01.07.2010
ДЖОН, ОЧКИ! Фильм о ранней юности Джона Леннона открывается претенциозным ответом главного героя на возмущенное учительское: "Вы идете в никуда!" - "Там много гениев? Тогда мне там самое место". Разговор о гениях на этом, собственно, заканчивается. Да и об основателе группы всех времен и народов тоже. Дальше следует просто хорошая мелодрама, история взросления некоего Джона из английской провинции 1950-х годов, у которого были нелады с семьей и школой, который увлекался рок-н-роллом и учился играть на гитаре, издевался над приятелями и девушек любил. Немного юмора, вряд ли запрограммированного авторами, фильму добавляет то, что подростка Джона играет вполне взрослый парень, претендующий на лавры секс-символа для малолетних - на что-то вроде "вампирчика" Пэттинсона. Тогда как Маккартни в фильме - мальчонка почти детсадовского вида. Видимо, авторы картины хотели, чтобы их главный герой выделялся хотя бы этим - статью и внешней привлекательностью. А то, что ни на какого Леннона он не похож, - это, право, ерунда. Самое интересное в фильме - дуэт двух любящих женщин, которые делят Джона. Это тетка, вырастившая его, и мать, которая его бросила. Тетка слушает Чайковского и отбирает гитару - мать слушает Пресли и учит на этой самой гитаре играть. Мать взбалмошная, инфантильная рыжеволосая бестия, годящаяся скорее в подружки. С ней можно дурачиться, танцевать до упаду, безнаказанно сознаваться, что тебя выгнали из школы. Тетка - железная леди, не позволяющая эмоциям управлять собой ни в горе, ни в радости. Вот за ними - двумя яркими типажами в исполнении эффектных актрис - наблюдать действительно интересно, раздумывая о чувствах поверхностных и глубоких, явных и потаенных. Любопытна и сюжетная интрига - семейная тайна: что же стряслось лет десять назад, где отец Джона и кого из двух опекунш он в итоге выберет? Что до главного героя, то авторы как будто и не пытались раскрыть тайну явления по имени Джон Леннон. Из фильма следует, что творчество музыканта - только плод детских обид и своеобразного воспитания, а вовсе не дар Божий, нечто необъяснимое и сверхъестественное. "Джон, очки!" - эту фразу заботливая тетушка произносит в фильме раз десять. А он стесняется очков, которые впоследствии станут его неизменным атрибутом. Вот когда перестанет стесняться - тогда, наверное, и станет самим собой, настоящим Джоном Ленноном. А пока зовите его просто Джон. Большое, как известно, видится на расстоянье, и, хотя расстояние до юности знаменитого музыканта уже стало приличным, "большого" авторы картины не разглядели. Очки, должно быть, слабоваты. Ольга ГОРНОВА, "Нижегородские новости" |