ОКЕАНЫ
("Oceans", Франция, 2010)
Режиссеры: Жак Перрен, Жак Клузо.
Рассказчик: Олег Басилашвили.
Жанр: документальная драма. Съемки этого фильма-погружения велись по всему миру. "Океаны" показывают представителей морской фауны настоящими драматургическими персонажами: зритель узнает среди них альфа-самцов, героев-любовников, нелепых клуш, коварных соблазнителей и безжалостных хищников. В фильме показаны захватывающие погони, жестокие схватки и нежные любовные сцены. "Океаны" органично комбинируют в себе потрясающее сочетание смешных и трагичных эпизодов. Это фильм о том, что могущество - это ответственность; что именно человек - настоящий хозяин природы, и только от него зависит будущее нашей планеты. Режиссерами картины выступили ставший уже классиком жанра документального фильма о природе Жак Перрен (предыдущие его работы - "Микрокосмос" и "Птицы") и Жак Клузо. Они получили для своего нового проекта 80-миллионный бюджет, содействие десятков организаций (включая Европейское космическое агентство), армию консультантов-океанологов и даже корабль французского военно-морского флота. В съемках были задействованы 15 кинооператоров, которые отсняли более 500 часов пленки. На одну подготовку съемок ушло 4 года, еще 4 года - на сами съемки. География съемок охватила 54 уголка дикой природы по всей планете. Зрители увидят живописные пейзажи Японии и Аргентины, Индонезии и Мозамбика, США от Аляски до Калифорнии и Антарктиды, Гваделупы и Египта, Австралии и Индонезии, Французской Гайаны и Французской Полинезии, Венесуэлы и Новой Зеландии. Съемки велись в акваториях заповедных зон, закрытых для обычных судов. Специально для съемок фильма была разработана уникальная аппаратура. Этим, отчасти, и объясняется такой невероятно большой для неигрового фильма производственный бюджет. Благодаря уникальной технике удалось снять восьмиметровую касатку с расстояния полутора метров, показать шторм, находясь в его эпицентре, запечатлеть подводный мир таким, каким его не видел никто. Перрен принял решение снимать надводные события на 35-мм плёнку, подводные же кадры - на цифровые HD-камеры, способные снимать по 43 минуты подряд. Но характер изображения у этих камер оказался разным, что было недопустимо для Перрена. Плёнка ухватывает больше градаций оттенков; HD-камеры отличаются характерной "резкостью" картинки. Поэтому оператор-постановщик Филип Рос провел девять месяцев вместе с инженерами "Sony", дорабатывая и настраивая цифровые камеры. В результате оператор максимально приблизил цифровую картинку к плёночной. Операторам картины поставили задачу: стать рыбами, приблизиться к подводным жителям в упор, но не спугнуть их. Главный оператор-ныряльщик, Дидье Нуаро, неделями погружался под воду в акваланге-рибризере. Такой акваланг позволяет пробыть под водой почти три часа и не испускает пузырей, а значит - не пугает рыб. Но в рибризере водолаз должен постоянно регулировать подачу азотной смеси, и это одновременно с передвижением, съёмкой, выбором экспозиции! Каждая съёмочная смена представляла риск для жизни; малейшая ошибка - и Дидье бы отключился. Кроме того технологи разработали забавный костюм под названием "Волшебный капюшон". Он имитировал сразу всех "актёров" фильма: сшитые вручную чешуйки поблескивают как настоящие, колышутся кусочки ткани, имитирующие медуз, градиенты испытывают способность камеры передать приглушенные подводные оттенки; а на голове водолаза - парик блондинки, изображающий тонкие нити водорослей! Также инженеры полностью переделали подводный футляр для камеры, сделав его в несколько раз легче и компактнее и более обтекаемым. Филип Рос, ветеран полевой съёмки, придумал для футляра удобный интерфейс, состоящий всего из двух кнопок. Они позволяли операторам настраивать камеру под требуемую глубину погружения, цвет воды и яркость освещения. Тёзка режиссёра Жак-Фернан Перрен, бывший ядерщик и специалист по ракетам "земля-воздух" заведовал движением и автоматикой. Фернану предстояло стабилизировать тяжёлую камеру, вывешенную на кране с лёгкой резиновой лодки - в открытом море. Устройство "Tethys" делали два года - суперстабилизатор весом 75 кг, которому по плечу не простая тряска на бездорожье, а мотание лодки по океанским волнам. Кроме того, была разработана принципиально новая гироскопическая система, которая привязывалась не к линии горизонта (как в обычном кинооборудовании), а к центру притяжения планеты. В разработке были использованы военные технологии, любезно предоставленные французским Минобороны. И у Фернана получилось: в одной из сцен камера неслась на скорости 50 км/ч в тридцати сантиметрах от спинок резвящихся дельфинов, без всяких признаков тряски и болтанки. Другое задание казалось невыполнимым: создать подводную камеру, способную двигаться вместе с косяками рыбы и обгонять плывущих на полном ходу китов. Проблема в том, что предмет, плывущий сквозь плотную воду с большой скоростью, практически невозможно стабилизировать: его нещадно болтает и крутит. Испробовали два прототипа: один из Южной Африки, другой из Германии (его в итоге проглотила касатка). Но внутри этих "торпед" стояли полупрофессиональные компактные камеры, а Перрену было нужно настоящее качество. Всего год работы - и Филип Рос представил решение: в подводном модуле размещалась только глядящая "назад" HD-матрица и объектив, связанные с буксиром 100-метровым оптоволоконным кабелем. Корпус камеры разработали спецы по торпедам - конструкторы Генерального управления вооружений (DGA) французского ВМФ. Над устройством работало 19 специалистов из восьми стран. Стоимость разработки достигла миллиона евро. Наконец, после месяцев доводки аппарат был готов. Его назвали "Иона" - операторы страшно боялись, что устройство проглотит кит. Камера-торпеда сняла неповторимые кадры у берегов Сан-Диего, Коста-Рики и Аляски. Хотя в готовый фильм и вошёл всего один процент этих кадров, это были такие кадры, о которых раньше нельзя было и мечтать. Под напором безжалостного режиссёра новые устройства разрабатывались одно за другим. "Хочу!" - говорил он, и техники снова принимались за работу. В съёмках поучаствовали два 12-килограммовых мини-вертолёта (тоже с уникальными системами стабилизации), один из которых в итоге сбила птица, и несколько других новейших подводных аппаратов (кроме "Ионы"). Затем для съёмки морских львов, выдр и котиков инженеры разработали прозрачную коробку, которая позволяла брать кадр на границе воды и воздуха. Оператор, лежа на животе, плыл на подводной торпеде, к которой крепилась коробка. Постоянно использовалась и так называемая "polecam" - камера на шесте, опускаемая с корабля под воду. В конце концов, ради единственного кадра была изготовлена подводная камера-микроскоп, управляемая рукой робота. Одна из самых амбициозных задач режиссёра - создать первый в мире подводный кадр с выставленным киносветом "под луну". Никто ещё не снимал рифы под водой на широком угле. Всё, что мы видели - это кусочек морского дна, залитый жёстким надкамерным светом. Команда "подводных осветителей" превратила в киностудию кусок дна размером 100 на 40 метров, на глубине 6 метров. Мало того - световой рисунок имитировал движение ряби на поверхности! Благодаря Перрену учёные в очередной раз (после "Микрокосмоса" и "Птиц") смогли увидеть объекты своих исследований так, как не видели никогда. Даже опытные специалисты по китам и морским котикам были потрясены полученным материалом. Дельфинологи и орнитологи прилипали к экранам, узнавая о своих животных совершенно новые вещи. Но для съёмочной группы всё было не так весело. Увы, часто кинематографисты неделями искали своих героев или безуспешно ждали их появления в намеченных местах. Операторы и режиссёры откатали сотни километров на резиновых плотах, охотясь на гигантских горбатых китов, но так и не засняли их знаменитые песни и танцы. Целая экспедиция съемочной группы в Антарктику оказалась напрасной - в том году морские леопарды предпочли не охотиться на пингвинов, питаясь креветками. Сверхсовременная техника простаивала - ведь природе не прикажешь! Фильм "Океаны" вышел в прокат 22 апреля 2010 года - во Всемирный день Земли. Дебютная касса "Океанов" заняла третье место за всю историю американского проката среди документальных проектов, 58% зрителей принадлежали к женскому полу и почти половина пришедших на сеансы были отнесены к семейной аудитории (родители с детьми до 12 лет). Не обошлось и без экологической инициативы со стороны прокатчика - было взято обязательство отправить определённую часть вырученных средств на охрану уникального природного комплекса коралловых рифов Багамских островов.
СТЕФАН ДЮРАН, научный советник фильма:
"В основу фильма "Океаны" была положена мечта режиссёра - проплыть с рыбами и дельфинами, проследить их движения под водой, через океан, на их скорости. Он хотел не смотреть спектакль, а играть в нём".
ЖАК ПЕРРЕН:
"Все началось с простой мечты: плавать вместе с рыбами и дельфинами, сопровождать их под водой, пока они пересекают океаны… Изобрести подводную камеру, быструю и вёрткую, как морской лев, камеру, созданную для большого экрана, но с коротким фокусным расстоянием - чтобы по-настоящему приблизиться к животным, создать новые отношения и эмоции… Никогда не замедляться - ощущение скорости и жизненной силы слишком ценно для этого! Вот чего мы хотели: живой камеры, которая будет танцевать с китами, прыгать вместе с дельфинами, рваться вперед со стаей тунца, скользить вместе со скатами".
"Мы должны были поспеть везде: и за стаей дельфинов, и за сардинами, на которых нападали акулы… И не забывайте, им же нельзя было сказать: "Так, одну секундочку, займите новую позицию, получится отличная мизансцена!"
"Мне кажется, нам удалось главное - передать головокружительное впечатление от той стихии, которая на протяжении нескольких лет работы была нашим главным персонажем. Это - важнейший итог работы". ЖАК КЛУЗО:
"Чтобы поведать историю об океанах, мы хотели отворить перед зрителем двери в фантастическую, волшебную сказку, показать чудеса крошечного мира коралловых рифов, героизм дельфинов в действии, грациозный танец горбатого кита и гигантского кальмара, ужас пагубного воздействия человека на морские массивы и его обитателей, завораживающий вид ничем не сдерживаемой стихии сильнейшего шторма, тишину в музее вымерших животных…"
РОССИЙСКИЕ КИНЕМАТОГРАФИСТЫ О ФИЛЬМЕ:
АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ, режиссёр-документалист:
"То, что сделали французские кинематографисты - это не просто документальные наблюдения за природой, это блокбастер и фантастика, комедия и фильм ужасов одновременно".
"Есть фильмы регулярного проката, а есть фильмы-события. "Океаны" - именно такой фильм".
СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО, режиссёр-документалист:
"Это не просто развлекательное кино, это кино с простой и понятной мыслью, чтобы мы не были такой раковой опухолью, которая пожирает всё вокруг и себя, в конце концов". ЛЕОНИД ЯРМОЛЬНИК, актёр, продюсер:
"Ничего удивительнее, ничего тщательнее подробнее и нужнее я в жизни своей не видел. Я много видел страшных фильмов, но сегодня я увидел САМЫЙ страшный кадр. Если мы хотим, чтобы у наших правнуков было, на что посмотреть, и чтобы вообще была жизнь, нужно принять к сведению мысль этого фильма". СЭМ КЛЕБАНОВ, президент компании "Кино без границ":
"Океаны" - уникальный проект. Подобные документальные фильмы появляются в лучшем случае раз в десятилетие. Сейчас некоторые телевизионные картины переводят в формат 3D "кустарным" способом и выдают их за большие кинопроизведения. Люди, посмотревшие "Океаны", сразу заметят разницу".
ПРЕССА:
"Общеизвестен, наверное, уже факт, что мир Пандоры сочинился в голове Джеймса Кэмерона после его подводных путешествий. Посмотрев "Океаны", его очень легко понять, с одной стороны. С другой - приходится констатировать очевидное: даже фантазия очень одаренного и материально обеспеченного художника - бледная тень того, что там есть на самом деле. Жизнь - самый грандиозный спецэффект. Вроде бы удивляться тут особо нечему. В "географических" документалках подводная тема освоена наиподробнейшим образом. Про Жак-Ива Кусто напоминать уже лишнее. Тем не менее оказывается, что океан достаточно велик, чтобы подарить нам еще один шедевр… Как все это снято, понять, разумеется, невозможно. Естественная среда показана таким образом, как будто у режиссёров и операторов была возможность ставить рельсы с камерами на тележках, размещать специальные краны и вообще дирижировать процессом, заставляя всю эту живность двигаться в нужных направлениях, ракурсах и темпе… Природной щедрости в "Океанах" противопоставлен человек и его разрушительная деятельность… Сначала примерно полтора часа вас с наслаждением топят в красоте, а потом коротко, но убедительно макают в дерьмо. После этой нехитрой процедуры сентенции о том, что природу надо беречь, уже не кажутся всего лишь высокопарными банальностями" (Александр Медведев, Infox.ru). "При просмотре этого фильма должно быть стыдно. И не только потому, что приведенные в картине факты человеческого варварства ошеломляют. Стыдно еще и за убогость собственного воображения. После "Океанов" становится совершенно ясно, что никакая 3D-анимация, никакая Пандора и другие сконструированные на компьютере фантастические миры не могут сравниться с тем, что создано природой" (Лариса Юсупова, "Известия"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|