НАЧАЛО
("Inception", США-Великобритания, 2010)
Режиссёр: Кристофер Нолан.
В ролях: Леонардо Ди Каприо (Дом Кобб), Кен Ватанабе (Сайто), Джозеф Гордон-Левитт (Артур), Марион Котийяр (Мол), Эллен Пэйдж (Ариадна), Том Харди (Имс), Киллиан Мерфи (Роберт Фишер), Дайлип Рао (Юсуф), Том Беренджер (Браунинг), Майкл Кейн (Майлс).
Жанр: фантастический экшн-триллер. Дом Кобб (Ди Каприо) - талантливый вор, лучший из лучших в опасном искусстве извлечения: он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Редкие способности Кобба сделали его ценным игроком в привычном к предательству мире промышленного шпионажа, но они же превратили его в извечного беглеца и лишили всего, что он когда-либо любил. И вот у Кобба появляется шанс исправить свои ошибки. Его последнее дело может вернуть всё назад, но для этого ему нужно совершить невозможное - инициацию. Вместо идеальной кражи Кобб и его команда спецов должны будут провернуть обратное. Теперь их задача - не украсть идею, а внедрить её. Если у них получится, это и станет идеальным преступлением. Но никакое планирование или мастерство не могут подготовить команду к встрече с опасным противником, который, кажется, предугадывает каждый их ход… Сценаристом, режиссером и одним из продюсеров фильма выступил Кристофер Нолан. Отец Нолана - англичанин, мать - американка. Он родился и вырос в Лондоне. В возрасте семи лет Крис посмотрел "Звёздные Войны" Джорджа Лукаса. Это и определило его дальнейшую судьбу. Он начинает сочинять сценарии для коротких научно-фантастических фильмов, с 8 лет экспериментирует с киноплёнкой. В начале 90-х Нолан окончил обучение в Лондонском Университи-колледже по специальности английская литература. В 1998 году за 6000 долларов он снял свой полнометражный кинодебют "Преследование", который вызвал много шума в фестивальных кругах. В 2000 году последовал малобюджетный триллер "Помни" (2000), за который Кристофер и его брат Джонатан (автор одноимённого рассказа) были выдвинуты на соискание премии "Оскар". Далее последовали "Бессонница" (2002), "Бэтмен: Начало" (2005), "Престиж" (2006), "Темный рыцарь" (2008). В съемочную группу "Начала" вошли: трижды номинированный на премию "Оскар" оператор-постановщик Уолли Пфистер ("Бэтмен: Начало", "Престиж", "Темный рыцарь"), художник-постановщик Гай Хендрикс Диас ("Золотой век", "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа"), дважды номинант на премию "Оскар" монтажер Ли Смит ("Хозяин морей: На краю земли", "Темный рыцарь") и номинированный на приз киноакадемии художник по костюмам Джеффри Курланд ("Пули над Бродвеем", "Соучастник"). За спецэффекты отвечал номинированый на премию "Оскар" Крис Корбоулд ("Темный рыцарь"). Музыку к фильму написал обладатель награды киноакадемии композитор Ханс Циммер ("Король Лев", "Темный рыцарь"). Роли в фильме исполняют: Леонардо Ди Каприо (трижды номинирован на премию "Оскар"), Кен Ватанабе (уже был заслуженным актером в его родной Японии, когда обрел мировую известность, сыграв в эпической картине 2003 года "Последний самурай"), Джозеф Гордон-Левитт ("500 дней лета"), Марион Котийяр (первая актриса - обладательница "Оскара" за лучшую женскую роль в фильме на французском языке - "Жизнь в розовом цвете"), Эллен Пейдж (номинация на премию "Оскар" за роль в фильме "Джуно"), Том Харди ("Рок-н-рольщик"), Киллиан Мёрфи ("Бэтмен: Начало"), Дайлип Рао ("Аватар"), Том Беренджер ("Взвод", три части "Снайпера") и Майкл Кейн (один из наиболее уважаемых актеров, чьей карьере уже более полувека, а на его счету более 100 фильмов и бесчисленное число наград, включая два "Оскара"). Будучи последовательными в своем стремлении к реализму, создатели фильма "Начало" большую часть съемок проводили на площадках по всему свету: в шести странах на четырех континентах. Они привезли съемочную группу в Токио, в горы Калгари, показали им экзотические улочки Танжера и живописные уголки Парижа, исторический Лондон и модерновый Лос-Анджелес. В Кардингтоне (Англия) Нолан вернулся к своим любимым, похожим на пещеру ангарам, где он ранее снимал и "Бэтмена: Начало", и "Темного рыцаря". Эти гигантские павильоны смогли вместить масштабные и крайне трудоемкие конструкции, бросавшие вызов законам притяжения. Одной из наиболее сложных площадок стал длинный коридор отеля, который мог поворачиваться на 360 градусов, создавая ощущение невесомости. При этом костюмерам пришлось следить за тем, чтобы одежда в этих сценах не висела, ведь в условиях нулевой гравитации она парит. Пришлось приделать к вещам тонкую проволоку, чтобы держать форму, а также закрепить галстуки, чтобы они не болтались туда-сюда. Власти Парижа не разрешили использовать настоящие взрывчатые вещества, независимо от того, насколько контролируемым должен был быть взрыв. Вместо этого команда по созданию спецэффектов использовала сжатый под высоким давлением азот, чтобы создать эффект серии вспышек, которые взорвали окружающие магазины, прилавки и кафе. Главная проблема со съемками непогоды в Лос-Анджелесе была в том, что на небе, как обычно, не было ни облачка, ярко светило солнце, а это создавало определенные проблемы с освещением. Пришлось просчитать траекторию солнца, а затем с помощью подъемных кранов, воздушных платформ и людей на крышах установить ряд черных полотен, которые выполняли функцию жалюзи, закрывая солнце. Чтобы воссоздать проливной дождь, киношники рассеивали воду с крыш зданий. Все на площадке целый день ходили мокрые, включая режиссёра, который тем самым подавал всем пример преданности делу. Примерно за неделю до назначенной даты выезда в Канаду для съемок масштабных снежных сцен, там всё еще не было снега. Нолан начал придумывать экстренные планы, что можно сделать, если не будет настоящего снега. Но буквально за пару дней до приезда съёмочной группы повалил снег. Все безумно обрадовались. Но, как говорится, будь осторожен в своих желаниях - с того момента снег шёл не прекращаясь, очень затрудняя съёмки. Американские критики встретили "Начало" бурными аплодисментами. Из 215 рецензий зафиксированных rottentomatoes 19 июля -181 положительная. Консенсус: "Умное, новаторское, захватывающее "Начало" - редкий образчик летнего блокбастера воздействующего как на нутро, так и на мозги".
КРИСТОФЕР НОЛАН:
"Еще около десяти лет назад меня захватила тема снов, идея соотношения нашей сознательной жизни и того, что мы переживаем в снах. Мне всегда казалось парадоксальным то, что всё, увиденное во сне - неважно, страшное, счастливое или фантастическое, - создается нашим собственным разумом, это говорит о невероятных возможностях воображения. Я начал обдумывать, как это можно взять за основу крупномасштабного экшна с очень человеческой подоплекой".
"В центре картины - мысль о том, что идея - самый живучий и приспосабливающийся паразит. Её след всегда будет в твоем сознании… где-то там. А предположение, что кто-то может обладать возможностью вторгаться в пространство сна в очень материальном смысле этого слова и красть идеи - неважно насколько личные, - действительно интригует".
"Это самая сложная задача из всех, за которые я когда-либо брался. Мы рассказываем историю с огромным размахом, как настоящий блокбастер - и это больше всего, с чем я имел дело раньше. Мы старались сделать "Тёмного рыцаря" масштабным, но с этим фильмом мы пошли еще дальше".
"Мы много разного собрали в этой истории. Я вырос на фильмах про Джеймса Бонда, и мне очень нравились все эти шпионские картины с их глобальным охватом... То же самое мы постарались сделать здесь - не только географически, но также и во времени, и в пространственных измерениях... Мы делаем кино, которое простирается, скажем так, в четырех измерениях".
"Есть определенное сходство между тем, как эти герои создают для кого-то мир снов и тем, как создатели фильма конструируют новую реальность для зрителя. Подобно тому, как Кобб собрал этих выдающихся людей в свою команду, я начал набирать съемочную группу".
"Для меня всегда было очень важно запечатлеть на камеру всё, что только возможно, и лишь потом, при необходимости, использовать компьютерную графику, что очень удобно при структурировании или придании масштабности тому, что было снято "вживую". Несмотря на то, что в сюжете мы имеем дело с различными состояниями сна, было чрезвычайно важно, чтобы на каждом уровне сон казался явью, потому что когда мы спим, то воспринимаем окружающее как действительную реальность. Поэтому, если мы снимали погоню на лыжах по горному склону, спуск под воду или имитировали невесомость, я стремился дойти до абсолютного предела того, что можно было запечатлеть".
"Мы столкнулись с рядом трудностей: от палящего солнца до проливного дождя и страшных буранов - это то, что стоит за созданием фильма. Актеры покоряли горные вершины и водные глубины, объехали весь мир, они без жалоб воспринимали каждый новый вызов. Я думаю, это добавляет нечто к ощущениям зрителя, унесённого фильмом туда, где он никогда не был".
ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО:
"Это очень занимательный сложный триллер, где может случиться всё, что угодно, но в самом сердце истории - стремление одного человека раскрыть долго скрываемую правду и вернуться домой. При этом картина абсолютно оригинальна, я не думаю, что кто-то может утверждать, что он уже переживал нечто подобное. Такое редкое сочетание вызвало во мне желание поучаствовать в проекте, также как и возможность сотрудничества с Крисом Ноланом. Он - мастер в том, чтобы взять многослойную сложносоставную историю и сделать ее реалистичной и понятной зрителю". ЭЛЛЕН ПЕЙДЖ:
"Я - настоящая фанатка творчества Криса, поэтому сама мысль о том, что мне предстоит сниматься в его фильме, была просто восхитительна. И я была просто потрясена после прочтения сценария, ничего подобного я раньше не видела. Я полностью растворилась в написанном, а когда закончила, меня буквально прошиб пот. Сюжет настолько оригинален по концепции и настолько трогателен, с такой мощной эмоциональной основой, что задевает тонкие душевные струны. Работать с режиссером, который может создавать целые миры, вещи, которые тебе видеть не приходилось, причем делать это таким невероятным образом, - просто феноменально".
ПРЕССА:
"Фильм Нолана, несомненно, один из самых амбициозных психологических триллеров последних лет. И, вместе с тем, это очень личный фильм. Его причудливое, барочное воображение конструирует киномиры по сравнению с которыми, фильмы других режиссеров выглядят как замки из песка на фоне настоящего рыцарского замка" (Колин Колверт, "Minneapolis Star Tribune"). "Творческий метод Кристофера Нолана хорошо известен - сбить зрителю прицел, навязать свой ритм и в конечном итоге внезапно размозжить ему голову неожиданно вылетевшим из-за угла локомотивом. У впечатлительных натур впечатления от его прошлых картин складывались именно такие. Впрочем, собрав по кусочкам череп обратно, неизменно приходилось свыкаться с мыслью, что окно в другой мир оказалось, образно выражаясь, разноцветными очками для просмотра стереоскопических картинок" (Ярослав Забалуев, Газета.ru). "Для фильма-головоломки "Начало" вообще триумфально предсказуемо и линейно: сцене на третьей с изумлением обнаруживаешь, что оставшиеся два с лишним часа расстилаются перед тобой, как средиземноморский пейзаж при хорошей погоде, - не надо даже прищуриваться, чтобы разглядеть всё то, что нас ждет, включая и торчащий на горизонте монументальный знак вопроса, который режиссер планирует установить вместо точки в финале… Но "Начало" в конечном счете сделано достаточно мастерски, чтобы принять его как вещь в себе - громоздкий, железобетонный, но по-своему трогательный памятник неизбывной квадратности одного отдельно взятого сознания, с одной стороны, напрочь лишенного невинного восторга перед неизведанным… с другой - не готового принять повседневную реальность как что-то достойное изумления и любви" (Роман Волобуев, "Афиша"). "Этот фильм - очередное подтверждение того, что Кристофер Нолан самый изобретательный создатель нарратива в современном кино" (Эми Бианколли, "Houston Chronicle"). "Создав сложносочиненную и дьявольски притягательную конструкцию с бесконечными отсылками на всё и вся (литература, киноклассика, философия и т.д.), Нолан забыл наполнить её простыми человеческими эмоциями. Его love story выглядит в "Начале" всего лишь необходимым элементом общего действа. Важной функцией, но в итоге фикцией. Подойдя к вопросу со спокойствием патологоанатома-ветерана, он препарирует, плетет паутину, крутит морские узлы сюжетных линий с калькулятором (речь, естественно, не о бокс-офисе) в руках. Его герои - всего лишь пешки, выполняющие волю Демиурга. Такой подход - отнюдь не минус. В конце концов, именно так снимал свои фильмы один из крупнейших режиссеров второй половины ХХ века Стэнли Кубрик. Но Нолан не Кубрик. Как минимум, пока. Нолан - выдающийся стратег и тактик, умеющий выстраивать бесконечные кино-лабиринты и способный объяснить каждый шаг и каждый жест. Он выдающийся зануда, знающий к своим 40 (!!) годам о кино абсолютно всё. Такой подход - его законное право. Но, если Нолану удастся сделать шаг в сторону, добавив в свой режиссерский словарь чуть-чуть эмоций и чувств, это обернется настоящим шагом вперед. И вот тогда-то маэстро Кубрик (и прочие небожители) превратится из учителя в коллегу" (Станислав Никулин, kinomania.ru). "Нолан затеял свой эпик не столько для исследования психопатологических глубин, безусловно, богатой темы, сколько для демонстрации собственной режиссерской ловкости - де ему "не слабо" синхронизировать друг с другом три-четыре-пять уровней действия, на каждом из которых свои физические законы и свое течение времени. И действительно, режиссера можно упрекнуть лишь в том, что он потратил 200 миллионов на облицовку бессознательного стеклом и бетоном - сами плиты у него лежат ровно, а стекло бликует ослепительно" (Елена Тихонова, film.ru). "Начало" - как выразился один персонаж картины - это бесстрашно сконструированное чудо "парадоксальной архитектуры" (Лиза Кеннеди, "Denver Post"). "Странно, что такой фильм-головоломка вышел в ряду летних хитов; ему место не на летней жаре, а в той прохладе, когда зритель готов включить мозги. А так может оказаться, что "Начало" недооценят, а это жаль. Хотя в принципе ничего заумного тут нет, напротив, есть много экшена, и весьма впечатляющего - Кристофер Нолан сумел освоить бюджет. Что же касается фабулы, то она, конечно, основывается на юнгеанской философии психоанализа, но в её общедоступной форме, в частности, на проекциях-взаимоотношениях персонажей с отцом и умершей женой, то есть на тропах, давно утрамбованных ногами многочисленных режиссеров" (Нина Циркун, "Искусство кино"). "Надо отдать Нолану должное - зритель ощущает себя точно так же завязшим в пространственно-временном континууме, как и герои: жизнь уже раз двадцать пронеслась перед глазами, а автомобиль все падает и падает, и ускорить происходящее нет никакой возможности, хотя даже самому распоследнему тугодуму всё предельно ясно. В процессе этой бесконечной истории можно перебрать в уме все приходящие на ум трактовки и сравнить "Начало" с предыдущими работами Ди Каприо (как ни крути, а "Остров проклятых" вышел на редкость не вовремя - возникает подозрение, что сам Лео не всегда понимал, где конкретно он снимается в данный момент); и порассуждать о том, что образ растерявшейся в промежутке между реальностью и сном жены Кобба кажется едва ли не самым отталкивающим за долгие годы - ничего, кроме отторжения, эта истерическая мадам не способна вызывать по определению; и вспомнить классические визионерские фантазмы Филиппа К. Дика (к которым, по счастью, происходящее в фильме имеет отношение в лучшем случае эпигонское)... Секундная стрелка всё равно вязнет в медоточивом нагромождении на самом деле недурных спецэффектов" (Станислав Ф. Ростоцкий, "Время новостей"). "Как заметил один из отечественных прокатчиков ленты, казалось, что после "Матрицы" играть на поле человеческого бессознательного в кино - дело бесперспективное. Однако Нолану рукоплещет вся американская критика, а обычные зрители, уже посмотревшие картину на тестовых показах, выставили ей зашкаливающие рейтинги. Ведь режиссер поставил древнейший атавистический страх перед некими демонами, проникающими в наши сны, на современные рельсы нанотехнологий… Но настоящим ночным кошмаром "Начало" должно стать для современных голливудских продюсеров. Ведь Нолан практически создал новую концепцию блокбастера. Главное в нём - это действительно нетривиальные мысли. В данном случае о природе страха, снов и подсознательного… Словом, некоторые топ-менеджеры Голливуда после фильма Нолана наверняка потеряют сон или, на худой конец, заворочаются в своих фабричных грезах" (Стас Лобастов, "Итоги"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|