ЛурдЛУРД
("Lourdes", Германия, Франция, Австрия, 2009)
Режиссёр: Джессика Хауснер.
В ролях: Сильви Тестю, Леа Сейду, Жилетт Барбье, Герхард Либманн, Бруно Тодескини, Элина Лёвензон, Кататина Фликер, Хайди Баратта, Жакки Пратусси.
Жанр: драма.

Парализованная Кристина обречена всю жизнь провести в инвалидном кресле. Желая изменить свое положение, она едет в Лурд, культовое место паломничества в Пиренеях. Однажды утром она просыпается здоровой: судя по всему, произошло чудо. Старший группы паломников, красивый сорокалетний доброволец из Мальтийского ордена, начинается проявлять к ней интерес. Кристина изо всех сил держится за этот неожиданный шанс на счастье, в то время как её выздоровление вызывает у окружающих зависть и восхищение…

Лурд - город во Франции, в департаменте Верхние Пиренеи (15000 жителей). Стоит на реке Гав. По мнению Католической церкви в 1858 году, 11 февраля, в четверг, четырнадцатилетней местной жительнице Бернадетте Субиру явилась Дева Мария. Произошло это в одной из пещер, каких множество в горных отрогах, окружающих город. Позже Бернадетта свидетельствовала о 18 таких явлениях. Последнее - 16 июня того же года. Католическая церковь поначалу отрицательно отнеслась к заявлениям девушки, её даже заключили в карцер, где она и находилась до того времени, пока видения не прекратились. Позже Бернадетта стала монахиней. Церковь же провела тщательную проверку всех изложенных девушкой фактов. В результате в 1933 году её канонизировали под именем святой Бернадетты, а Лурд превратился в один из наиболее посещаемых городов не только Франции, но и всей Европы. Ежегодно в Лурд приезжает до пяти миллионов паломников. Только тех, кто надеется найти здесь излечение от своих недугов, в год приезжает более 70 тысяч. Источники католической церкви утверждают, что только за первые 50 лет паломничества получили полное излечение от самых различных болезней минимум 4000 человек.

Режиссёр и автор сценария "Лурда" Джессика Хауснер родилась в Вене в 1972 году. Выросла в католической семье, но впоследствии отошла от веры. Училась в Венской киноакадемии, начинала карьеру как ассистент режиссера Михаэля Ханеке. "Лурд" - её третий фильм, до этого были "Милая Рита" (2001) и "Отель" (2004).

"Лурд" был показан в 2009 году в конкурсной программе МКФ в Венеции, и решение жюри, в котором не было приза для режиссера и исполнительницы главной роли Сильви Тестю, вызвало у многих бурю негодования, хотя картина и получила приз ФИПРЕССИ, приз Всемирной католической ассоциации по коммуникациям SIGNIS (за художественные достоинства и исследование темы веры и чуда), а также премию Брайана (носит имя персонажа фильма "Жизнь Брайана") Ассоциации рационалистов и атеистов.
К тому же фильм удостоен Гран-при на МКФ в Варшаве-2009.

Исполнительница главной роли Сильви Тестю появилась на свет 17 января 1971 года в Лионе в семье итальянских эмигрантов. Когда в 1985 году на французские экраны вышла лента Клода Миллера "Дерзкая девчонка" с Шарлоттой Гейнсбур в главной роли, Сильви заболела актерской профессией и решила покорять Париж. Желание стать актрисой привело её в Национальную Консерваторию Драматического искусства. В 1991 году Тестю начинает сниматься в небольших ролях. Самой известной из первых киноработ актрисы стала картина "История мальчика, который хотел целоваться" в 1994 году. В это же время Сильви параллельно начинает работать в Германии. Именно там, Тестю и приобретает популярность и получает первую кинопремию. Её роль в фильме "За гранью тишины" была отмечен призом "Лола" и званием лучшей актрисы 1996 года. Французская популярность актрисы пришла чуть позже, с выходом картины "Карнавал" Томаса Венсана, где Тестю сыграла женщину, которая разрывается между двумя мужчинами. Роль принесла Сильви номинацию на премию "Сезар" как самой многообещающей актрисе. После такого успеха режиссер Шанталь Акерман приглашает Тестю в свою новую картину "Пленник", за главную роль в которой актриса в 2000 году была номинирована на премию Европейской Киноакадемии. В следующем году фильм "Смертельные раны", наконец, принес ей "Сезара". Если ранее Сильвии Тестю была известна в основном на родине и в Германии, то в уже в 2004 году об актрисе услышал весь мир. В 2003 году Ален Корно снимает фильм "Страх и трепет" по бестселлеру Амели Нотомб. Для роли бельгийской девушки Амели, актрисе пришлось научиться говорить по-японски, но игра стоила свеч. "Страх и трепет" собрал целый урожай призов, Сильви получила "Сезар", приз на кинофестивале в Карловых Варах за лучшую женскую роль, премию культурной прессы "Золотая звезда", приз на фестивале во Флоренции. Сразу после этой работы актриса снова составляет творческий тандем с Шанталь Акерман для съемок в новом фильме "Завтра мы переезжаем", Ален Корно вновь снимает её в ленте "Синие слова". В 2007 году Сильвии Тестю появилась в трех фильмах - оскароносном "Жизнь в розовом свете", "Франции" Сержа Бозона и "Тайне Антуана Ватто" Лорана де Бартийя. В 2008 году актриса создала впечатляющий экранный портрет Франсуазы Саган ("Саган").


ДЖЕССИКА ХАУСНЕР:
"Обычно я атеистка, но иногда даю слабинку и становлюсь агностиком".


ПРЕССА:

"В модном и поныне тренде нового религиозного кино картина Хауснер занимает непритязательную, но удобную и довольно выигрышную позицию сдержанного скептицизма - причем не только по отношению к жестоким фабрикам чудес, но и вообще к любым попыткам идеологического обоснования реальности… Отстраненная холодность, даже некоторая (отчасти характерно австрийская) ригидность картины, отмеченная всеми критиками и позволяющая каждому видеть в ней нечто свое (как в унисон написали в "Independent", "Афише" и многих других изданиях) - следствие не безразличия, а метода - строгого и проницательного психологизма, чрезвычайно чуткого к малейшим проявлениям той или иной несправедливости, того или иного насилия, зачастую безличного, экзистенциального, заведомо заложенного в наш мир тотального неравенства. Пресловутая сдержанность режиссерской манеры - знак не равнодушия, а человечности того, кто, осознав тиранию чувств, шантаж повышенных тонов, терпеливо и методично уделяет действующим лицам достаточно внимания, чтобы заметить корысть и горесть каждого из них… По сравнению с минималистичным триллером "Отель" и короткометражным "Тостом", эта картина Хауснер - заметный шаг вперед; работа уже не столько амбициозного автора, сколько зрелого мастера. Филигранно выверенные мизансцены, тонкость драматургической нюансировки, иконография эпизодов (отличная работа Мартина Гшлахта - постоянного оператора Хауснер), "Лурд" - убедительный образец того, насколько универсальным, изысканным и притом демократичным может быть современное актуальное кино" (Евгений Майзель, "Синематека").

"Фильм, построенный как одно большое сомнение, не скатывается до уровня пустой сатиры. Ну да, мы легко считываем здесь знакомые идеи: современный мир как супермаркет, церковь как торговка опиумом для народа и т. п. Похоже, сама Хауснер агностик, то есть воздерживается от суждения о том, есть ли Бог или нет. Что не мешает, а, напротив, помогает показать самую суть туристического паломнического заблуждения. Чудо, веришь в него или не очень, может произойти только при личном жертвенном усилии. Чтобы похудеть, надо упорно сидеть на диете и бегать до седьмого пота - это правило работает для любой человеческой проблемы. Я бы рекомендовала смотреть "Лурд" в комплекте с фильмом Ларса фон Триера "Рассекая волны". Тогда терапевтическое воздействие кинематографа тоже может сотворить чудо" (Ирина Любарская, "Итоги").

"Джессика Хауснер, рассказав историю максимально отстраненно, минимизировала манипуляцию зрителем, позволив избежать однозначной трактовки… Фильм о вере и сомнении заставляет размышлять о духовном смысле физических страданий, а также вызывает мысли о том, насколько непременное ожидание чудес и "нацеленность на результат" исцеления соотносится с истинной верой" (Ирина Стовбыра, "Благовест-инфо").

"Лурд" - не самое увлекательное и уж точно не самое легкое зрелище: Хауснер предлагает множество вопросов - но совершенно не считает себя ни обязанной, ни даже вправе давать ответы. Это не ложная, дутая многозначительность, это четкое осознание режиссером возможностей своей режиссерской профессии. Картезианская прозрачность схемы не облегчает зрительскую задачу: Хауснер рассказывает историю Кристины с исключительной тонкостью, ясностью и тактом, но говорит она только то, что можно сказать, а это немного. Главные вопросы фильма: чудо ли произошло или просто временная ремиссия; и если чудо, то почему именно с Кристиной, а не с кем-либо из ее товарок (более несчастных, или более верующих, или более старательных); и как тогда надо относиться окружающим к самой Кристине, - все эти и многие другие вопросы сводятся к одному сквозному мотиву фильма: неисповедимости путей Господних. Собственно, в том-то и заключалась режиссерская задача Хауснер: не пытаться разведывать эти пути, но определить границы человеческого вeдения. Очертить территорию, на которой можно вести рассказ, и позволить вторгаться в нее, пересекать ее дуновениям тишины, царящей за этой чертой. Хауснер делает то, что вообще-то является обязательной нормой ремесла, но по нынешним временам стало редкостью: переводит смысл фильма на уровень стиля. Если она не дает ответов, то потому, что они и вправду человеку не даны. Но в их отсутствии - ценность чистоты, и нет никакой надобности заполнять пустоту легкоплавкими суррогатами. Это, конечно, устроит далеко не всех зрителей. Но их ведь и на Страшном Суде тоже не всё устроит" (Алексей Гусев, "Фонтанка.ру").

Собственно, "Лурд" и рассказывает, как человек впервые узнает о том, что Бог, возможно, есть, или о том, что его, возможно, нет, - в данном случае это одно и то же. Важна не истина, которой не существует, а сама постановка вопроса, возможность говорить о жизни, смерти, Боге и вере так, будто говоришь об этом впервые - без предпосылок, дидактики и какого-либо экстаза" (Евгений Гусятинский, "Русский репортёр").

"Лурд" появился на фоне явного оживления религиозной проблематики в мировом кино, которого не было начиная с 60-х годов прошлого века, когда работали Брессон, Пазолини, Бергман, Феллини, Бунюэль. В фильмах "Белая лента", "Агора", "Хадевейх", "Антихрист", "Про богов и людей" опять, как некогда, поднимаются вопросы веры, христианской миссии и жертвенности, к этому добавилась новая актуальная тема отношений христианства и ислама. В сравнении с большинством этих картин особенно заметно, что фильм Джессики Хауснер лишен элемента провокации, он не является никаким вызовом, а только лишь результатом рационального и беспристрастного исследования нравов. Это редкий образец духовного кино без придыханий и мистического тумана, с той легкой дозой цинизма, без которой религиозность в сегодняшнем мире оборачивается примитивом или архаикой" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ Weekend").

"Джессику Хауснер занимает не чудо само по себе, а то, как оно включается в структуру наших психологических клише: обыденного восприятия, банального лицемерия, плохо прикрытой зависти. Как обставляется коммерческой и бюрократической рутиной гигантского конвейера сертифицированной благодати… Вопрос о том, что переживает героиня - истинное исцеление или случайную ремиссию, - естественно, остается в "Лурде" за кадром. Гораздо важнее те драмы, комедии и трагедии, которые разыгрываются на лицах паломников, следящих за чудесным происшествием, так откровенно, что сдержанный и безжалостно человечный фильм Джессики Хауснер можно смотреть без слов" (Олег Зинцов, "Ведомости").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта