03.09.2010
ПРИЗРАЧНО ВСЁ В ЭТОМ МИРЕ В наличии имеются: «наполеон» в изгнании и его остров, тёмное законспирированное прошлое и тень Блэра, ЦРУ и мировая гегемония США, а сквозь всё это красной ниточкой - ужас маленького человечка, с дуру заскочившего в зловещую и всесильную пасть… «Призрак» Романа Полански оказался очень профессионально сработанным политическим триллером. Только в зависимости от любви к исканиям и дерзаниям кто-то назовёт его классическим, кто-то – старомодным. Кстати, часть публики с полным правом может посчитать «Призрака» и прямым публицистическим высказыванием – мол, Полански-то свинтили в Швейцарии по той же причине, что и макгрегоровского персонажа: не лезь, не думай, не болтай. Ха-ха. То ли шутка, то ли Мел Гибсон в том фильме… ну, который с Джулией Робертс. Впрочем, политика политикой, а фильм, как и положено художественному вымыслу такого авторитетного режиссёра, прежде всего о чём-то универсальном. В данном случае - о ловцах человеческих душ и о торговле оными. Неслучайно нас вместе с действующими лицами высаживают на малообитаемый остров, под хмурые тучи и дожди, бросают под ноги пески и облизывают края этого сумрачного мира холодными безжалостными волнами… Это что, Ад?! А почему так холодно?! Холодно – это безупречный режиссёрский стиль, лишающий тепла людей, лишающих тепла других людей. Тут вообще не до теплоты душевной. Тут надо успеть купить или продаться. А то укусят, и даже не за бочок. Гораздо хуже. Вот отставной премьер (хорошая роль Броснана) с практически утраченной в результате многолетних политтренингов совестью на наших глазах побарахтался в луже, подёргал руками в поисках спасительной соломинки, и как-то буднично ушёл со сцены, словив головой пулю а-ля Кеннеди. После чего мгновенно стал героем, потому что лучший проигравший политик – это мёртвый политик. Вот потерявшийся в жизненных лабиринтах человек (хорошая роль Макгрегора), без семьи, без имени, ставший не писателем, как наверняка мечтал, а «призраком пера». Он призрак ещё и потому, что служит призраку (политику без власти), и потому, что «не жилец», так как ввязался в мероприятие не по своим зубам. Ввязался, окончательно утратил веру в человечество, смертельно устал от полностью проигранной жизни, и вполне осознанно пошёл на таран со всеми чертями разом. Но как жил – так и умер – за кадром. Остался – ворох бумаги. Никогда не разговаривайте с известными политиками. И не становитесь ими. Павел ТИМОШИНОВ |