19.10.2010
И НАМ НЕ НА ЧТО БОЛЬШЕ ЖАТЬ Фильм будет представлять страну перед американскими киноакадемиками, поэтому грех его не посмотреть. Интересно же, что они там увидят. Россия, Сибирь, поселок Край, сразу после войны. В туманно-дымном пространстве проживают ссыльные с оккупированных территорий и бывшие пленные. Сюда же попадает контуженый фронтовик-машинист в виде исхудавшего Машкова с пустыми глазами. Его быстро подбирает темпераментная бабенка с ребенком, а он - так, от дури-матушки - устраивает гонку на паровозах, соревнуясь с местным машинистом. Машину сибирский Шумахер, кажется, загубил, и теперь должен возместить ущерб, для чего отправляется в тайгу - там с довоенных времен ржавеет бесхозный паровоз. Где наша не пропадала: он и найдет, и починит, и одноразовый мост соорудит (все это с задней авторской мыслью - мол, богата страна талантами, эту бы энергию да в мирное русло). Более того, в дремучем лесу откуда ни возьмись обнаружится затравленный зверек женского полу, говорящий по-немецки. Он (то есть она) весь оставшийся фильм будет озираться вокруг, недоумевая: что это все бешеные и рычат. Ибо просидела туристка из Германии всю войну в тайге и ничегошеньки о ней не знает. Юродивая, в общем, девка, а значит - своя. Не ищите правды в фильме: и стреляющий во что попало энкавэдэшник, и то, что страшнейшую войну в истории можно переждать в лесу, а немецкую жену легко скрыть от властей, выдавая за немую, - все это дикая русская сказка. Оправданием любой нелогичности и непонятности Учитель избирает одно слово - Россия! Такой уж край… И нарочно, как бы ухмыляясь, приплетает все штампы, какие можно, сталкивая в одном только кадре сразу Сибирь, зиму и медведя (бессонницей он, что ли, страдал?). Жить на краю - это по-нашему; логики не ищите, а в чудеса верьте; "у нас убогих не обижают", и всякий душевно больной нам брат родной, а лучшее средство от всех болезней - самогон. На вопрос: "Чем он лучше меня?" русская красавица отвечает: "В нем чертей больше". Чем хуже, тем лучшее. Такие они, русские, кто их разберет... В некотором роде фильм мастерский, ибо напоминает он сразу всё: от "Сибирского цирюльника" и "Кукушки" до песни "Кондуктор, нажми на тормоза!". Ну и как тут без Николая Васильевича с русской ездой и птицей-тройкой. На этих уже обкатанных и заезженных классикой, фольклором и анекдотами рельсах катится фильм, только непонятно - куда. В связи с этим перефразировать хочется уже Льва Николаевича: "Для чего вы это сняли?". Но даже Николай Васильевич "не дает ответа"… Остается надеяться только, что киноакадемики в Америке умные, им видней. Ольга Горнова, "Нижегородские новости" |