15.10.2010
ТАЙНЫ ВСЕХ ОКЕАНОВ Да простит меня Олег Валерьянович Басилашвили, но даже немногочисленные закадровые сентенции в «Океанах» кажутся мне лишними. Они не добавляют к фильму ровным счётом ничего. Скорее всего, это своеобразная подушка безопасности для тех зрителей, что пришли на «кино про дикую природу», дабы узнать «кто это?» и «где живёт?», но оставленных без ответа и один на один с изображением. Не пугайся, зритель, всё не так страшно. Просто «Океаны» Жака Перрена и Жака Клузо - не научно-популярный фильм, а искусство - со всеми вытекающими из этого определения последствиями. Да, это Кино. И камера здесь не фиксирует в очередь объекты для их последующей словесной классификации. Она вглядывается, удивляется, восхищается… То есть работает над созданием образа. Построение кадра, ракурсы, панорамы, рапиды, монтаж, музыка - все изобразительные средства в «Океанах» используются для преодоления статики нашего «музейного» мышления (обратите внимание на то, что с музеем в фильме связаны отрицательные впечатления). Не «что, где, когда» интересует авторов картины, а пойманные в объектив мгновения прозрения. Мгновения, подталкивающие к простому выводу: всё, что создано Творцом - красиво, разнообразно и взаимообусловлено. То есть, было же сказано - и увидел, что это хорошо. Но этот совершенный мир не способен был себя оценить. Поэтому на свет появился человек. А вместе с ним добро и зло. Ведь глупо предъявлять претензии птицам, как семечки склёвывающим маленьких черепашек. Существа под водой и над водой не знакомы с моральными категориями. Да, здесь все едят друг друга, но, с другой стороны, здесь нет газовых камер. «Океаны» - это поэма о прекрасном и яростном мире без сантиментов; драматические сцены, кричащие о последствиях первородного греха; и молитва о том, чтобы второе не уничтожило первое. Именно поэтому перед нами не привычное рассматривание забавных кусочков, а попытка создать образ Целого. Если говорить по-простому, то «мы и они» - это сложный карточный домик, выдернешь «они» - и готовь белые тапочки себе. И браво создателям фильма, они предлагают нам понять это, просто зачарованно глядя на океан, и не занимаются дидактическим удушением своего зрителя. Сцены человеческого «вмешательства» в дела природные – коротки как вспышки молнии, а дальше – если не поможет, то уже не поможет ничто. Такие они, «Океаны», - величественные, глубокие, медитативные… От увиденного ближе к концу накапливается даже некоторая зрительская усталость. Но таким, по-моему, и должно быть по-настоящему грандиозное зрелище: цепляющим, царапающим, наваливающимся… Жизнь ведь не самая легкая штука. И чтобы, извиняюсь за каламбур, сжиться с этим душа, как известно, обязана трудиться. Павел ТИМОШИНОВ |