ПРИЗРАК ("The Ghost Writer", Германия-Франция-Великобритания, 2010)
Режиссёр: Роман Полански.
В ролях: Эван Макгрегор, Пирс Броснан, Оливия Уильямс, Ким Кэттролл, Тимоти Хаттон, Том Уилкинсон, Джон Бернталь, Роберт Пью, Илай Уоллак, Джеймс Белуши.
Жанр: триллер. Персонаж без имени, писатель (Макгрегор) соглашается помочь бывшему премьер-министру Великобритании Адаму Лэнгу (Броснан) написать мемуары, то есть становится "призраком пера" - так зовут в издательском мире "литературных негров". Его предшественник утонул при загадочных обстоятельствах, а премьер-министру нужно отработать 10-миллионный аванс за книгу своих воспоминаний. "Призрак" недоволен работой прежнего "литературного раба" - он считает его материал скучным и рассчитывает создать гораздо более интересное произведение. Но чем больше любопытных фактов он находит, тем большей опасности себя подвергает… Экранизация одноимённого романа бывшего корреспондента "Би-би-си" и политического обозревателя "Observer" и "Daily Telegraph" Роберта Харриса. После выхода романа в 2007 году журналисты увидели в образе Лэнга недвусмысленный намек на премьер-министра Великобритании Тони Блэра, которого Харрис активно поддерживал, пока не началась война в Ираке, после чего Харрис в одном своем выступлении на радио назвал Блэра литературным негром Буша. В июне 2007-го Блэр оставил свой пост, тем самым подтолкнув Харриса к тому, чтобы отложить другие дела и написать "Призрака". Сценарий фильма Харрис писал совместно с режиссёром Романом Полански. Кстати, это не первый для них опыт сотрудничества: в 2007 году на Каннском фестивале была анонсирована экранизация Полански харрисовских "Помпей", но проект в дальнейшем заглох. Роман Полански (имя при рождении - Раймунд Роман Либлинг) - один из крупнейших кинематографистов мира, уроженец (18 августа 1933 года) Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, он в 1959 году окончил киношколу в Лодзи. Его ученический фильм "Двое мужчин со шкафом" (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. В 1962 году Полански снял свой первый полнометражный фильм "Нож в воде", прохладно принятый в Польше, но произведший сенсацию в США и удостоенный номинации на "Оскар" как лучший иностранный фильм. Вскоре Полански переехал во Францию, а потом в Англию, где снял три фильма: "Отвращение" (1965, получил "Серебряного медведя" на Берлинском МКФ), "Тупик" (1966, получил "Золотого медведя") и "Бал вампиров" (1967), в котором роль Сары сыграла его будущая жена американская актриса Шэрон Тейт. В 1968 году, после женитьбы Полански перебрался в США, дебютировав в Голливуде картиной "Ребёнок Розмари" (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Успех Полански в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После этого Полански уезжает в Европу, но в 1974 году возвращается в США, где снимает фильм "Китайский квартал", в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством признании вины смягчить обвинения, поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ. До вынесения приговора Полански был отпущен под залог, однако 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, он бежал из США в Великобританию, а затем, чтобы избежать экстрадиции, во Францию. Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции. В 1979 году вышла картина "Тэсс", за которую Полански был номинирован на "Оскар", а также получил премию "Сезар". Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет. В 1989 году Полански женится в третий раз, его женой стала французская актриса и модель Эммануэль Сенье, родившая ему двоих детей. Полански снял её в своих фильмах "Неистовый" (1987), "Горькая луна" (1992), "Девятые врата" (1999). В 1994 году Полански снял психологический триллер "Смерть и дева", напомнившей о его лучших работах. В 2002 году Полански обращается к лично выстраданной для него теме холокоста в фильме "Пианист". Эта его работа была удостоена "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль актёр Эдриен Броуди стал обладателем "Оскара" за лучшую мужскую роль. Роман Полански - обладатель "Золотого льва" Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, а также приза Европейской киноакадемии "Феликс" за вклад в развитие кино. Главную роль исполнил Эван Макгрегор (родился 31 марта 1971 года) - популярный шотландский актёр. Известность пришла к актёру в 1996 году, после того как он снялся у Дэнни Бойла в экранизации культового романа современного шотландского писателя Ирвина Уэлша. Это была криминальная драма с элементами чёрной комедии "На игле". Другие наиболее известные фильмы с его участием - "Интимный дневник" (1996) Гринуэя, драма известного представителя американского независимого кино Тодда Хейнса "Бархатная золотая жила" (1998), "Мулен Руж" (2001), "Падение "Чёрного ястреба" (2001) Ридли Скотта, "Крупная рыба" (2003) Тима Бёртона, "К чёрту любовь!" (2003), "Остров" (2005), три части эпопеи "Звёздные войны" (1999, 2002, 2005 - роль джедая Оби-Вана Кеноби), "Безумный спецназ" (2009) и экранизация романа Дэна Брауна "Ангелы и демоны" (2009). В настоящее время является одним из самых востребованных актёров Великобритании. Другая заглавная роль в фильме у ирландского актёра Пирса Броснана (родился 16 мая 1953). В начале 1990-х Броснан появился в фильмах "Газонокосильщик" и "Миссис Даутфайр", а в 1995 году впервые сыграл роль Джеймса Бонда в фильме "Золотой глаз", собравшем в прокате 348895621 $. Такой же успех сопутствовал другим фильмам бондианы с его участием - "Завтра не умрёт никогда" (1997) и "И целого мира мало" (1999). После этого Броснан стал получать приглашения сняться в других заметных лентах. В 1996 году он играл в фильмах "Пик Данте" и "У зеркала два лица" с Барброй Стрейзанд, в комедии Тима Бёртона "Марс атакует!", в "Афере Томаса Крауна". В 2002 году он в четвёртый раз сыграл Джеймса Бонда в фильме "Умри, но не сейчас". Далее последовали: "Законы привлекательности" (2004), "Матадор" (2005), "Выкуп" (2007), "Помни меня" (2010). Пирс Броснан получил звезду на аллее славы в Голивуде за вклад в развитие киноиндустрии. Жюри Берлинского МКФ наградило картину Романа Поланского "Призрак" призом за лучшую режиссуру. Однако, сам режиссер не смог присутствовать на церемонии вручения "Серебряного медведя", потому что в сентябре 2009 года на кинофестивале в Цюрихе был арестован по обвинению 30-летней давности в совершении действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней. Арест не стал основанием для того, чтобы остановить post-production картины, монтаж которой автор заканчивал в тюремной камере, а потом в условиях домашнего ареста.
ЭВАН МАКГРЕГОР:
"Перед началом съемок я не сознавал, что фильм несет политическое послание, но теперь я об этом знаю и согласен с мнением, что политики должны отвечать за свои поступки. И вообще, идея, что политикам нельзя доверять, - очень правильная!" (смех).
"Думаю, Роберт Харрис писал роман, ориентируясь на Блэра. Три года назад, когда книга была опубликована, эта связь не была такой очевидной, как сейчас, когда стало известно, что британские военные принимали участие в допросах с применением пыток по указанию США. И неожиданно наш фильм стал гораздо более актуальным, чем в то время, когда мы его снимали. Конечно, если бы нашего героя звали Тони Блэр, у нас были бы большие неприятности. Но у нас не было намерения заниматься документальным исследованием, мы просто хотели снять триллер, который, среди прочего, исследует состояние нашей политики".
"До начала съемок мы с Романом разговаривали только по телефону… Он был очень дружелюбен и мил, но я быстро понял важную особенность его натуры. Пока мы не вышли на съемочную площадку, он готовил нам кофе и следил за тем, чтобы всем было хорошо. Но как только началась работа, он превратился в требовательного и дотошного режиссера. Он всегда говорил обо всем прямо и без обиняков, никогда не пытался подсластить пилюлю. Он умеет работать с актерами, умеет добиваться нужных результатов. Не случайно же он стал великим режиссером".
"Я очень внимательно прочитал сценарий, но в нем не было какой-либо информации о Призраке. Как и в книге. Я думаю, это сделано намеренно. Героя не случайно называют Призраком. В нем есть что-то призрачное. Он пишет чужие мемуары о чужом прошлом, но у него самого словно нет прошлого. У меня не было ощущения, что я должен знать о нём больше, чем я знаю из сценария".
ПРЕССА:
"Вернувшись к триллеру, Полански снял идеальный образец жанра, достойный стать каноном и быть помещенным в палату мер и весов… Его герой не Блэр, а тонущий в трясине случайных обстоятельств литератор: каждое действие приближает безобидного писаку к неминуемому коллапсу. Герои Полански - туманный дождливый остров, нарастающий абсурд, стены, которые смыкаются вокруг писателя, люди, которые сжимают вокруг него кольцо… Полански в "Призраке" поднимается над политикой, проникая в самое сердце триллера. "Призрак" хорош не тем, что за личностью Лэнга угадывается Блэр, а тем, что это абсолютно не важно" (Дарья Горячева, Газета.ru). "Призрак" снят изумительно, со старомодным, нездешним мастерством. Вечно серое небо, тревожное дыхание океана, плавные движения камеры, в которых откуда-то берется и угроза, и тайна. Один пролог на пароме - мастер-класс того, как фактически из ничего создать саспенс. Но еще не хватало хвалить Романа Полански за хорошую режиссуру. Тем более когда речь идет о триллере - жанре, для которого Полански сделал больше, чем какой-либо режиссер из ныне живущих, и в котором он с обычной уверенностью нащупывает любимый мотив: один против всех, чужак, влезший на незнакомую территорию и прогневивший неведомые, но безусловно могущественные силы… В "Призраке" есть что-то недостойное режиссерского таланта, что-то слишком мелкое для этого человека… Трудно избавиться от привкуса разочарования: человек, всю жизнь боровшийся с дьяволом (в облике ли женщины, соседей, капиталиста, немецких войск или попросту - дьявола) под конец решил побороться с Госдепом и ЦРУ" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). "Это смесь почти кафкианского абсурда и хичкоковского саспенса. То, что циникам живется в этом мире куда вольготней романтиков и идеалистов, стало известно не вчера. Но Полански, безусловно соглашаясь с этой грустной правдой жизни, идёт чуть-чуть дальше, доводя сие наблюдение до логического завершения: цинизм не панацея и не способ наживы, а всего лишь защита от окружающей действительности, на поверку оказавшейся куда более опасным врагом, чем могло показаться вначале" (Станислав Никулин, kinomania.ru). "Призрак" - достойный пример кино с двойным дном, то есть классического артмейнстрима. С одной стороны, фильм интересно смотреть, как бы не задумываясь, - режиссер ловко ведет зрителя по лабиринтам истории, захватывающей, полной хичкоковского саспенса. С другой - Полански ненавязчиво затрагивает целый ряд серьезных тем: он размышляет о феномене власти, о предательстве и преданности, о неизбежной для любого публичного деятеля изоляции от общества, об опасной игре в политику" (Мария Мухина, "ProfiСinema"). "Полански удалось создать ощущение, что вас пустили за кулису, где в камерной обстановке принимаются исторические решения и происходят глобальные катастрофы. Герой Макгрегора бродит здесь действительно как призрак, который вроде как есть, а вроде и нет. Но оставаться наблюдателем-медиумом он долго не сможет и всё же попытается включиться в игру в качестве реального персонажа. И хотя этой пешке едва ли под силу пробиться в ферзи, её метания по шахматной доске собственно и составят сюжетный маршрут… Банальности, неизбежные для политического бестселлера, литературная жизнь которого рассчитана на яркий, но короткий скандальный эффект, перекочевали в фильм и, в конце концов, чуть не погубили его. Хорошо, что хоть точку в этой надуманной интриге Полански поставил решительно и жестоко" (Александр Стрелков, film.ru). "Призрак" - классический политический триллер, продолжающий не только кинематографическую традицию (связанную, например, с фильмами Сиднея Поллака), но и литературную - уместно провести аналогии с романами Грэма Грина или Джона Гришема… Романа Полански реальная политика интересует лишь постольку, поскольку политический абсурд является частным случаем общей абсурдности окружающего мира, в котором нет никакой справедливости и наказывают всегда невиновных, в то время как виновные ускользают от возмездия" (Лидия Маслова, "Коммерсантъ-Weekend"). "Сравнения "Призрака" с фильмами Хичкока - явный перебор. Полански знает толк в нагнетании напряжения, но призрак излишней аккуратности сводит это умение почти на нет. Это чистописание в жанре политического триллера, стерильная имитация классического стиля и большой проблематики: возможности рассказать более сложную историю в фильме были, но так и остались нереализованными. Полански знает толк в деталях. Но таких деталей в "Призраке" раз-два и обчелся" (Олег Зинцов, "Ведомости"). "Макгрегор играет как всегда умно и тонко: ясно понимая, что вступает в смертельную игру, Призрак, как загипнотизированный, идёт в пасть удаву. И если ускользает, то, как положено в жанре, в последнюю секунду. Но режиссер здесь обдуманно нарушает психологическую структуру триллера, предпочитая туманный импрессионизм человеческих состояний законченности интриги. Поэтому единственная определенность, которую выносишь из фильма: политика - дело, далекое от человеческого достоинства. И вообще предельно удалённое и отъединённое от всего человеческого. Доминирующая атмосфера фильма - холод. Физический и духовный… Роман Полански упрям и не поддаётся новейшим штампам "современной режиссуры" с её рваным ритмом и сверхкоротким монтажом. Он предпочитает испытанный хичкоковский стиль медленного и мучительного нагнетания напряжённости - действия, интриги, а главное - человеческих состояний. Результат впечатляет: 76-летний мастер умудрился не только дать миру первый опыт эффективной "заочной" режиссуры, но и сделать одну из лучших своих картин" (Валерий Кичин, "Российская газета"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|