СеверСЕВЕР
("Nord", Норвегия, 2009)
Режиссер: Руне Денстад Ланглу.
В ролях: Андерс Босму Кристиансен (Йомар), Марте Аунемо (Лотте), Мес Сьёгорд Петерсен (Ульрик), Ларс Олсен (Айло), Кирре Хеллум.
Жанр: драма.

После нервного срыва бывший спортсмен Йомар отдыхает от мира на должности смотрителя в лыжном парке, мечтая лишь об одном - вновь оказаться в уютной психиатрической больнице. Именно в этот момент он узнает, что, возможно, является отцом. Взяв с собой только канистру самогона и упаковку транквилизаторов, Йомар отправляется на Север, навестить бывшую подругу и посмотреть на возникшего из ниоткуда отпрыска. В путешествии по арктическому бездорожью новоиспеченного отца поджидают не только передряги - поломка снегохода, буря и приступ снежной слепоты - но и неожиданные знакомства…

Немногословная, насыщенная редкими, но как всегда обезоруживающими скандинавскими шутками комедия поставлена по сценарию популярного норвежского писателя Эрленда Лу. После прохождения альтернативной гражданской службы в театре, Лу изучал литературу, киноведение и этнологию в Осло. Позже он посещал Датскую киношколу в Копенгагене и Академию Искусства в Тронхейме. Успех его книг "Во власти женщины", "Наивно. Супер", "Лучшая страна в мире", "У", "Допплер", "Грузовики "Вольво" сделали его в России и многих странах мира "норвежским писателем № 1", затмив не только его современников, но даже классика Кнута Гамсуна. Авторский стиль Лу узнаваем и часто характеризуется как нарочито наивный. Главные герои его романов обычно хотят слишком многого от повседневности. Он часто использует иронию, гротескные преувеличения и юмор. Лу также крепко связан с кинематографом: на протяжении своей карьеры он написал множество оригинальных сценариев, создал несколько адаптированных сценариев на материале других авторов, в 2002-2005 годах работал отборщиком сценариев в Норвежском кинофонде - организации, дающей государственную поддержку авторам фильмов.

"Север" - первый полнометражный  фильм Руне Денстада Ланглу. До этого в течении 10 лет он снимал и продюсировал документальные фильмы. В 2005 году Руне Данстед Ланглу самолично переживал полноценную депрессию, сопровождаемую паническими атаками. В один  из таких прекрасных дней, околачиваясь на горном склоне перед подъёмником, там, где приходилось кататься ещё в детстве, Руне размышлял о тех странных парнях, которые работают в лыжных парках - агрессивных, неопрятных, усталых и вечно пахнущих алкоголем. Так появился главный герой фильма Йомар, о котором Эрленд Лу впоследствии написал историю. Эрленд Лу и режиссер Руне Данстед Ланглу выросли в одном городе почти что на самом севере Норвегии. Несчастные, злые, вечно разящие перегаром лыжные инструкторы - их общее детское воспоминание.

Андерс Босму  Кристиансен, исполнитель главной роли Йомара, родился в 1976 году, окончил Национальную Академию искусств в 2000 году, работает в кино и театре. В 2004 году Андерс получил премию как "Лучший актер" от Норвежской киноакадемии за фильм "Buddy". После главной роли в  эпических картинах "Арн: Рыцарь-тамплиер" и "Арн: объединенное королевство" Андерс имеет армию поклонников на родине. Мес Сьёгорд Петерсен  - один из самых перспективных молодых актеров Норвегии на сегодня, и на принятие решения относительно его участия у режиссерской группы ушло буквально пару минут.

Актерский состав фильма, за исключением Андерса Босму  Кристиансена и Мес Сьёгорда Петерсена - новички на площадке. Герои небольших ролей и массовка, как правило, находились прямо на месте съемок. Так персонал психоневрологической клиники в фильме - её бывшие сотрудники (там на секунду можно увидеть в кадре и Эрленда Лу - он играет в карты за стеклом и у него борода), а молодые танкисты на учениях, с которыми Йомар курит по дороге - также настоящие. Друзья режиссёра, Мортен Борген и Ронни Дал, исполняли захватывающие трюки, сложные спуски по бездорожью. Ронни Дал находился в десятке лучших фри-райдеров мира, пока не получил серьезную травму. Найти 80-летнего саамского отшельника с актёрскими навыками оказалось немного сложнее. Группа практически сдалась, но кастинг-директор, отправившаяся на самый север Норвегии, неожиданно напала на след: всего несколько часов к удаленному пустынному фьорду - и найден Ларс Олсен, исполнитель роли Айло. Марте Аунемо, исполнительница роли Лотте, также никогда прежде не имела опыта общения с камерой. Она родом из небольшой деревни неподалеку от Тронхейма и навещала родственников на каникулах, когда узнала о кастинге. Марте отправилась на прослушивание, выдав себя за местную девочку. А её бабушку в фильме сыграла руководительница театральной студии, которую режиссёр посещал в детстве.

"Север" был фильмом открытия конкурсной секции "Panorama" на МКФ в Берлине, где и был удостоен приза "Europa Cinemas Label" и приза ассоциации кинокритиков FIPRESCI. На счету фильма также приз "The Breaking Waves" МКФ "Титаник" в Будапеште, приз "Лучшему новому режиссеру" кинофестиваля "Tribeca", главный приз Transilvania Trophy и приз за "Лучшую операторскую работу" на МКФ в Трансильвании, специальный приз "за лучшую сцену" на кинофестивале в Брюсселе, призы за "Звук" и "Изображение" на фестивале современного кино "2morrow/Завтра" в Москве.

В мае этого года Эрленд Лу приезжал в Москву на открытие первого фестиваля норвежского кино. Он удивил своих многочисленных московских поклонников прежде всего тем, что оказался огромным лысым великаном. Лу не только отвечал на вопросы, связанные с фильмом "Север", но и отдувался за весь норвежский кинематограф в целом. И даже больше - за загадочную северную душу. Особенно уважительный шепоток прошёл по залу, когда писатель сообщил, что норвежцы умеют делать и пить 96?градусный самогон.


ЭРЛЕНД ЛУ:
"Ко мне обратился Руне с идеей о парне, который работает на подъёмнике. Мы вместе думали о том, что с ним может произойти, и когда придумали его повышенную тревожность, история начала становиться интересной. И в конце концов мы остановились на том, что ему нужно куда-то ехать, хотя он просто не способен предпринять такое путешествие из-за своего "душевного состояния".
"Главный источник вдохновения для "Севера", и это неудивительно - это "Простая история" Дэвида Линча. Это восхитительный фильм! В особенности концовка "Севера" украдена оттуда. Я думаю, люди должны воровать друг у друга. Я имею ввиду идеи. В целом, это хорошо. А среди любимых роуд-муви я бы назвал "Гроздья гнева" Джона Форда, "Беспечный ездок" Денниса Хоппера, "Апокалипсис сегодня" Копполы и "Более странно, чем в раю" Джармуша".
"Вообще, мне на площадке делать нечего, кроме как поздороваться со всеми и мило поулыбаться. Я никаким образом не вмешиваюсь в работу режиссера".
"В целом я доволен. Хорошие рецензии, много фестивалей, призы кое-где. Первые двадцать минут, возможно, не такие ровные. До того момента, пока Йомар не сел на снегоход, я бы изменил несколько вещей. Но с этого момента всё встало на свои места".
"Я смотрю по фильму практически каждый вечер, в основном дома, вместе с женой, после того, как дети ложатся спать. Кроме того, я смотрю два-три фильма в неделю в качестве кинокритика. Я начинаю нервничать, если пару дней не смотрел кино".


ПРЕССА:

"Странный трансцендентный фильм, в котором события происходят словно в каком-то обособленном миру, где не работают привычные правила и прежние навыки. Зато достигается просветление и приходит понимание чего-то важного и существенного. Картина проста и сложна одновременно, как и всякая притча. Главный герой, находясь в неуютном и дискомфортном для себя пространстве и положении, отправляется в долгий путь, который имеет номинальное обоснование, но на самом деле является его дорогой к жизни. В фильме много алкоголя, таблеток, но нет и близко ощущения чернушности, какая моментально возникла бы, снимай этот фильм какой-нибудь русский режиссер. Здесь всё очень светло, душевно и правильно. Помимо всего, это ещё и невероятно красивый фильм" (Иван Данилов, КМ.RU).

"Перед нами чистейший образец особого скандинавского кинематографа. Здесь сюжетом движет не внешний конфликт, как этому обычно учат в профильных заведениях, а внутренние переживания героя, о которых зритель может лишь строить предположения, основанные на личном опыте. Никаких ответов ни герой, ни зритель в результате не получат, зато получат удивительное путешествие (сначала на снегоходе, затем на лыжах) - 1100 километров по бесконечно снежному миру" (Наталья Афанасьева, Infox.ru).

"Берете знакомый, даже скучный сюжет, вымачиваете в спирте человеческих глупостей и прикладываете к выбритой макушке. Опьянение наступает мгновенно, как обухом по башке. Это кино о тихих лузерах в свободном плавании, о простых вещах и о том, как я не хотел бы провести этим летом. Это кино о людях, которые идут на север через северо-запад, то есть о совершеннейших психах, страдающих приступами паники, но таких безобидных и милых. Это кино о людях, которые меряются своими депрессиями: у кого больше, тот и проиграл. Главное, чем отличается российское кино от скандинавского, это тем, что в России технический спирт и вопросы к небесам, а в Скандинавии самогон и спрашивать некого, да и что тут спросишь… Говорить о сюжете "Севера" как-то даже неудобно: ну, герой едет к сыну, которого он никогда не видел. Гораздо важнее здесь интонация - сентиментальная ровно настолько, чтобы не стать пошлой, и абсурдистская ровно настолько, чтобы не уйти от реальности… Автор сценария "Севера" - некогда культовый в наших краях писатель Эрленд Лу, и в "Севере" он, наконец, выступает не просто как модный наивно-суперский инфантил со страстью к перечислениям, а как человек, который что-то в жизни понимает" (Ксения Рождественская, Газета.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта