КРАЙ
(Россия, 2010)
Режиссёр: Алексей Учитель.
В ролях: Владимир Машков, Аньорка Штрехель, Сергей Гармаш, Александр Баширов, Вячеслав Крикунов, Юлия Пересильд, Владас Багдонас, Алексей Горбунов, Евгений Ткачук.
Жанр: остросюжетная драма. В августе 1945 года в далекий сибирский поселок Край с войны возвращается бывший танкист Игнат, чья страсть - паровозы. Он узнает, что на уединенном острове с довоенных времен брошен немецкий паровоз, и принимается его восстанавливать. Но, оказывается, у паровоза уже есть имя - "Густав", и есть хозяйка - Эльза, дочь немецкого инженера, арестованного в начале войны. Для сельчан одержимый мечтой, свободный Игнат - чужак, а тут ещё в Крае начинаются запрещенные гонки на паровозах, предназначенных для перевозки бревен. Страсти закипают шекспировские… Сценарий для этого фильма написал Александр Гоноровский ("Первые на Луне"). Режиссёр и один из продюсеров фильма Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде в семье режиссёра-документалиста Ефима Учителя. В 1975 году окончил ВГИК, работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В 1990 году основал свою киностудию "Рок". Дебютом в качестве режиссёра игровых фильмов для Учителя стал фильм "Мания Жизели" в 1996 году. В 2000 году он получил "Нику" и номинацию на "Золотой глобус" за фильм "Дневник его жены", а в 2001 году стал народным артистом России. В 2003 году снял фильм "Прогулка". Фильм 2005 года "Космос как предчувствие" получил главный приз XXVII ММКФ - "Золотого Святого Георгия". В 2008 году вышла картина "Пленный", за которую на 43-м МКФ в Карловых Варах Учитель получил приз за лучшую режиссуру. Главную роль в "Крае" исполнил Владимир Машков. Он родился 27 ноября 1963 года в городе Тула. Отец его был актёром кукольного театра, а мать, итальянка по происхождению, работала режиссёром в том же театре. В конце 1970-х семья Машковых переехала в Новосибирск, где Владимир Машков поступил на биологический факультет университета, но изменив решение, через год поступил в Новосибирское театральное училище. Характер у студента был непростой, и в 1984 году его исключили из училища за драку. Однако Машков не смирился и отправился в Москву, где поступил в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Тарханова. И оттуда его тоже выгнали за излишне буйный нрав, и он оказался в роли декоратора во МХАТе. Вскоре после этого Машков стал заниматься у Олега Табакова, всё-таки окончил школу-студию МХАТ, а после стал играть в театре, которым руководил его учитель. Дебют Владимира Машкова в кино состоялся в 1989 году, в фильме "Зелёный огонь козы". Звёздным для Машкова стал 1994 год, когда он исполнил главные роли в фильмах "Лимита" Дениса Евстигнеева и "Подмосковные вечера" Валерия Тодоровского. После этого Владимир Машков снялся в фильме "Американская дочь" Карена Шахназарова. Тогда же Машков начал карьеру театрального режиссёра, поставив на сцене Театра-студии Олега Табакова спектакли "Звёздный час по местному времени", "Страсти по Бумбарашу" и "Смертельный номер", на сцене МХТ им. А. П. Чехова - спектакль "№ 13", а в театре "Сатирикон" - спектакль "Трёхгрошовая опера". В 1997 году Владимир Машков сыграл главную роль в фильме "Вор" - одном из немногих отечественных фильмов, номинированных на "Оскар". Затем последовал целый ряд российских картин ("Мама", "Русский бунт", "Олигарх", "Папа", "Охота на пиранью", "Домовой", "Кандагар", телесериалы "Идиот" и "Ликвидация") и несколько голливудских проектов ("Танцы в "Голубой игуане", "15 минут славы", "Давай сделаем это по-быстрому", "В тылу врага"). Два фильма Машков поставил как режиссёр: "Сирота казанская" и "Папа". Машков полгода готовился к съемкам. Дабы "пропитаться тем временем", посмотрел более полусотни военных фильмов: много хроники - от Лени Рифеншталь до советской документалистики, художественные картины - от немецкого "Бункера" до "Проверки на дорогах" Алексея Германа. Поработал над телом не в смысле наращивания мышц, а чтобы стать сухощавым, человеком того времени. Во время съёмок даже на выходные никуда не выезжал. Говорил, если пообщается с кем-то, сразу выйдет из нужного состояния. Когда на камеру прыгал с моста в реку, чуть не утонул в холодной воде - вытащили каскадеры. Кроме признанных кинозвёзд - Гармаша, Горбунова, Баширова - в фильме снялась немецкая актриса Аньорка Штрехель, которую Учитель случайно увидел на экране во время МКФ в Карловых Варах. Это её первая российская картина. Одного из машинистов играет Вячеслав Крикунов, дебютировавший в кино в картине Учителя "Пленный". Музыку к фильму написал британский композитор Дэвид Холмс, который работает и на голливудских проектах вроде всех "Друзей Оушена", и с независимыми студиями. Съемки "Края" проходили с сентября 2008 года по май 2009 года в Ленинградской области. Художник Вера Зелинская нашла там замечательные места и реки. Для съемок был практически построен поселок с железнодорожными путями и мостами. На съёмках были использованы три восстановленных и отреставрированных паровоза депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский ОАО "Российские железные дороги". Это товарный паровоз Эу 683-32, построенный Харьковским паровозостроительным заводом в 1928 году; товарный паровоз СО18-2018, построенный Ворошиловградским паровозостроительным заводом в 1941 году, который участвовал в Сталинградской битве; и паровоз серии Ов 324, выпущенный Невским заводом еще в 1905 году, более ста лет назад! На съемках не обошлось без криминальной истории. У звукорежиссера Кирилла Василенко вынесли, пока он спал, всю аппаратуру, а с ней и звуковой материал картины. Но милиция не подкачала: вора через три дня вычислили и взяли прямо в электричке, когда он ехал продавать эту аппаратуру в Питер. Правда, похититель долго не сознавался, где компьютер, в котором хранился материал. Еле-еле его раскололи. Самый эффектный случай приключился в последний съемочный день. Май месяц, радостное настроение, у всех предчувствие, что сейчас польется шампанское. Снимаются последние кадры на паровозе: на нём люди, камеры, тянутся кабели. Вдруг паровоз пошел по наклону, набирая скорость, прямо к крутому повороту, где неминуемо вылетел бы с рельсов. Народ заорал, кабели оборвались. Кто-то уже начал выпрыгивать. Хорошо, что прямо на ходу на паровоз вскочил и остановил его машинист Паша, который на съёмках был главным по всем паровозным делам. Потом он сказал, еще бы секунд десять - и всё… "Край" был представлен в официальной программе 35-го международного кинофестиваля в Торонто, а после Торонто отправился на фестиваль в южнокорейском Пусане, где самый большой азиатский кинорынок. Недавно российская "оскаровская" комиссия во главе с оскароносным Владимиром Меньшовым выбрала фильм "Край" претендентом от России на соискание награды Американской киноакадемии в 2011 году. Решение подкрепили своими голосами Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Владимир Наумов, Глеб Панфилов, Кирилл Разлогов и Карен Шахназаров. За бортом остались: "Царь" Павла Лунгина, "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского, "Одна война" Веры Глаголевой и "Утомленные солнцем. Предстояние" Никиты Михалкова. Это уже не первое выдвижение Алексея Учителя на "Оскар". 10 лет назад этой чести удостоился его байопик о писателе Иване Бунине "Дневник его жены".
АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ:
"Если вспоминать, с чего всё началось, то это было моё знакомство с Александром Гоноровским… Он принес страничку, и там - короткие предложения. Каждое уже как кино. Я выбрал две строчки. Гонки на паровозах - этого я ни в одном фильме не видел. И еще: молодая немка не знает, что все эти годы шла война. Вот с этих двух предложений он начал писать сценарий. Возникла замечательная история. С характерами, страстями, любовным треугольником. Она всех завела. С Машковым я до этого не работал, но мы общались. Позвонил ему и говорю: есть интересный сценарий. А он: передай через агента. Я немного покоробился, но послал. И приготовился ждать неделю-две. Через три часа - ответный звонок. Володя сказал, что готов".
"Держать в тонусе 150 человек много месяцев подряд очень непросто. Им тяжело: надо рано вставать, спать мало, ни семьи, ни близких не видеть. Режиссёр должен быть одержимым. Чтобы все на площадке понимали: ими руководит монстр, который может посмотреть или сказать так, что мурашки по коже, и лучше не возражать. Это очень важно. Андрей Сергеевич Смирнов на съемках фильма "Дневник его жены" (я тогда был ещё начинающим режиссёром в игровом кино, а Смирнов играл у меня Бунина) мне сказал: запомните, режиссёры - это убийцы. Не буквально, конечно. Если в режиссёре не будет одержимости, он не получит результата на экране - это раз, людей не удержит - это два. Действительно, никто ни в коем случае не должен почувствовать твоей неуверенности".
"История тонкая, психологическая. В ней поворот не один, скажем, или два, а много очень интересных коллизий. Она для меня другая только в смысле масштабности съемок. И я мечтал об этом давно. Не потому, что мне хочется громоздкое кино снимать и бюджеты осваивать, а чтобы соединить масштаб и психологию. Чтобы была возможность ставить по-другому кадр, свободнее решать свои задачи и делать всё по-настоящему - чтобы выглядело предельно документально".
"Компьютер, безусловно, применялся. Но гонки паровозов сделаны без дорисовки. Есть кадр, когда паровоз проскакивает мост, который за ним рушится. Там смесь монтажа и дорисовки. Но паровоз на самом деле выезжал на строящийся мост, реально подламывалась шпала, и бревно в кадре хрустит по-настоящему".
"Мне хотелось найти баланс между художественной ценностью и зрительским интересом, притом что это почти несоединимые вещи. Надеюсь, чуточку удалось. Задачи сделать все по голливудским стандартам не было".
"Вообще-то "Край" в определенной степени продолжение "Пленного". Кто такой враг? Почему мы начинаем ненавидеть друг друга, скажем, из-за национальности? И только какие-то экстремальные обстоятельства заставляют людей объединяться".
"До нашего человека всегда очень долго доходит. А на пути к пониманию он ещё может наломать кучу дров. Но я не хотел бы заострять на этом внимание. Я не сравнивал русских и немцев. Кино в первую очередь о том, что врагов нет - нам навязывают эту категорию обстоятельства".
"Главную роль сыграл Володя Машков. Я был поражен его самоотдачей и профессионализмом. Он полностью себя переключил на роль, совершенно изменив облик. Сам водит в картине паровозы, и на гонках в том числе. Кстати, выяснилось, что его дед был машинистом. Машков очень талантливый актер, с совершенно неиспользованным диапазоном, по-моему. Надеюсь, эта роль станет для него знаковой".
ВЛАДИМИР МАШКОВ:
"На съемочной площадке есть два человека, которых слушаюсь беспрекословно: режиссёр и оператор. Если бы не доверял им, не стал бы работать. Ни дня. А как иначе? Но обычно я попадаю в хорошие руки, мне везет на встречи с профи, понимающими в ремесле больше моего. Не перестаю у них учиться. Вот и сейчас продолжаю".
"К съемкам я начал готовиться загодя, за несколько месяцев. И физически, и морально. Люблю довести организм до кондиции, чтобы он роли соответствовал. Параллельно участвовал в доработке сценария, думал, каким должен быть мой персонаж". АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ об "Оскаре":
"Само выдвижение уже почетно - в нашей стране трудно завоевать признание коллег. Но чтобы что-то пошло дальше, нужна гигантская работа и поддержка. Как минимум надо нанять серьезную пиар-компанию для раскрутки в Штатах. Я это уже проходил десять лет назад с фильмом "Дневник его жены", который тоже выдвигали на "Оскар" от России. Пришёл тогда к американским пиарщикам, они спросили: "Сколько у вас денег?" - "Ну, - отвечаю, - тысяч пять долларов наскребём". Люди смеялись два часа. "Вы сумасшедшие и точно ничего не получите, даже если у вас гениальная картина". Потому что, если в журнале "The Hollywood Reporter" не будет хотя бы через день появляться реклама, если у фильма не будет серьезного, желательно американского дистрибьютора, то шансов почти нет". |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|