11.09.2010
В ПОИСКАХ ТЕПЛА В стране Грига и Бьорндалена самогон пьют канистрами, слепнут от снега и, разумеется, катаются на лыжах. Встать на лыжи в переводе с норвежского - все равно что встать на ноги. Именно к этому и будет идти, вернее, ехать на снегоходе главный герой Юмар - некогда спортсмен, а ныне спивающийся непонятно кто, которого все бросили, никто не приютил, но который недавно узнал, что он отец. В путешествие через арктическую бесконечность Юмар отправляется, как Герда, только в этой северной сказке он сам же и Кай с заледеневшим сердцем, которое он настойчиво пытается растопить выпивкой и пироманскими выходками. На пути ему встретятся разные образцы человеческого отчуждения - от девочки-подростка, страдающей от одиночества, до старика, добровольно удалившегося от людей. Вот в этой системе координат Юмар и найдет себя - посредине, то есть на самой вершине жизни, когда еще все можно успеть и уже пора быть на своем месте, а не в пути. Некоторые персонажи кажутся не вполне реальными или вполне сумасшедшими, но как не сойти с ума при виде ослепительной снежной пустыни, как не стать миражом? Впору замереть и не очнуться, замолчать и больше не открывать рта, лечь и не подняться, потому что любое слово и действие на таком грандиозном фоне мелко и бессмысленно. Тем неожиданней здесь любое резкое движение - удар в лицо, выстрел или непонятно откуда въезжающий в кадр танк. Но тем дороже способность и открыть глаза, и сказать, и подняться, и дойти до цели. Вообще Север чрезвычайно кинематографичен. Ветер как будто постоянно завывает за кадром, от одной картинки холодеет внутри, герой бесцветен как пейзаж, и ничего выдающегося вроде не происходит на экране, а зрелище это почему-то завораживает. Ольга Горнова, "Нижегородские новости" |