14.07.2010
ВСЕ В КАМБОДЖУ, ИЛИ СМЕНА КУЛЬТУРНОГО МИФА «Один из самых красивых и бессмысленных фильмов в истории российского кинопроизводства». Так написано в «Empire» о фильме Сергея Дебижева «Золотое сечение». Абсолютно верное и абсолютно бессмысленное определение: в зависимости от того, где стоишь и куда смотришь. Скользил себе по глянцевой поверхности сегодняшнего российского гламура вполне успешный богемный персонаж, да вдруг повёлся на зов предков, кризис какого-то там возраста и возможность достижения мировой гармонии. И – в Камбоджу, в глушь, туда, где девушка с глазами дикой серны подарила ему возможность уже не скользить, а подпрыгивать на ухабах и минах совсем другого бытия… Главное в фильме – бешеный, запредельный темп всего: перемещения камеры, монтажа, сюжетных скачков, передвижения героев в пространстве и времени, полёта мысли… На такой скорости уже невозможны реалистические картины, вменяемый жанр и даже внятная пародия. Потому что, вглядываясь в мелькающие окна проходящего поезда, никого в нём нельзя полюбить, понять и пожалеть. Можно лишь проникнуться мощью и завораживающей целеустремлённостью самого движения, да глядя вслед последнему вагону, улавливать очаровательные ароматы далёкой нездешней жизни. Вот и Сергей Дебижев – художник, клипмейкер, документалист, телевизионщик и автор «Двух капитанов-2» - вовсе не пытался заставить нас обниматься с его героями и делить с ними поровну одни и те же мурашки. Нет, подтверждая свою всеядность и многоликость, он сознательно снимал очень нетрадиционное и диффузионное кино («Все же думали, что это будет нормальный фильм и пришли в ужас, увидев материал»). Что-то вроде инсталляции из обломков кинематографа, телевидения и видеоарта. И не спрашивайте меня, чем там дело кончилось. Не знаю, не уверен, заблудился, найтись желания не было. Вся эта кинокаша - с элементами мистики, приключений и социальной драмы, с вкраплениями хроники, цитат и экзотических штуковин – вторична по отношению к критическому взгляду на мелодии и ритмы современной жизни, с её переполненностью вещами, понятиями, идеями, позициями – по большей мере с приставкой «псевдо». Поэтому причудливые ландшафты, интерьеры и безумная скорость их предъявления зрителю для автора «Золотого сечения» отнюдь не прикол, а данность, с которой приходится иметь дело. Клин клином вышибают. Как-то так, наверное. Человек взял и поехал к черту на рога, потому что надоело, потому что захотелось, просто потому что так надо. Режиссёру. «Золотое сечение» - это клинический императив, галлюциногенные капли в мозг через глазные отверстия, эстетическая и мировоззренческая провокация, рекламный ролик о жизни всерьёз. Если в чём-то родственная «Сечению» «Асса» была о том, что в болото полилась речная вода и из под коряг повылезали диковинные создания, то дебижевский фильм о том, что болото осталось болотом, только теперь оно с лампочками и фейерверками, и ждать пока посвежеет не стоит, а пора оттуда рвать, пусть и в частном порядке. И небезопасно стоять на пути у этих высоких порывов и чувств. Конечно, такой фильм трудно полюбить, можно лишь вздрагивать с ним в унисон и соглашаться с вектором его движения. Тогда всё не так уж бессмысленно, как кажется «Empire». А если вам кровь из носу необходимо знать нашёл ли Серебряков Золотого Будду, умерла ли Раппопорт, настал ли мир во всём мире и где тут зарыта шляпа Индианы Джонса, то вот вам ответ от БГ, звучащий с экрана и проливающий свет на эстетическую и этическую концепцию «Золотого сечения»: И вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы.
Я стал похож на человека героической судьбы.
Шаманы с докторами спорят, как я мог остаться жив,
Но я выучил суахили и сменил культурный миф.
Когда в село войдут пришельцы, я их брошу в тюрьму.
Нам русским за границей иностранцы ни к чему. Павел ТИМОШИНОВ |