11.08.2010
СОЖАЛЕНИЯ Когда-то в юности Матье и Майя любили друг друга. Потом – разрыв… Спустя много лет он и она случайно сталкиваются на улице. И всё возвращается, чтобы вновь нестись к обрыву… Фильм Седрика Кана «Давние любовники» («Les Regrets») задаётся вопросом: отрекаются или не отрекаются, любя? И если отрекаются, то почему? Да и любовь ли это? В принципе обыкновенная история – со многими бывает. Другое дело, что этим «многим», когда такое нагрянет, их история обыкновенной никак не покажется. А станет единственной и неповторимой. Именно в этом значительность «Давних любовников» - в той или иной мере касается и волнует всех: кого покалывает, кого обжигает… Да что там дальше рассуждать, когда можно послушать суждения и объяснения, так сказать, первых лиц. Ниже – моя «выжимка» из интервью Юрия Гладильщикова с режиссёром «Давних любовников» Седриком Каном (далее – СК) и исполнительницей главной роли в этом фильме Валерией Бруни Тедески (далее – ВБТ). СК: «У этого фильма два уровня. Первый уровень: герои отчаянно любят друг друга. Второй: они столь же отчаянно и ревностно пытаются друг другу отомстить. Где заканчивается любовь и начинается месть - это главный вопрос фильма. Герои сами не могут определить для себя: любовь ли между ними или какое-то чудовище». ВБТ: «Физическая страсть в отношениях между героями, конечно же, присутствует. Воспоминания людей, их тяга к прежним партнерам часто бывают эротическими. Но у меня нет ответа на вопрос, можно ли считать такую страсть любовью. Иногда трудно определить, где заканчивается любовь и начинаются невроз и истерика. Фильм не дает ответа на этот вопрос и даже не пытается. Он просто говорит о том, что такое человеческая жизнь. Он о том, как отчаянно и бесперспективно мы пытаемся преодолеть свои эмоции». СК: «Она идёт куда глаза глядят. У неё есть то, чего нет у него при всем его интеллектуализме. Она живая, открытая. Она отдается чувствам, а не разуму. И, что очень важно для мужчин, с которыми она выстраивает свои взаимоотношения, она влюблена в те проекты, которым мужчины посвящают свою жизнь. Бывают женщины, которые влюблены в мужчину как проект. И мужчины это ценят. А вот жена героя - женщина с личными амбициями. Для неё они важнее, чем амбиции мужа. И героя это подспудно раздражает». ВБТ: «Для неё всю эту жизнь главным лозунгом остается свобода. Возможно, эта тяга к свободе, эта иллюзия свободы мешает ей в той ситуации, которую мы видим в фильме. Возможно, она попросту боится отдаться любви, поскольку считает, что любовь - это оковы по рукам и ногам. Она опасается, что возникнут долг и обязанность. Хотя... Хотя... Может, она боится и элементарного: что мужчина опять её бросит, как бросил когда-то давно». СК: «Для неё все слишком поздно. И, конечно, она его не простила. Да, её нынешний муж, откровенно говоря, ей не подходит. Идиот он, что уж там говорить! Но не простила - и это главное. Прощать или нет - это главный смысл фильма». ВБТ: «Мы специально выбрали такой финал, чтобы каждый мог изобрести свою интерпретацию, как всё будет развиваться потом. Я лично уверена, что герой и героиня должны в итоге сойтись. Пусть не прямо сейчас. Пусть спустя годы, когда им стукнет, например, по восемьдесят. А что? Нормально. Страстная любовь между двумя пожилыми людьми - меня такой поворот сюжета очень даже занимает». СК: «Я сам не раз попадал в ситуации любовного выбора и, по правде сказать, пришел к заключению, что выхода нет. Я специально загнал своих героев в такой тупик, из которого не выбраться. Пусть решают зрители: как именно герои должны вести себя дальше». Я бы только добавил, что французские режиссёры славны не тем, что снимают о любви, а тем, что некоторые из них волшебным образом умеют вытягивать из конкретной обыденности – универсальное событие. И любовь у них растёт из всего, что под руку попадётся - из быта, скуки, амбиций, денежных расчётов, случайностей. В целом у французов это получается лучше других. Другие (за исключением талантов) обычно «поддавливают» love story жанровыми приёмами, романтикой и прочими «спецэффектами». И ещё. Кинокритик Сергей Кудрявцев как-то предлагал для «Соседки» Франсуа Трюффо (вот, кстати, фильм, о котором напоминает нам картина Кана) более точное и символичное название-перевод – «Женщина рядом». Вот и «Давние любовники» таковыми собственно не являются. «Les Regrets» - это «Сожаления». Валерия Бруни Тедески, уже в другом интервью, рассказывает о любопытном эпизоде: «Однажды после фильма я встретила семнадцатилетнюю девочку. Она рыдала, посмотрев фильм, – она узнала себя в персонаже. У неё есть парень, влюбленной в которого по-настоящему она себя не чувствует. А фильм напомнил ей о прежнем друге, которого она очень сильно любила. У девочки создалось впечатление, что жизнь её уже не удалась, несмотря на то, что ей нет и восемнадцати. И вот это ощущение безнадежности, провала, меланхолии может случиться в любом возрасте». Поэтому главные вопросы картины можно и умножить. О чём вы сожалеете в прошедшей жизни? Хотите ли что-нибудь в ней исправить? И надеетесь ли, что такое возможно? Итак, любит – не любит? Бросит? Поцелует? Любовь или страсть? Мужское против женского. Ох, нет жизни на Земле, но есть ли жизнь на Марсе? Вот в чём вопрос. Так что решайте, зрители… Павел ТИМОШИНОВ |