Социальная сетьСОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
("The Social Network", США, 2010)
Режиссер: Дэвид Финчер.
В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Бренда Сонг, Руни Мара, Эрми Хаммер, Макс Мингелла, Дакота Джонсон, Джозеф Мадзелло, Тревор Райт.
Жанр: драма.

Однажды ночью в октябре 2003 года поссорившийся со своей подружкой Марк пробирается в компьютерный зал университета и создает сайт с базой данных всех представительниц слабого пола в студенческом городке. Сайт получает название Facemash и сразу же приобретает завидную популярность, а Марка обвиняют во всех смертных грехах, включая несанкционированное вторжение на территорию университета во внеурочное время, нарушение закона об авторских правах и нарушение закона о частной жизни. Именно в этот момент у юноши рождается мысль открыть новый сайт… История создания главной социальной сети мира Facebook и её основателей во главе с Марком Цукербергом. Повествование ведётся от имени каждого из героев, у каждого - своя версия появления "Facebook". На выходе - конфликт, который превращает друзей в непримиримых врагов, и многослойное, почти голографическое изображение успеха в XXI веке…

История портала Facebook началась в феврале 2004 года. Сайт thefacebook.com запустил программист Гарвардского университета Марк Цукерберг, всего 19 лет от роду. Только за первый месяц на сайте зарегистрировалось половина студентов Гарварда, а к декабрю 2005 года аудитория сайта насчитывала 5,5 миллионов студентов, которые публиковали на своих страничках самые сокровенные данные о себе - начиная с любимых песен вплоть до того, с кем кто переспал. Информация была доступна для всех и каждого. Facebook вскоре распространился по всему миру, став одной из самых популярных публичных площадок в Интернете. Численность аудитории выросла до 500 миллионов пользователей. Всего за шесть лет Facebook стал мощным культурным оружием, новым механизмом для установления дружеских отношений, имеющим большое влияние на новое поколение. Как и многие другие революционные технологии, Facebook восхваляли и поносили за то воздействие, которое сайт оказывал на молодежь. Портал рос, как на дрожжах. Коммерческий потенциал компании (несмотря на то, что он нигде не объявлялся в открытую) оценивался в 25 млрд. долларов. Некоторые воротилы с Уолл Стрит считали, что и эта сумма весьма занижена. По мере роста компании, многие пытались столкнуть лбами её основателей, вызвав конфликт интересов. Ранние этапы существования Facebook были отмечены серией сражений за право первенства и обладания порталом. Группа бывших сокурсников Цукерберга по Гарварду, включая братьев Уинклвосс, считали, что Марк грубо воспользовался чужой идеей открыть социальную сеть. А бывший деловой партнер Цукерберга и совладелец Facebook Эдуардо Северин утверждал, что Марк попросту выбросил его из проекта, после того, как Эдуардо финансировал создание портала на начальных этапах.

Фильм "Социальная сеть" - это вольная экранизация книги Бена Мезрича "Миллионеры по случаю: Основание Facebook - история о сексе, деньгах, гении и предательстве" (в России книга издана в 2010 году). "Я получил электронное письмо от парня, который писал, что он заканчивает Гарвард и у него есть потрясающая история, - рассказывал впоследствии Мезрич. - Мол, он дружил с людьми, которые запустили Facebook. Мне стало любопытно. Я согласился встретиться с ним в баре. Он пришел в сопровождении Эдуардо Саверина. Сначала он не сказал мне, кто такой Эдуардо, и вообще вёл себя так, словно это конспиративная встреча. Но потом Эдуардо начал рассказывать мне, как всё было, и я понял, кто передо мной". Используя разоблачения Саверина, материалы судебных исков и интервью с некоторыми из друзей Цукерберга, Мезрич написал "драматический повествовательный отчет". В нём многое домыслено, а кое-что просто выдумано. "Мы не знаем, как это произошло, - пишет автор. - Но мы можем представить себе, как было дело...". В предисловии Мезрич защищает свой метод работы, называя его "драматической реконструкцией событий". Пока книга готовилась к публикации, суд закончил рассмотрение исков Цукерберга и Саверина и отклонил оба. Вскоре после этого имя Саверина снова появилось в списке официальных основателей Facebook - очевидно, бывшие друзья договорились по-приятельски. Примерно в то же самое время Саверин перестал общаться с Мезричем (с тех пор Саверин вообще отказывается от каких-либо контактов с прессой). Мезрич несколько раз он пытался встретиться и поговорить с самим Цукербергом, но тот отказался. Однако Мезричу повезло ещё раз: два других приятеля Цукерберга подали на него в суд, заявив, что он украл их идею. Цукерберг уладил дело полюбовно, но документы суда стали достоянием общественности, и Мезрич получил много новых аппетитных деталей для своей книги. Издательство Doubleday рискнуло опубликовать книгу Мезрича как документальное исследование, и она вышла в свет летом 2009 года, наделав много шума.

Еще за год до выхода книги Голливуд уже плотно взял её в оборот: издательство Doubleday послало кинокомпании Sony краткое изложение содержания на 14 страницах. Продюсер Скотт Рудин заинтересовался этой историей и сразу же приобрел права на экранизацию. Вскоре к проекту присоединился Кевин Спейси - большой поклонник Мезрича, участвовавший в создании фильма "Двадцать одно", снятого по мотивам книги Мезрича. Первый сценарист, которому позвонили продюсеры, был Аарон Соркин ("Несколько хороших парней", "Готова на всё", "Американский президент", "Война Чарли Уилсона", телесериал "Западное крыло"). Он согласился посмотреть материалы и, по его словам, сказал "да" как только дошел до третьей страницы. В августе 2008 года на Facebook появился новый пользователь: Аарон Соркин, который побыв там некоторое время, вскоре ушёл из сети, оставив запись: "Узнал о Facebook много интересного. Спасибо, мои новые виртуальные друзья! Пора браться за работу". Проведя собственное расследование, сценарист просмотрел множество юридических документов и поговорил со множеством людей. Все источники, собранные воедино, образовали структурный костяк сценария. Соркину не удалось связаться с самим Цукербергом, что, впрочем, его не удивило. В результате Соркин решил, что правильнее всего разбить сценарий на несколько эпизодов, в каждом из которых повествование велось бы одним "независимым рассказчиком" со своим спорным видением ситуации. И каждый из них будет важен для создания полной картины происходящего.

К тому времени, когда книга вышла из печати, в Голливуде уже полным ходом шли приготовления к съёмкам. В июне 2009 года Variety сообщила, что Sony ведет переговоры с Дэвидом Финчером о постановке, и что съёмки начнутся осенью. Скорость запуска проекта ошеломила даже видавших виды голливудцев. Поговаривали, что сценарий Соркина так хорош, что Финчер согласился работать за меньший гонорар, чем его обычные $10 млн. за фильм.

Дэвид Финчер родился 28 августа 1962 года в городе Денвер, штат Колорадо, но вырос он в Калифорнии. Возможно, соседство с Голливудом объясняет его увлечённость кино с раннего детства. После просмотра вестерна "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид" Финчер решает связать свою судьбу с кинематографом и в восемь лет уже снимает собственные любительские фильмы. В 18 лет, чтобы приобрести опыт участия в профессиональных киносъёмках, Финчер трудоустраивается на студию Korty Films простым рабочим. Вышедший на экраны в 1980 году второй фильм эпопеи Джорджа Лукаса "Звёздные войны" "Империя наносит ответный удар", производит сильное впечатление на Финчера. Он поступает в компанию по производству спецэффектов ILM, принадлежащую Лукасу, где принимает участие в работе над картинами "Возвращение джедая" (1983), "Индиана Джонс и Храм Судьбы" (1984) и "Бесконечная история" (1984). В 1984 году Финчер получает выгодное предложение заняться производством рекламы на телевидении и покидает ILM. На новом поприще его ждёт успех. Первый же рекламный ролик Финчера, заказанный Американским онкологическим обществом, привлекает внимание к режиссёру. В этом мрачном видео он показывает младенца, курящего в утробе матери. Новые предложения не заставляют себя ждать, Финчер снимает рекламу для таких известных компаний как Revlon, Nike, Pepsi, Coca-Cola и Levi's. В 1986 году Финчер переходит на работу в студию Propaganda Films, где начинает снимать высокобюджетные музыкальные клипы. Среди работ режиссёра - видео "Janie's Got A Gun" Aerosmith, "Love Is Strong" The Rolling Stones, "Freedom" Джорджа Майкла. Но наибольшую известность получает сотрудничество Финчера с Мадонной, для которой он создаёт видео на песни "Bad Girl" и "Vogue". Многие считают, что эти клипы, и сегодня удивляющие своей открытой сексуальностью, одни из лучших в творчестве певицы. Дебютом Финчера в большом кино становится картина "Чужой-3" (1992). Во время работы над фильмом у Финчера возникают серьёзные разногласия с представителями студии-производителя "Двадцатый век Фокс". Студию не устраивали методы работы Финчера, слишком мрачное и бескомпромиссное видение истории Эллен Рипли, желание режиссёра придать саге религиозный, клерикальный смысл. В итоге под напором руководства Финчер покидает студию на завершающей стадии съёмочного процесса. Студия доделывает картину без участия режиссёра. После некоторой паузы, заполненной съёмками музыкальных и рекламных видео, Финчер триумфально возвращается на большие экраны с триллером о серийном убийце "Семь" (1995). Лента получает прекрасные отзывы в прессе и становится одним из лидеров кассовых сборов 1995 года, и это несмотря на отсутствие так любимого американскими зрителями хэппи-энда. Финчер ещё раз демонстрирует, что нетривиальные финалы картин - один из его излюбленных режиссёрских приёмов. Многие критики называют фильм "Семь" в числе лучших триллеров в истории кино. Кафкианский триллер "Игра" (1997) стилистически продолжает предыдущую ленту. Самый громкий фильм Финчера - картина 1999 года "Бойцовский клуб", поставленная по мотивам одноимённой книги Чака Паланика. Странная политика компании-дистрибьютора и резко негативная реакция большинства американских критиков, обвинивших режиссёра в пропаганде насилия и вандализма, способствуют провалу фильма во внутреннем прокате. И снова разногласия со студий Фокс - на этот раз по поводу главной проблемы Финчера - невозможности уложиться в бюджетные рамки. По этой причине Финчер так ни разу и не получает права окончательного монтажа. Какими были бы "Бойцовский Клуб" и другие картины Финчера на самом деле, зрителю остаётся только догадываться. В мире "Бойцовский клуб" делает неплохие сборы, кроме того, лента становится одним из лидеров видеопроката, так что, в целом, картина приносит неплохую прибыль. Фильм приобретает статус культового. Подвергшийся за "Бойцовский клуб" всевозможным нападкам, свой следующий фильм "Комната страха" (2002) с Джоди Фостер в главной роли Финчер снимает не выходя за рамки жанра традиционного триллера. Тем не менее, именно "Комната страха" показывает то, на что способны современные технологии и способность Финчера довести картинку до совершенства с их помощью. Позже Том Круз приглашает Финчера для съёмок фильма "Миссия невыполнима-3", но вскоре увольняет его из-за разногласий. Весной 2007 года на экраны после многочисленных задержек вышел новый фильм Дэвида Финчера "Зодиак". В США фильм получает прекрасную прессу, однако оглушительно проваливается в национальном прокате, не собрав и половины из вложенных в производство средств. Однако успех ленты среди кинопрофессионалов несомненен - "Зодиак" отобран для участия в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2007 года. В 2008 году на экранах - драма Финчера "Загадочная история Бенджамина Баттона" по одноимённому рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, у неё - неплохие сборы и 13 номинаций на "Оскар".

Актёрский состав в "Социальной сети" не то чтобы звёздный, но из тех, к каким надо приглядываться. Марка Цукербга сыграл его погодка 27-летний Джесси Айзенберг ("Добро пожаловать в Зомбиленд"), который уже некоторое время ходит в подающих надежды. Кстати, на эту роль претендовали Шиа Лабёф и Майкл Сера. Роль со-основателя Facebook Эдуардо Саверина исполняет Эндрю Гарфилд ("Воображариум доктора Парнаса", "Львы для ягнят"), который будущий "Человек-паук". Ещё одного соратника Цукерберга играет знаменитый певец и теперь уже актёр Джастин Тимберлейк ("Сказки Юга", "Альфа Дог"). Наконец, подружку Цукерберга играет Руни Мара, назначенная на роль американской "Девушки с татуировкой дракона", режиссёром которой будет Дэвид Финчер.

Еще до начала съёмочного периода Финчер начал репетировать с небольшими группами актеров. На протяжении нескольких недель режиссер вводил их в образы, разрабатывал уникальные речевые комбинации и особенности для каждого, доводил поведение каждого из героев до абсолютной реалистичности. Финчер поощрял импровизации и порой снимал до 200 дублей одной сцены, чтобы впоследствии иметь богатый арсенал для работы в монтажной. К тому же к пятому десятку дублей актёры настолько выматывались, что их речь приобретала повседневный оттенок, необходимый Финчеру.

Саундтрек к "Социальной сети" был написан фронтменом "Nine Inch Nails" Трентом Резнором, уже участвовавшим в сочинении звуковых дорожек для "Шоссе в никуда" и "Прирожденных убийц". Изначально он не пришел в большой восторг от этой идеи: "Мне всегда нравились фильм Дэвида, но я никак не мог понять, что именно заставило его взяться за эту историю. Правда, когда прочитал сценарий, понял, что его так привлекло, и сразу попрощался со своим свободным временем".

Задолго до выхода "Социальной сети" в прокат о фильме стали много спорить на различных форумах и в блогах. Более того, в Интернете был открыт конкурс пародий на лучший рекламный ролик "Социальной сети".

"Социальная сеть" стартовала в американском прокате на первом месте. Снятый за $50 миллионов фильм собрал в первый уик-энд $23 миллиона, за второй уик-энд $15,5 миллиона, за третий - $11 миллионов, а по итогам трёх недель в прокате - $63 миллиона. Впрочем, "Социальная сеть" - единственный фильм 2010 года, по поводу которого профессиональные критики англоязычного мира вынесли практически стопроцентно положительный вердикт. Из 184-х рецензий, зафиксированных сайтом Rotten Tomatoes, 179 - положительные (97%). Восторженные отзывы критики гарантируют фильму долгую жизнь в прокате. Более того, "Сеть" активно прочат в номинанты Академии.

Еще до выхода в свет финчеровской "Социальной сети" Голливуд уже вовсю начал формировать новый тренд - фильмы об успешных интернет-компаниях. Прошлой осенью в издательстве Penguin вышла книга популярного колумниста Кена Олетты "Огугленные: Мир никогда не будет прежним". Прочитав её, голливудский продюсер Джон Моррис понял, что биография гуглооснователей Сергея Брина и Ларри Пейджа - это типичная история о вознесении "из грязи в князи". А у кинозрителей подобные истории всегда пользовались большой популярностью. По указке Морриса компания Groundswell Productions тут же купила права на экранизацию…


ААРОН СОРКИН, сценарист:
"Вопросы, поднимаемые фильмом, стары как мир: верность, дружба, власть, деньги, зависть, социальный статус, ревность. Если бы Эсхил дожил до наших дней, он бы обязательно написал такую историю. Или Шекспир, или Пэдди Чаевский. На мое счастье, ни один из них не дожил до наших дней. Так что за эту историю взялся я".
"Я решил, что куда интереснее с точки зрения драматургии было бы "столкнуть лбами" всех участников событий… Кроме того, повествование нескольких конфликтующих сторон, как никакое другое отражало саму сущность Facebook. Кое-что в отношении портала было для меня очевидно - он предлагал пользователям весьма скудные возможности для того, чтобы рассказать, а иногда и сфабриковать "правду" о себе. Так что мне показалось очень забавным и провокационным выстроить повествовательную линию сценария по тому же макету".
"Мне кажется, что в фильме существует некая конструкция, позволяющая взглянуть на Марка Цукерберга под разными углами. Зритель поймет, как он добился успеха, но точка зрения может меняться, в зависимости от того, с кем зритель будет олицетворять себя в этой истории. Марк постоянно мечется между силой и слабостью, страхом и мужеством, практичностью и интуицией. Фильм будет динамично следовать за героем".
"Сообщество Facebook очень яро защищало Марка, и на то есть веские причины. Я уверен, что это сообщество предпочло бы, чтобы мы рассказывали историю вообще только с точки зрения Марка. Но это уже бы не было кино, которое мы планировали снять".

ДЭВИД ФИНЧЕР:
"В некотором смысле "Социальная сеть" - старая как мир история. Классическая баталия между личностями, заявляющими права на интеллектуальную собственность. Что было действительно интересно - сценарий не настаивал занять чью бы то ни было позицию всеми правдами и неправдами. Этого никак не добиться, пытаясь раскрыть буквально все детали происходившего. Достаточно лишь взглянуть на историю под разными углами - с точки зрения человека, который был не прав, и с точки зрения того, кто одержал победу. В этом состоит ключевой аспект работы с материалом, основанным на реальных событиях, наличие которого мне безумно импонирует. Важно то, что фильм показывает, как группа людей, одновременно и не сговариваясь, собралась сделать что-то важное; как в одночасье они понимают, что сообща они это что-то важное сделать никак не смогут. Наша задача состояла в том, чтобы взять эти факты и сделать из них правдивую историю. На деле вышло - три правдивые истории".
"Время и место должны были быть ощутимы. Особенно это касается общежития, в котором Цукерберг написал программный код Facebook, откуда портал впервые был запущен в сеть. Это поразительный мир, в котором парень может зайти в комнату с упаковкой энергетического напитка, а выйти обладателем портала, доступ к которому имеют пятьсот человек. А через несколько лет - пятьсот миллионов человек. Я понимал, что придется скрупулезно восстанавливать антураж и атмосферу этого места, включая людей, их одежду, характеры. Все это должно было вписываться в общую концепцию Гарварда и не идти в разрез с юношескими понятиями. Забавно было не только найти адекватных и эффектных актёров, но и выстроить вокруг них целый мир, в котором они бы чувствовали себя так, как их герои. Это немаловажная часть формирования драматизма ситуации (не считая того факта, что в одночасье один из героев пожнет лавры) - альма-матер главных героев со сборной мебелью, грубыми простынями, сигналами пожарной тревоги посреди стены и неработающими огнетушителями".
"Я достаточно отчетливо представлял, что происходит в подобном юношеском сообществе; что должно происходить между друзьями при том, что в скором будущем им суждено стать непримиримыми врагами. Я помню то время, когда мне самому было немногим больше двадцати; когда я пытался продать свое мировидение; когда искал деньги на то, чтобы сделать задуманное столь же грандиозным, сколь позволяло воображение; когда спрашивал у родителей разрешение на любой серьезный поступок, поскольку считалось, что я слишком мал, чтобы решать что-то сам; когда родители отказывали, а я заходился в злобе. В принципе, то, что сделал Марк, мало чем отличается от режиссуры: ты что-то делаешь; задача состоит в том, чтобы сделать это хорошо, затем улучшить, и, в конце концов, заботиться о своем детище. Это - главный лейтмотив фильма. И если тебе придется задеть чьи-то чувства, оберегая своё творение, то так тому и быть. Это - ответственность, которую создатель берёт на себя. Я целиком и полностью разделяю позицию Цукерберга в отношении того, как ревностно он берёг свой портал. Мне знакомо чувство злости, присущее героям, и их пренебрежительное отношение к авторитарности взрослых. Без этого истории бы не получилось, как таковой".
"Подбирая актеров, я в первую очередь оценивал, сможет ли тот или иной человек раскрыть своего героя со всех сторон; будут ли взаимоотношения других героев с этим персонажем выглядеть реалистично. Каждый должен был сыграть равноценную роль в этой эмоциональной катастрофе. Они должны были работать порознь, но при этом чувствовать себя частью сплоченной команды. В каждом герое я искал что-то положительное - никогда не расценивал Марка, Шона или братьев Уинклвосс, как злодеев. Никогда не считал недостаток воображения у Эдуардо негативным качеством характера. Глядя на них, я думал: "Это - всего-навсего мальчишки. Они набивают собственные шишки. В своем творчестве они движимы благими мотивами. В своем гневе они подчиняются приземленным человеческим слабостям". Одним словом, мне нужно было подобрать актеров, готовых экспериментировать и не задающих вопросы, зачем что делается. Я хотел подвести их к краю пропасти и толкнуть в бездну, чтобы, не зная всей подноготной, они сыграли свои роли предельно естественно".
"У меня было четкое понимание того, что копирование реального героя свяжет актёра по рукам и ногам. Актёр должен играть свою эмоцию, а не эмоцию какого-то другого человека, пусть даже того, которого он играет. Было бы несложно залезть на Youtube и посмотреть интервью Марка Цукерберга, но этот ролик никоим образом не покажет драматичности ситуации, в которой оказался тот мальчишка; не покажет сложность его взаимоотношений с другими героями истории. Если фильму нужен герой, его нельзя формировать насильно. Нужно позволить ему самому пройтись по лезвию ножа".
"Неоднозначность повествования очень важна для этого фильма. И никак иначе его было не снять. Мы с Аароном много говорили на эту тему и пришли к единому мнению: ничто не однозначно в подлунном мире. Картина повествует именно об этом".


ПРЕССА:

"Это больше, чем фильм года. "Социальная сеть" определяет всё десятилетие. Наблюдая за современным переизданием "Расёмона", вы не сможете оторваться от кресла в кинозале" (критик Питер Трэверс).

"Кто-то уже написал (разумеется, в Фейсбуке), что "Социальная сеть" - "Уолл-стрит" наших дней. И это в некотором смысле комплимент нашим дням, поскольку в картине рассказана история абсолютного торжества духа над материей. Жадность, добродетель предыдущего поколения, стала уделом бездарей, случайно оказавшихся рядом в момент зарождения сверхновой. Деньги без идеи и одержимости ничего не стоят. Отталкивающий прагматизм Цукерберга - лишь тактика. Стратегически он просто хочет объять необъятное" (Мария Кувшинова, openspace.ru).

"Социальная сеть" имеет ту же ДНК, что и такие классические фильмы "на злобу дня", как "Сеть", "Вся президентская рать", так и современные "Свой человек" и "Майкл Клейтон" (Лиза Кеннеди, "Denver Post").

"Процесс создания и раскрутки Facebook Финчер показал как смесь судебной драмы и хрестоматии об амбициях и успехе а-ля "Уолл Стрит", но для более молодой аудитории… Что ни сцена - то насыщенный диалог с прямыми взглядами и острыми репликами, хоть бери и конспектируй. Фильм смотрится на одном дыхании, за исключением буквально нескольких затянутых моментов… Финчер, как всегда, создал тонкое и неглупое кино, должно показал рождение новой интернет-эпохи - с шиком, интригами, долей юмора. Без банального криминала и кровавых разборок (без которых вряд ли обошлась реальная история) - упор не на экшн, а на личности. "Социальная сеть" - это фильммейкерство в лучшем виде" (Сергей Кейн, kino.open.ua).

"Скорее всего, первый действительно великий фильм XXI века, основанный на реальных событиях" (Лу Лимерик, "The New York Post").

"Из сюжета фильма на первый взгляд следует, что суперпопулярная социальная сеть, принесшая миллионы своему владельцу, была создана в результате целой серии обид и предательств, совершенных Цукербергом ради наживы и славы. Но Финчер не был бы Финчером, если бы позволил истории выглядеть такой тенденциозной и однобокой. Его Цукерберг, несмотря на весь свой отрицательный бэкграунд, всё-таки гений, сумевший наилучшим образом использовать то, что в других руках вообще не принесло бы плодов. Его собственные одаренность и упёртость стоят больше чужих идей" (Татьяна Алёшичева, "Коммерсантъ - Weekend").

"В очереди на "Оскар-2010" это первый фильм, соответствующий позитивным слухам и ожиданиям" (Джеймс Берардинелли, сайт Reelviews).

"Режиссёр сделал редко кому удающийся трюк - одним выстрелом он убил двух зайцев. С одной стороны, он удовлетворил любопытство 500 миллионов пользователей Facebook, рассказав им сальные подробности истории создания и становления великой и могучей социальной сети (этим, скорее всего, и объясняется уверенный старт картины в прокате США). С другой стороны, Финчер создал умный, тонкий и эмоциональный рассказ о том, что его действительно волнует. О том, что всё это отнюдь не так "прикольно", как кажется, и гениальный своей хитростью создатель Facebook Марк Цукерберг, хоть и был объявлен самым молодым биллионером, не стал от этого счастливым человеком… На примере парадоксальной истории главного героя Финчер языком массового, коммерческого кино говорит со своим зрителем о том, как сложно и болезненно, но как необходимо в современном мире уметь без монитора компьютера общаться с людьми и находить с ними общий язык. Возможно, режиссёр давно собирался поговорить о нашем времени и его знаковом явлении - об отчуждении людей и их трусливом бегстве в виртуальную реальность. История Цукерберга стала прекрасным поводом для такого серьезного разговора. Смотреть это кино нужно. Независимо от того, есть у вас страничка на пресловутом сайте или нет" (Наталия Осипова, proficinema.ru).

"Социальная сеть" - такая же симуляция психологической драмы, как переписка в Facebook - суррогат общения. Но подобно тому, как в FB при всем неудобстве ее интерфейса для выражения чего бы то ни было (кроме эгоцентризма и нарциссизма пользователя) все-таки порой находятся места для искренних, непосредственных эмоций, так и "Социальная сеть", будучи по преимуществу разговорной производственной драмой (с элементами студенческой трагикомедии), содержит несколько метких психологических наблюдений о природе социальной сети как паутины, в которой каждый мнит себя пауком, а остальных - запутавшимися в его словесных тенетах мухами" (Лидия Маслова, "Коммерсантъ").

"В очередной раз поражаешься смелости Голливуда. Наши кинематографисты как от чумы бегут от реальных социальных и политических тем. В Голливуде же не стесняются снимать фильмы-трактовки про… Марка Цукерберга - при всем богатстве и влиятельности хозяина Facebook, способного затаскать по судам… Похоже, Финчер считает, что в современном мире глобальных коммуникаций истинный гений тот, кто умеет фильтровать витающие в воздухе мысли и синтезировать на их основе принципиально новое. Он не ворует - созидает… В этот момент начинаешь верить, что Финчер затронет тему наркотической зависимости нынешнего человека от социальных сетей - многие и впрямь переехали жить в интернет. Или странного безрассудства современного человека по отношению к себе. Ведь информацию о личности, которую люди доверчиво выкладывают в сеть, используют и спецслужбы, и бандиты, и самые что ни на есть гадостные рекламщики. Финчер, однако, эти темы не поднимает. И правильно: ни к каким выводам, кроме как к общим, банальным, тут не придешь. Зато он затрагивает куда более любопытную тему: именно 2000-е стали временем ломки прежних классовых рамок и создания нового классового общества: появления очередных элит, новых "молодых львов". У нас "молодых львов" по-прежнему порождают коррупция, протекционизм, бандитизм. Кто успел - тот и съел. У нас эти хищники жаждут исключительно денег и власти. На их фоне Цукерберг - ангел. На Западе (о чём и фильм Финчера) супермолодые люди, быстро делающие суперкапиталы, появляются благодаря своим естественным способностям - прежде всего в сфере высоких технологий" (Юрий Гладильщиков, "The New Times").

 



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта