03.07.2010

КОМУ СТАТЬ, КОМУ БЫТЬ

Любой байопик тяготеет к одному из двух полюсов, условно говоря, сюжетному или лирическому. Либо знаменитый герой проявляет себя в предлагаемых судьбой обстоятельствах – и только, либо к этому добавляется его «внутренняя биография», «вскрытая» авторами фильма при помощи художественных приёмов в диапазоне от консервного ножа до волшебной палочки. Картины «Стать Джоном Ленноном» и «Генсбур. Любовь хулигана» - наглядное тому подтверждение.

Генсбур. Любовь хулигана-б

Фильм «Стать Джоном Ленноном», ставший фильмом благодаря сводной сестре Леннона Джулии Бейрд (книга), Мэтту Гринхалгу (сценарий) и известной британской художнице и фотографу Сэм Тейлор Вуд (режиссура), усиленно пытается казаться не тем, чем на самом деле является. А является он мелодрамой о взрослении подростка и запутанных семейных отношениях.

Небольшое лирическое отступление – о режиссуре. Считается, что у фотохудожницы Сэм Тейлор Вуд хорошо получается «превращать иконы масскульта в живых людей». Пример - серия «Плачущие мужчины». Мужчины там - знаменитые актёры – роняют слёзы, проявляя ранимость и незащищённость. Фильм Вуд тоже омыт слезами. В «Стать Джоном Ленноном» все значимые персонажи плачут много и в обязательном порядке – в рамках найденного стиля. К чему это я? Ни к чему. Сказано же – лирическое отступление.

Вернемся к прозе жизни. За мелодраму, в которой юный Джон ищет семью, себя, музыку в себе и себя в семье, в поисках этих на наших глазах взрослея и умнея, отвечают целеустремлённая тётя и непутёвая мама в исполнении, соответственно, Кристин Скотт Томас и Энн-Мэри Дафф (обе номинированы на премию BAFTA в категории «Лучшая женская роль второго плана»). Мелодраме этой, по большому счёту, всё равно какая там у Джона фамилия, но для проекта в целом «Леннон» - это и девиз, и слоган, и подпись под финансовыми документами. Поэтому видим мы одно, но подразумевается тут, конечно же, другое - рождение легенды, которая давно уже родилась и теперь, из будущего, софитами и юпитерами освещает (освящает) происходящее, придавая скромному ретро некий объём и значительность. Но дотягивает эта «легенда», в лучшем случае, до качественного научпопа.

Как известно, во время неожиданного молчания появляются на свет милиционеры, гении же эффектнее всего рождаются за полтора-два часа экранного времени. Свежеиспечённый Джон Леннон «рождается» в закадровых спорах о похожести-непохожести на него «этого детины», в кампании по защите Макартни от шмакодявистости, в сравнениях гринхалговского сценария с его же опусом для корбайновского «Контроля» (кинобиографии солиста «Joy Division» Йена Кертиса), в обсуждениях скандального романа режиссёра с исполнителем главной роли… Но только не на экране. Там - прошедший ОТК Фонда Йоко Оно безвредный питательный продукт с большим содержанием Аарона Джонсона. Но, посмотрим правде в глаза, что для Джонсона – хорошо, то Леннону – пипец.

Как раз в пику Сэм Тейлор Вуд можно пожать руку её коллеге, тоже «не кинорежиссёру», а художнику-графику, автору популярных комиксов Джоанну Сфару. Конечно, его кинодебют «Генсбур. Любовь хулигана» не назовёшь очень уж близким к идеалу, но он хотя бы направление движения выбрал интересное, и на этом пути ему несколько раз улыбнулась удача.

Я, например, не согласен с таким критическим мнением – мол, «у Джоанна Сфара получилось немного нервное кино про любовь, выпивку, сигареты и музыку». Всё перечисленное – декорации. Важные, создающие настроение, помогающие развитию сюжета, но декорации.

Вот и российские прокатчики, дав экранному Генсбуру голос Сергея Шнурова и выбрав в качестве названия почти есенинское «Любовь хулигана», тоже сделали ставку на внешнюю красоту пороков и упадка. А реальный фильм всё же верен не новообретённому, а оригинальному названию – «Генсбур - жизнь героя».

Сфар снял фильм про талантливого человека, бьющегося с миром, и, прежде всего, со своими собственными комплексами, страхами и слабостями. Бьющегося при помощи творчества, которое становится и щитом, и мечом. Хотя, как это водится, и соковыжималкой тоже. Но всё-таки это жизнь героя, жизнь на преодоление, с сопутствующими «боевыми» формами: тут и эпатаж, и неприличные жесты толпе, и завоевание муз, и вызов обстоятельствам…

Кукла-двойник Генсбура – пусть и несколько надуманное, и не особо оригинальное, и не слишком впечатляющее художественное решение, но всё-таки решение. Сфар сделал попытку показать внутренний мир своего героя, раскрывающийся в диалогах-противостояниях Генсбура со своим альтер-эго. И благодаря этому актёр Эрик Элмоснино получил то, что можно назвать «объёмом роли». То есть второй план, глубину, судьбу, а не просто набор узнаваемых эпизодов из жизни замечательного человека.

Давно стало аксиомой, что настоящий киноактёр – это тот, кто «ничего не сделал, только вошёл», а взгляд тут же выхватывает его из толпы. А порождается это настоящее, во-первых, папой-мамой, а, во-вторых, талантом авторов фильма.

Разница между картинами Вуд и Сфара в том, что Аарон Джонсон играет симпатичного персонажа, а Эрик Элмоснино – харизматичного героя. Хотя последний, кажется, и не играет ничего – просто нос, сигарета, щетина… Но в глубине его глаз мир теряет свою одномерность и становится тайной. Ох, поэтично написал, даже чересчур, поэтому закончу в духе рекламных девизов. Кто-то, пыхтя, пытается стать Джоном Ленноном, а кому-то словно самой судьбой предназначено быть Сержем Генсбуром.

Павел ТИМОШИНОВ



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта