Замёрзшие душиЗАМЁРЗШИЕ ДУШИ
("Cold Souls", США-Франция, 2009)
Режиссер: Софи Бартез.
В ролях: Пол Джаматти (Пол Джаматти), Дина Корзун (Нина), Эмили Уотсон (Клэр), Дэвид Стрэтэйрн (докторр Флинтстайн), Кэтрин Уинник (Света), Лорен Эмброуз (Стефани), Майкл Такер (театральный режиссёр).
Жанр: футуристическая трагикомедия.

После изматывающих репетиций чеховского "Дяди Вани" актёр Пол Джаматти чувствует себя эмоционально опустошенным. Неожиданно он узнает о существовании в Нью-Йорке частной лаборатории "Хранилище душ", предлагающей всем желающим избавиться от душевных страданий путем извлечения непосредственно самой души. Пол решается на необычный эксперимент и извлекает свою душу, которая по форме и размеру оказывается удивительно похожей на горошину. Поняв, что жизнь без души ему не нравится, Пол берет напрокат душу сомнительного русского поэта и попадает в странный причудливый мир. Дела принимают совсем неожиданный оборот, когда Пол решает вернуть свою душу и знакомится с русской девушкой Ниной, нелегально перевозящей души из России в Америку…

"Замерзшие души" - уже третья совместная работа режиссёра Софи Бартез и оператора Андрия Пареха. Софи Бартез родилась во Франции, но всю жизнь провела на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Творческий и личный тандем Бартез и Пареха сложился еще во время учёбы в Университете Колумбии. Вместе они сняли короткометражный  фильм "Snowblink" и документальный фильм о ликвидации женской неграмотности в Йемене. Следующий короткометражный фильм Софии "Счастье", снятый в 2007 году был показан более чем на 70 фестивалях (в том числе и на фестивале "Сандэнс"). За сценарий "Замерзших душ" Бартез получила приз "Showtime Tony Cox Award" на фестивале в Нантакете. Журнал "Filmmaker" включил ее в список "25 новых лиц независимого кино".

Андрий Парех учился операторскому мастерству в киношколе FAMU в Праге и художественной школе Нью-Йоркского Университета "Tisch School of the Arts". Обладатель многочисленных студенческих наград и почетных стипендий. На данный момент как оператор снял 11 художественных картин. Фильмы, снятые Парехом показывались на многих фестивалях, включая "Сандэнс" и Канны. Журнал "Filmmaker" включил его в список "25 новых лиц независимого кино".

Исполнитель главной роли в "Замёрзших душах" Пол Джаматти родился 6 июня 1967 года. Окончил Йельский университет в 1989 году со степенью бакалавра английского языка, после чего поступил в Йельскую драматическую школу, где получил звание магистра искусств. Выступал во многих театральных постановках (в том числе и на Бродвее), пока не начал появляться в небольших ролях в театре и кино в начале 1990-х. Первую по-настоящему крупную роль Джаматти сыграл в экранизации книги Говарда Стерна "Части тела" (сам Стерн высоко оценил его игру, призывая номинировать Пола на премию "Оскар"). Затем Джаматти появляется во второстепенных ролях в таких крупных кинопроектах, как "Шоу Трумана", "Спасти рядового Райана", "Переговорщик", "Человек на Луне", "Дом большой мамочки", "Планета обезьян". Но по-настоящему заметили Джаматти после главной роли в фильме 2003 года "Американское великолепие", а всеобщее признание критиков, зрителей и актёров он получил в 2004 году, после того как сыграл в независимой трагикомедии "На обочине" (номинация на "Золотой глобус" и премию "Независимый дух"). После этого Джаматти появился в спортивной драме "Нокдаун", за которую он получил номинацию на премию "Оскар" в категории "Лучшая мужская роль второго плана", а также был номинирован на "Золотой глобус" и выиграл премию Гильдии киноактёров США. Дальнейшие работы в кино: "Девушка из воды", "Иллюзионист", "Пристрели их", "Ничего личного". В 2008 году он получил премию "Эмми" в категории "Лучший актер в минисериале или телефильме" за главную роль в минисериале канала HBO "Джон Адамс". За эту роль он также получил "Золотой глобус" и премию Гильдии киноактёров США. За роль в "Замёрзших душах" Джаматти удостоен приза на Международном кинофестивале в Карловых Варах-2009.

Остальные заметные роли в картине исполнили: Дина Корзун (многочисленные награды за главную роль в фильме Валерия Тодоровского "Страна глухих" (1997), роли в успешных зарубежных проектах "Последнее убежище" ("British  Independent  Film  Awards - награда за лучший женский дебют, призы за лучшую женскую роль на фестивалях в Гийоне и Тессалониках) и "40 оттенков грусти" (Гран-При жюри на фестивале "Сандэнс"-2005); Эмили Уотсон (номинации на "Оскар" и "Золотой глобус" за роль в культовой картина Ларса Фон Триера "Рассекая волны", те же номинации последовали в 1999 году за роль знаменитой виолончелистки Жаклин Дюпре в драме "Хилари и Джеки", другие работы: "Любовь, сбивающая с ног", "Красный дракон", "Госфорд Парк", "Колыбель будет качаться", "Прах Анджелы", "Защита Лужина", "Боксер"); Дэвид Стрэтэйрн (обладатель приза "Volpi Cup" Венецианского кинофестиваля, номинаций на "Оскар", "Золотой глобус", премию Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA и "Independent Spirit Awards"  за роль легендарного телеведущего Эдварда Р. Мурроу в фильме Джорджа Клуни "Спокойной ночи и удачи").


СОФИ БАРТЕЗ:
"Три года назад я случайно наткнулась на старое издание книги Карла Юнга "Современный человек в поисках души". По Юнгу, драма современного человека заключается в его нежелании использовать все, что было дано ему свыше. Он старается подавить в себе душевные переживания, называя это свободой, но в итоге вынужден как древнегреческий Сизиф снова и снова тащить тяжелый камень на гору. В ту ночь, когда я дочитала эту книгу, мне приснился странный сон. В этом сне я стояла в очереди к врачу в странном футуристическом офисе. В руках у меня, также как и у всех людей в очереди, была коробка. Секретарь объяснил, что в коробке у каждого находится его только что извлеченная душа. Доктор должен обследовать ее на предмет возможных проблем. Передо мной в очереди стоит Вуди Аллен. Когда подходит его очередь и коробка открывается, он видит, что в ней лежит маленькая желтая горошина. Вуди Аллен разъярен, он уверен, что произошла ошибка, его душа не может быть горошиной! Меня охватывает волнение и я открываю свою коробку… И на этом месте я просыпаюсь… В итоге, я решила написать сценарий, основанный на этом сне потому, что он никак не выходил у меня из головы… Сначала я хотела написать сценарий для Вуди Аллена, но потом отказалась от этой идеи - скорее всего, я бы не смогла к нему пробиться. Через какое-то время я посмотрела фильм "Американское великолепие" и была настолько впечатлена игрой Пола Джаматти, что решила написать сценарий для него".
"В "Замерзших душах" рассматриваются различные философские концепции, однако я не хотела, чтобы фильм был чересчур серьезным. Очень большое влияние на меня оказали сюрреализм и поэтическая фантастика, что отразилось на картине. "Замерзшие души" - это экзистенциальная трагикомедия с элементами абсурда, сатиры и черного юмора, но также и с медитативными меланхоличными моментами".
"На интонацию картины безусловно повлияло мое увлечение театром абсурда. Меня восхищает атмосфера в пьесах Эжена Ионеско, Сэмюэля Беккета и Жана Тардье".
"Я выросла на книгах Ахматовой, Чехова и Гоголя. Санкт-Петербург всегда представлялся мне городом поэтов".
"Мне кажется, что стремление искусственно избавиться от душевных страданий (путем употребления наркотиков, извлечения или аренды души) является частью поиска лучшей жизни. Депрессии и нервные срывы ведут к самоанализу и рефлексии, а соответственно к новым душевным мукам. Это можно назвать болезнью, а болезнь, как известно, надо лечить. Возможно, душа - это странный мускул, который нужно или увеличивать или наоборот стараться уменьшить".

АНДРЕЙ ПАРЕХ, оператор:
"Визуальное решение "Холодных душ" было продиктовано сценарием, который я считаю поэтичным и меланхоличным произведением с большой долей юмора. В этом фильме я очень много использовал естественное освещение… Зимнее освещение, особенно яркий, как бы "хрустящий" свет Нью-Йорка в декабре и мягкий разфокусированный свет в России и определили цветовую гамму картины как мягкую и пастельную, а не яркую и контрастную".

ДЭНИЭЛ СВИ, кастинг-директор:
"У нас с Софии было четкое представление о том, какие актеры должны участвовать в фильме. Нельзя было допустить ни единой фальшивой ноты. Именно поэтому мы искали настоящих русских актеров - американцы, которые бы изображали русских нам категорически не подходили. Каких-то артистов мы нашли в России, а каких-то - среди живущих здесь в Америке, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе".

ПОЛ ДЖАМАТТИ:
"Больше всего в этом проекте меня привлекло то, насколько приземлённо и бесстрастно рассказывается совершенно фантастическая история, своеобразное сочетание несочетаемого. Невероятность происходящего нивелируется повседневностью".

ДЖЕРЕМИ КИПП УОКЕР, продюсер:
"Февраль в России явно не лучший месяц для съемок, хотя не могу не отметить высочайший профессионализм наших российских партнеров из компании  "Глобус Фильм". Санкт-Петербург - просто потрясающий город, он идеально подошёл под сценарий Софи. Мне кажется, что наш фильм был бы совершенно другим, если бы вместо Петербурга мы бы снимали в каком-нибудь другом городе".


ПРЕССА:

"Трагикомедия "Замерзшие души" - это интеллектуальный трип в потемки души, которая на поверку оказывается вовсе не таким управляемым механизмом, каким ее считает архетипичный доктор Флинтстайн… Мораль: не надо воровать чужие чувства и эмоции, неизвестно, как они поведут себя в другой среде. Может, с точностью до наоборот. Дина Корзун в роли своей соотечественницы Нины прекрасно партнёрствует с Полом Джаматти, играющим будто свое альтер-эго. Оператор Андрий Парех поместил их в рассеянную, холодную световую гамму Нью-Йорка и зимнего Санкт-Петербурга, снятого без дворцов, но с ледяной корой замерзшей Невы и стаями бродячих собак на улицах. Пейзаж в кино, как мы знаем, есть отражение ландшафта в душе. Выходит, души наши замерзают еще до того, как их помещают в стеклянную капсулу и помещают на хранение. И чего ж менять шило на мыло... (Нина Цыркун, "Искусство кино").

"Прекрасное сочинение… Пол Джаматти выжимает всё из роли, за которую многие отдали бы жизнь" (Логан Хилл, "New York Magazine").

"Из остроумной идеи про мертвые души мог получиться хоть фантастический триллер с Уиллом Смитом, хоть сентиментальная комедия с Джимом Кэрри. Режиссер же двинулась куда-то в сторону Чарли Кауфмана и приставки "мета" - впрочем, как двинулась, так и остановилась. Вслед за интригующей завязкой идут рыхлый второй акт и вялый финал: обычный, кажется, удел западного интеллектуала, решившего порассуждать о русской душе" (Станислав Зельвенский, "Афиша").

Типичный продукт американского независимого кино, столь старательно пестуемый фестивалем "Санданс": полуфантастическая история про неказистого человечка из Нью-Йорка, терзаемого несоразмерным экзистенциальным кризисом - одновременно милая, зловещая и рассказанная в слегка комедийном ключе… Российские эпизоды картины - самые лучшие, хотя бы потому, что в них хорошо видно, на каком недосягаемом уровне начинающий франко-американский режиссер работает с нашей фактурой и как четко у неё играют актёры. В частности, канадская сериальная актриса Кэтрин Уинник в роли жены питерского контрагента американской клинки: по-русски она говорит с чудовищным акцентом, но выглядит при этом гораздо убедительнее, чем любая её отечественная коллега в отечественном же фильме" (Мария Кувшинова, Openspace.ru).

"Сюрреалистичный, очень образный, причудливый фильм… Один из лучших фильмов 2009 года, на мой взгляд" (Эрик Лавалли, IONCINEMA.COM).

"Иногда фильму удается зацепить подлинную атмосферу Петербурга, похожего на декорацию киберпанка, где на меланхоличной русской дискотеке блондинка Светик отрешенно танцует под Цоя. Временами в фильме пробивается здоровое комическое начало… Но в отличие от фильмов Вуди Аллена, где душевные метания персонажа запросто рифмуются с его всегдашней иронической интонацией, фильм Софи Бартез никак не может выбраться из мучительного серьёза, в который его погружают плаксивые мелодии саундтрека и ложная многозначительность темы" (Татьяна Алешичева, журнал "Weekend").

"В фильме дебютантки Софи Бартез Пол Джаматти играет Пола Джаматти, как Джон Малкович играл Джона Малковича в фильме "Быть Джоном Малковичем". Только в знаменитом сценарии Чарли Кауфмана знаменитому Малковичу лезли в голову, а тут чуть менее знаменитому (особенно в России) Джаматти лезут в душу… Заявка блестящая, действительно в духе Чарли Кауфмана… Но через полчаса начинается такой удивительный трэш, как будто Кауфман мутировал в позднего Владимира Сорокина, а тот решил поработать с самыми забубенными штампами западных триллеров о России, привычно соединив их с мотивами классической русской литературы" (Олег Зинцов, "Ведомости").

"Выросшая в Иране, Каракасе и Алжире француженка Бартез демонстрирует нежное чувство юмора и медитативный взгляд на окружающий мир. В мрачные минуты ее герой ноет и вздыхает, как объевшийся зефира малыш, а освободившись от душевных терзаний, с аппетитом грызет сельдерей и презрительно равнодушен к ближнему. Коллизии душевного свойства сняты в манере Вуди Аллена: много разговоров, внезапные озарения и сцены истерик, переходящие в трагифарс" (Маша Тууборг, Booknik.ru).

"В России, вероятно, "Замерзшие души" смотреть еще интересней, чем в Америке: отхихикав, на выходе из зала замечаешь за собой некоторую меланхолию. Вроде бы, в отношениях мы-они все описано верно: диалог невозможен, товарооборот налажен (мы им потерянные души, они нам - фильмы с Джаматти и Пачино), а трепотня про русскую душу ушла в прошлое вместе с доктором Живаго и чаем в подстаканниках. Но фильм Бартез, вроде бы не отрываясь от классической триады западного кино о России "холод-бедность-безнадега", сумел сказать об этом месте что-то интуитивно очень верное, и инфицированный душой русской заводской работницы Пол Джаматти это "что-то" определенно чувствует. Может быть, что душа тут до того некрепко держится за тело, что продать ее даже проще, чем почку. А вот почему она так некрепко держится, про это Гоголь уже писал" (Кирилл Андреев, film.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта