09.09.2010
НА СЕВЕР! Ну, поехал и поехал. Обстоятельства так сложились. Депрессия придавила, в психушке приютить отказались, а тут ещё нежданно-негаданно оказался отцом. От безысходности и потребности хоть в каком-то исходе Йомар садится на снегоход и даёт дёру, а сценарист Эрленд Лу и режиссер Руне Денстад Ланглу в своём «Севере» показывают, что из всего этого вышло. А вышло «роад муви». Папа едет к сыну. Горячо едет. Пьёт таблетки, просто пьёт, подворовывает… Не знаю, есть ли в Норвегии высказывание «сжигать за собой мосты», но видимо есть «сжигать за собой дома», чем наш герой невольно и занимается. К тому же в самом начале пути его одолевает снежная слепота. В результате своим передвижением на север Йомар реализует простую авторскую волю: прозревает, бритой макушкой впитывает в себя новый нравственный опыт, внешне остывает, внутренне теплеет, становится взрослее и мудрее. При сюжете «псих и алкоголик в свободном полёте» очень легко можно было впасть в цыганщину, разброд и шатания. Но, несмотря на некоторую чернушность, неформальность и непричёсанность экранного путешествия, фильм драматургически и образно выстроен мастерски: ничего лишнего, всё работает на замысел. Одинокий человек сталкивается с одинокими людьми. Возраст встреченных имеет тенденцию к увеличению (девочка, юноша, ребята-танкисты, старик), подчеркивая становление главного героя. Каждая встреча каким-то образом попадает в унисон душевному состоянию Йомара, что-то будит в нём, идёт ему в «копилку». Девочка без родителей, ищущая общения и любви. Парень, пытающийся за маской мачо скрыть свои настоящие проблемы - болезнь родителей, пугающее одиночество, сексуальную неуверенность. Танкисты… Солдат - существо подневольное, по долгу службы оторванное от многих радостей привычной жизни. Все они рады Йомару, все они ему понятны. Потому как он сам такой. Последняя случайная встреча - старик. Добровольный отшельник, уставший ходить по земле, и тогда решивший уйти из жизни - экстравагантно, но и предельно естественно: пришла весна, тает лёд, значит, пора жить другим. А его своеобразным крестником остаётся Йомар. Живи, Йомар, потому что, как неожиданно выясняется, ты ещё и не жил по-настоящему, и всё ещё можешь исправить. После встречи с «не быть» тянет «быть». Йомар встаёт на лыжи. За вот этой горой – его бывшая жена и сын. Йомар лезет в гору. Маленький человечек среди огромного белого пространства. Пронзительный образ одиночества, но и образ преодоления этого одиночества: ведь он упрямо движется через эту безбрежную равнину, такой козявочный, но упёртый, он взбирается наверх, а потом стремительно спускается к цели – к своему сыну. Естественно, это и не самый великий фильм в истории мирового кино, но - потому что я с севера что ли, или потому, что все метафоры здесь прозрачны и чисты, как лёд и снег, а музыка, медитативный ритм, ландшафты и скупая значительность человеческих проявлений создают-таки позитивно-печальное настроение, - мне понравилось. Такой вот вердикт - нарочито наивный, созвучный характеристике всего творчества Эрленда Лу. P. S. Представляет интерес и ещё одна линия фильма – противостояние природного и технического. Даже не противостояние, а постепенное отшелушивание второго от первого: снегоход Йомара ломается, грозно нависающие над ним экскаватор и танк оказываются в управлении милых людей, другой снегоход используется только в качестве смертельного груза… Остаются лыжи, Север и человеки. Павел ТИМОШИНОВ |