ГАДКИЙ УТЁНОК
(Россия, 2010)
Режиссер: Гарри Бардин.
Жанр: анимационный мюзикл. Куда бы не пришел маленький утёнок, он везде чувствует себя очень одиноким. С утёнком никто не хочет дружить, потому что он не похож на других птиц. Птичий двор отчасти напоминает современный город, а в обитающих там пернатых узнаются характерные человеческие типажи… Музыкальная, весёлая и умная сказка о том, что мечты сбываются. Известный российский аниматор Гарри Бардин родился 11 сентября 1941 года в Оренбурге. Окончил школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. Горького, работал драматическим актёром в театре им. Гоголя, снимался в кино. В 1974 году совместно с В. Ливановым написал пьесу "Дон Жуан", и был приглашен Сергеем Образцовым в качестве режиссера-постановщика в Московский кукольный театр. В 1975 году Гарри Бардин начал работать режиссером-мультипликатором на киностудии "Союзмультфильм", где за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами. В его багаже четыре "Ники", "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля ("Выкрутасы") и масса других престижнейших призов, собранных его фильмами по всему миру (фестивали в Анесси, Лос-Анджелесе, Лондоне, Лейпциге, Шанхае…). В его фильмографию входят такие знаменитые ленты, как "Летучий корабль", "Пиф-паф, ой-ой-ой!", "Конфликт" (из спичек), "Брэк" (пластилиновый), "Банкет", "Брак" (из верёвок), "Выкрутасы" (из проволоки), "Серый волк энд Красная Шапочка" (пластилиновый), "Кот в сапогах" (пластилиновый), три части "Чучи", "Адажио" (из бумаги). В 90-х Бардин со своей съемочной группой ушел с "Союзмультфильма" в непредсказуемое свободное плавание и создал собственную студию "Стайер". Вера в собственные силы у студийцев возникла после рекламы кока-колы, которую высоко оценили в Голливуде. Вместо слетевшей с крюка кукушки на часах болталась бутылка коки, а одуревшая птица вместо "ку-ку!" кричала "кока-кола!". Бардина пригласили работать в Голливуд, но он уже не мог согласиться - за его плечами был "Стайер". Свою жизнеспособность студия доказала фильмом "Кот в сапогах", который вышел в 1995-м. В 1999 году Гарри Бардин был удостоен Государственной премии РФ. В музыкальном сопровождении "Гадкого утёнка" использовано немало фрагментов из "шлягерных" балетов Чайковского - "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Обычно их с первых тактов узнают даже люди, далёкие от музыки. Но в "Гадком утенке" они, по словам Гарри Бардина, зазвучат очень непривычно. Аранжировщик Сергей Анашкин немного изменил темпы, музыкальные акценты, и знакомая музыка производит совсем иное впечатление. Стихотворное либретто к "балетному мюзиклу" сочинил поэт Юлий Ким. Для саундтрека к картине были записаны хор Турецкого, Владимир Качан, Юлия Рутберг. В работе над "Гадким утёнком" Бардин активно сотрудничал с известным дирижером, скрипачем Владимиром Спиваковым. Спиваков, по словам режиссёра, поставил условие: "Если покорежите Петра Ильича, я не буду записывать эту музыку". В итоге маэстро остался доволен аранжировкой. Он не только записал с Национальным филармоническим оркестром музыку для "Гадкого утёнка", но ещё и озвучил одного из персонажей - бело-рыжего петуха. Правда, за петуха Спиваков будет только разговаривать, а спел за пернатого сам Гарри Бардин. Утёнок - единственный пластилиновый персонаж, остальные - перьевые куклы, которые имеют сложную и абсолютно оригинальную конструкцию. Сделаны они так: на специальный каркас наклеивается пенопласт, потом его обклеивают перьями. Под каждым пером прикреплен кусочек фольги, чтобы фиксировать любое его движение. "Если поднять такое перо, оно будет торчать в воздухе и держать форму. Когда птица в нашем фильме распушивает перья, они выглядят так же, как у настоящих птиц",- объясняет режиссёр. Бардин рассказывает, что перья он смог добыть благодаря поклоннице - супруге бизнесмена, поставляющего пух и перо крупному бренду спортивной одежды: "Во время нашей встречи он спросил, сколько мне нужно перьев и каких, записал. Через две недели у дверей моей студии остановилась машина, из неё вынесли восемь высоких целлофановых мешков, в них лежали упакованные перья с надписями: белые перья 1,5-2 см, 2-3 см, 4-5 см". Мастера расписали их в разные цвета, и все обитатели птичьего двора выглядят на редкость ярко и празднично. Картина, работа над которой шла шесть лет, по словам Бардина, "на 70% финансировалась из государственного бюджета". Остальную сумму собрало "много людей, которые давали по маленькой толике". Мировая премьера "Гадкого утёнка" состоялась на кинофестивале в Локарно. К декабрю фильм выйдет на DVD, после чего Бардин планирует начать переговоры о его показе на телевидении. Правда, по поводу телепоказа у него никаких иллюзий нет, так как российские телеканалы обычно не привечают продукцию отечественных аниматоров. Когда фильм ещё был в работе и Бардин уже предлагал его каналам, на "Первом", по его словам, вообще отказались смотреть "Гадкого утёнка". На телеканале "Россия 1" его посмотрели, но назвали мультфильм "артхаусным", что Бардина очень расстроило: "Сейчас "арт-хаус" - ругательное слово. Я всегда был достаточно демократичен, мои фильмы адресованы широкому кругу зрителей". ГАРРИ БАРДИН:
"Я даю надежду, что Утёнок станет белым лебедем. Эти-то все домашние, они не летают. А он взлетит. За долготерпение свое и за муки. Не "как все". Лучше… Это продолжение темы "Адажио". Кино о толерантности. Терпимости. О том, как "другие" существуют рядом с нами. Чтобы зритель оказался в коже (шкуре, панцире) инородца, поняв, каково это. И уже никого в жизни не мог бы назвать черножопым. Поучениями этого не достичь. Только через эмоцию. Через слезы и смех".
"Я же всё могу сыграть. Перед тем как снимать, проигрываю сначала сам с секундомером все 740 сцен… Всю хореографию и пластику решаю, сидя за столом, в наушниках, под музыку. Строю драматургию, исходя из характеров персонажей. Проигрываю. Придуманное пытаюсь донести сначала до мультипликаторов, потом до экрана".
"Из работы в работу пытаюсь доказать, что авторская мультипликация может быть и коммерческой. А коммерческая не обязательно потрафляет дурным вкусам. Кинематограф Чаплина - коммерческий".
"В нашей нынешней анимации есть тенденция делать полнометражные фильмы с православно-патриотическим уклоном. Вроде ради идеи возвращения российской истории на экран. Но почему-то с американской графикой, стилистикой, монтажом. Меня печалит столь показательный отход от принципов, традиций национальной анимации. Нашего "Конька-Горбунка" не спутаешь ни с кем. Как и "Снежную королеву" Атаманова. Это ли не художественная анимация? И с каким коммерческим потенциалом! Ее зрителя не сосчитать. А идти на поводу подсевших на иглу однотипных американских шлягеров не надо. Искать нужно ближе. Лучше в себе самом".
"Но вообще-то в каждом из нас с юности живут комплексы, страхи. Постепенно с помощью творчества, книг, встреч с мудрыми людьми мы их изживаем. Что касается "Гадкого утёнка", просто хочу дать надежду. Вот этому прыщавому юнцу перед экраном - локти торчат, коленки упираются в подбородок: "Парень, все у тебя будет хорошо. Не обязательно становиться лебедем, важней понять, кто ты. Стать самим собой". Независимо от времени, которое за стенами кинотеатра, и президента, который за стенами Кремля. Внутри себя ты должен быть свободен. И тогда "полет возможен". ВЛАДИМИР СПИВАКОВ о "Гадком утёнке":
"Каждый ребенок с детства любит мультфильмы, так и я, как и все, люблю мультфильмы. Мы не можем вернуть детство, но мы можем в него вернуться… и возвращаемся время от времени - благодаря таким неожиданным ситуациям". |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|