлось уехать. Мы стали искать замену и просмотрели многих актёров, но так и не смогли принять окончательное решение. Тогда один из продюсеров, Гия Базгадзе, предложил попробовать Гугу Котетишвили. Гуга - художник и раньше никогда не снимался в кино. Мне казалось, что главную роль должен играть профессиональный актёр, и поэтому был уверен, что он не подойдет. Однако, уже на пробах Гуга продемонстрировал несомненный природный талант и артистизм. Позже просматривая его пробы, я понял, что нам очень повезло, что актёр, изначально планировавшийся на роль, отказался, поскольку, по моему мнению Гуга подходит больше. Гуга - очень интересный и глубокий человек, такой "аристократ-бродяга". Он много повидал в жизни и хорошего, и плохого, но, несмотря на всё, сумел сохранить себя. Он может быть и грустным, и веселым, но всегда полон обаяния. Все эти черты Гуга передал и своему герою".
"Для меня это фильм о странном и очень несчастном поколении. Эти люди родились и выросли в Советском Союзе, но после того как могущественная империя развалилась у них на глазах, были вынуждены адаптироваться к новой реальности. Для многих из них эта новая реальность стала шоком. Войны, нищета, отключение электричества, и вместе с тем - новые непривычные капиталистические законы. Те, кому удалось пережить войны и нищету, не смогли приспособиться к капитализму. Привыкшие к коррумпированной, но относительно беззаботной жизни в СССР, они не смогли найти свое место в новой, не менее коррумпированной, но капиталистической Грузии. Тем не менее, южный грузинский темперамент этих людей требовал выхода, и для многих этим выходом стали алкоголизм и наркомания. Среди них было много хороших талантливых людей. Просто они родились не вовремя. Многих из них уже нет в живых, а тех, кто выжил, часто называют "потерянным поколением". Это очень личный фильм - он рассказывает историю поколения, которое я хорошо помню и люблю - историю моего поколения".


ПРЕССА:

"Нет больше ни унифицировавшего творческую самобытность Грузии советского строя, ни коммунистической цензуры, но и естественный оптимизм грузинского кино куда-то улетучился. Леван Когуашвили в "Прогульщиках" даёт совсем не радужную картину реальности… "Прогульщики" продолжают традиции Иоселиани, Батиашвили и вообще грузинского неореализма. Кинокамера находит персонажей прямо на улицах Тбилиси, снова оживает атмосфера хаотичного и живого грузинского города. Картина Левана Когуашвили - это ещё один отчетливый сигнал того, что кино в Грузии просыпается после долгой спячки" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ - Weekend").

"Молодой режиссер Леван Когуашвили не упивается аутентичной "чёрной" фактурой. Автор ни на секунду не забывает о сочувствии к безнадёжно павшим. Действительно, грустно сознавать, что именно мужчины оказались не готовы к новой капиталистической реальности с её волчьими законами выживания. Жалко выглядят эти постаревшие и поседевшие дети из когда-то самой лучезарной советской республики. Легко представить на их месте главного героя фильма Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд" - легкомысленного литавриста Гию" (Вита Рамм, "Известия").

"Картина Левана Когуашвили отлично сделана, снята, сыграна. Глядя ее, вспоминаешь подзабытую, но от этого не ставшую хуже грузинскую школу кино, убеждаешься, что за эти годы традиция не прерывалась. По внешним признакам "Прогульщики" - "чернуха". По внутреннему же содержанию - абсолютно классическое христианско-философское, даже моралистическое кино, сделанное на материале сегодняшней разрухи в головах и на улицах и лишённое метафор и прочей образности, которую простаки принимают за искусство. Его автор отлично знает, как надо и как не надо жить, и желает поделиться этим знанием со зрителями" (Стас Тыркин, "Комсомольская правда").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта