ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
(Россия, 2010)
Режиссёр: Сергей Дебижев.
В ролях: Алексей Серебряков, Ксения Раппопорт, Рената Литвинова, Николай Мартон, Виктор Вержбицкий, Михаил Ефремов, Аркадий Волгин, Даниил Шигапов, Сергей "Африка" Бугаев.
Жанр: авантюрно-приключенческая драма. Однажды на старинной фотографии во французском журнале преуспевающий и даже модный персонаж шоу-бизнеса Алекс с удивлением узнает своего деда, погибшего во время Второй Мировой войны. Однако снимок сделан в 1948 году в колониальной Камбодже. Для выяснения всех обстоятельств Алекс отправляется в Париж, где встречается с автором снимка. Это русский эмигрант, историк, масон высокого ранга, и он ведет некую теневую политическую деятельность... Он излагает Алексу некую систему, по которой мир устроен, как часовой механизм. В нем есть определенное количество религиозных святынь, все они должны занять свои законные места. Только тогда наступит мировая гармония. Дед Алекса - человек со сложной судьбой, будучи в Камбодже в 50-е годы, занимался поиском одной из этих святынь. Масон предлагает внуку продолжить дело своего деда. Алекс, устав от гламурной суеты, соглашается и отправляется в Камбоджу… Сергей Геннадьевич Дебижев родился 1 августа 1957 года в г. Ессентуки. В 1977 году окончил Ленинградское художественное училище им. Серова по специальности "Дизайн - графика", а в 1982 году - факультет системного дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной. Преподавал композицию в училище им. Серова. Участник многочисленных выставок художественных работ (дизайн, графика, живопись). Режиссер видеоклипов группы "Аквариум" (1987, "Поезд в огне"; 1995, "Московская Октябрьская"; 1998, "12 голых баб"; "Полярники"; 2003, "Человек из Кемерово", 2005, "Zoom,zoom,zoom..."), группы "ДДТ" (1996, "Любовь"), Олега Газманова (1997, "Мой храм", "Москва"). Автор и режиссер телепрограммы "Карфаген" (1994-1995, РТР). Режиссёр и сценарист документальных и художественных фильмов, в том числе знаменитой игровой полнометражной ленты "Два капитана 2" (1992) с участием Сергея Курехина, Бориса Гребенщикова, Тимура Новикова, Сергея Бугаева и многих других деятелей ленинградской контркультуры. В последние годы Дебижев активно путешествует по миру, творческим итогом чего становятся весьма специфические, скорее "орнаментальные", нежели содержательные фильмы о мировых культурах и религиях. Отправной точкой фильма "Золотое сечение" стало, по словам Дебижева, путешествие в Камбоджу: "Мы оказались на горе Бакор - самой высокой на берегу океана. Там в начале ХХ века, когда у нас полыхала революция, а в Европе мировая война, шла своим чередом колониальная жизнь, потому что Камбоджа была французским протекторатом. И кому-то пришла в голову совершенно немыслимая идея: на горе, в окружении реликтовой растительности, в джунглях, в абсолютно недоступной местности построить казино. Идея была реализована, хотя одну только дорогу туда рубили, по некоторым данным, четыре года. В 1924 году на горе возникло казино, которое стало невероятно популярным. Там был весь комплекс услуг - гостиница, несколько вилл - в частности, вилла короля Камбоджи. Весь этот замкнутый мир рухнул вместе с колониальной системой. Но все стоит до сих пор - в заброшенном виде. Это как бы "Титаник", только не под водой, а на горе. Совершенно сюрреалистическое зрелище. Оно и дало толчок истории для нашей картины". Киноленту "Золотое сечение" (первоначальное название "Сезон дождей") Сергей Дебижев снимал в Санкт-Петербурге, Париже, Венеции и Королевстве Камбоджа. Бюджет скромный - 1 миллион 700 тысяч долларов. Работа над картиной длилась три года. Основной съемочный период закончится в конце июля 2007 года, начало проката планировалось в начале 2008 года. Но как всегда кончились деньги. Затем были конфликты с инвесторами, досъёмки, корректировка картины совместно с известным сценаристом Константином Мурзенко, поиски финансирования по друзьям, и, наконец, включение в конкурсную программу фестиваля "Кинотавр-2010". Главные роли в фильме исполнили не нуждающийся в особых представлениях Алексей Серебряков и стремительно взошедшая на актёрский Олимп Ксения Раппопорт (Премия итальянской Киноакадемии за лучшую женскую роль в картине Джузеппе Торнаторе "Незнакомка" (2007), Премии независимых критиков Европы "Золотой кувшин" и приз "Кинотавра" за лучшую женскую роль в ленте "Юрьев день" (2008), приз за лучшую женскую роль в фильме "Двойной час" на МКФ в Венеции-2009). Для Ренаты Литвиновой (полумистический персонаж Демон Гламура) и Михаила Ефремова роли были написаны специально. Дебижев утверждает, что открыл новую звезду для отечественного кино - Даниила Шигапова. Снимаются в картине и камбоджийские актеры. Подобрать их стоило большого труда, так как в Камбодже нет не только киноиндустрии, но и сама государственность только-только определяется после окончания кровавой диктатуры. Там до сих пор огромные территории заминированы, очень мало дорог и практически нет электричества (Алексей Серебряков: "Снимали мы так: в 5 часов утра Сергей Дебижев выезжал кадроваться, в 2 часа дня начинались съемки, в 5 вечера выключался свет"), к тому же температура за сорок градусов в тени и сумасшедшая влажность. Зато у кинематографистов были консультанты - русские люди, которые давно живут в этой стране, - специалисты по эпидемиологии, по герпентологии. Оператором-постановщиком картины стал Антон Дроздов ("Час пик", "Экватор", "Жестокость"), а композиторами - Виктор Сологуб ("Антикиллер-2", "Побег", "Консервы") и Борис Гребенщиков.
СЕРГЕЙ ДЕБИЖЕВ:
"Менталитет у камбоджийцев на уровне 9 лет, с ними невозможно договориться на завтра. Мы переезжаем из города в город ночью, а водитель говорит, что он так не может, так как ночью он спит. Приходилось непросто. В стране отсутствует кинопроцесс, камера находится только у короля, причем она не работает. Часть аппаратуры мы брали в Таиланде… Хочу отметить Антона Дроздова, оператора, который снимал картину в Кении и имел опыт подобных съемок… При этом там пропадают вещи, которые не найдешь. У меня в первый день пропал бумажник и телефон, который случайно нашелся в последний день в рюкзаке Алексея Серебрякова".
"Кто же мне даст снимать? Слава богу, что это удалось сделать, запутав окружающих. Все же думали, что это будет нормальный фильм и пришли в ужас, увидев материал. До самого конца идет полная импровизация. Абсолютно уникальный опыт - когда за чьи-то деньги ты делаешь то, что ты хочешь. Ясно, что тебя плющат с такой страшной силой, что даже египетская пирамида не давит с такой силой на землю. Тебе говорят: "Да ты о…л! Это творческая неудача, мы сейчас у тебя заберем материал, отдадим его настоящим профессионалам, и они его смонтируют".
"Прокатчики правы, название должно быть хлестким и задорным. И поэтому наш "Сезон дождей" мягко превратился в "Золотое сечение" по целому ряду причин. В частности, это та трансформация, которая произошла с фильмом в процессе работы. Магическая сторона сюжета стала доминировать".
"Мы предполагаем, что в картине зритель найдет все известные жанры, которые будут сменять друг друга - иногда мягко, иногда жестко и бескомпромиссно".
"А как без цитат-то? Чтобы зацепить человеческое внимание, нужно хоть что-то знакомое ему "предложить". Чтобы он хоть за что-то мог зацепиться, карабкаясь на гладкую стену моего воображения".
"Монтаж - наиболее важная для меня составляющая процесса. Когда ты соединяешь одно с другим и получается третье, это всегда очень интересно. Что касается присутствия хроники, то она имеет некую стопроцентную документальность. Ты оперируешь как бы правдой, создавая новую реальность. Нет ничего удивительного в том, что ты пытаешься использовать куски чужих произведений - лучшие из них. Потому что мир формальных достижений в кинематографе достаточно ограничен. Показывать старое в новом контексте - значит, еще раз напоминать, о том, что было что-то уже сделано. Мне приятно напоминать о том, что было что-то сделано в эпоху Возрождения или вообще хрен знает когда. И через такую странноватую молодежную эстетику вносить крупицы информации о том, что не с нас началась история человечества. Человек родился тут, а у него подтяжки прицепились там, в палеолите. И он оттуда тянет эту нить. И если ее порвать… Знаете, что происходит, когда рвутся подтяжки?"
"Все-таки Господь создал этот мир, возможно, не для того, чтобы спустить его в унитаз. Может быть, у него бы какой-то план? Мы потеряли связи, понимание, не то чтобы цель, но такое серьезное, правильное, человеческое отношение к себе, к этому миру и присутствию в нем такого феномена, как искусство. Оно вроде не кормит, оно не материально в большинстве своем, но выясняется, что без него-то никак. Выясняется, что оно-то единственное и остается после всего. Что мы знаем - кроме искусства - о Древнем Египте, Греции? Что останется от нас? Да ни хрена от нас не останется, если мы не возьмемся за голову".
"Это все должно быть понятно, если, конечно, верхняя часть туловища зрителя более-менее развита".
"Мы открыли некую эстетику, которая могла бы вообще взбодрить кинематографический процесс, которая могла бы показать, что кино может быть не просто совсем другое, а кино может быть любое, что нет никаких запретов".
"Честно говоря, если бы я знал, что это так сложно, я бы не взялся за этот проект".
АЛЕКСЕЙ СЕРЕБРЯКОВ:
"Эта картина была задумана как авантюрное приключение. Мой герой должен был быть похож на героя Харрисона Форда из картины Стивена Спилберга "Приключения Индианы Джонса". Я до сих пор не осмыслил, кто я в этой картине, я удивлен, что я там есть. Я всего лишь элемент в буйном фантазийном мире Сергея Дебижева".
"Человек, снявший в свое время фильм "Два капитана 2", биологически не может снять не художественное кино".
"Мои дети не смотрят фильмы с моим участием, но этот фильм посмотрели от начала до конца не отрываясь, и ответили, что поняли "всё". КСЕНИЯ РАППОПОРТ:
"Это как "в мире животных", мы элементы в этой системе координат Сережи. Нам нужно попасть в этот складываемый пазл".
ПРЕССА:
"Сечение" - дичайший микс из советской приключенческой классики, "Индианы Джонса", лирики Бориса Гребенщикова, настоящей и фальшивой кинохроники, компьютерной графики и конспирологии. Ему, возможно, не достает безумия (соавтора "Капитанов" Сергея Курехина давно нет в живых), но это однозначно попытка снести все барьеры и чистейшая авантюра, которых так мало не только в нашем, но и в мировом кино" (Мария Кувшинова, kinote.info). "Взяв голливудский экзотико-приключенческий каркас а-ля "Индиана Джонс", Дебижев нанизал на него все, что сердцу дорого… Один из самых красивых и бессмысленных фильмов в истории российского кинопроизводства" (Ольга Шакина, "Empire"). "Этот фильм - настоящий эксперимент. Создатели, похоже, решили сделать микс из всех известных им жанров. Здесь есть элементы и приключенческой драмы, и мистический триллер, есть экшен и стилизация под ретро. Удивительно, но впечатление неудобоваримой солянки это не создает. Напротив, фильм кажется искусно собранной мозаикой, которая мало того, что развлекает, так еще и дает серьезную пищу для размышлений" (Иван Данилов, КМ.RU). "Начинаясь как опоздавшее на пять-семь лет кино "новых русских интерьеров" (да-да, с Ренатой Литвиновой!), стремительно сбиваясь на черно-белую ретростилизацию (больше уместную в рекламе пива), то лихорадочно прыгая на территорию "Пляжа", то сминая манускрипты "Кода да Винчи", "Золотое сечение" не ведает ни гармонии, ни искренности. То есть нет, искренность где-то рядом: фильм снят Сергеем Дебижевым ("Два капитана 2") по собственному, выстраданному в многочисленных турпоездках сценарию и как бы суммирует весь очистительный духовный, жизненный и похоже, что и психоделический опыт режиссера" (Василий Корецкий, "Тime Оut"). "Если не ставить перед собой точно сформулированную задачу, то и ответа убедительного не получится, чему яркий пример - "Золотое сечение". Для боевика оно слишком условно, для пародии - чрезмерно серьезно, а в качестве артхаусной картины мне абсолютно не понравилось… Серебряков и Раппопорт смотрятся вместе настолько классно, что я очень надеюсь: если когда-нибудь все же решат поставить русскую версию "Индианы Джонса", то на главные роли пригласят именно этих актеров. Уверена: такой команде по силам спасти нашу планету от любого мирового зла" (Cветлана Степнова, ruskino.ru). "Это настоящее визуальное и экзистенциальное пиршество, пьянящее и неожиданное, как если бы ты пришел в ресторан выпить скромную чашечку кофе, а тебе в подарок от заведения развернули скатерть-самобранку… Резвясь и играя в личном жанре "кино-картины", Дебижев наносит один слой поверх другого, сращивает свои новые идеи со своими старыми замыслами и использует богатейшую палитру художественных средств. Результат напоминает большой калейдоскоп, в котором стремительность повествования, взрывающий мозг монтаж и виртуозное мастерство оператора составляют из кусочков фантазии несчетное количество комбинаций, каждой из которых хватило бы на кинематографический проект haute couture. И это тот уникальный случай, когда изобилие не породило безвкусицу, а эстетство не похоронило сюжет… Серебряковские внешность, органика и добросовестность в том, что касается профессии, работают как связующий состав между трансцендентной дебижевской фантасмагорией и тем, что произросло на смеси "Даун хауса", "В движении" и "8 ?"… С плавными жестами, античным беспорядком прически и удивлением вечности во взгляде, Ксения прекрасна, как всегда, и это "всегда", которое никогда не наскучит… Отличный звук-драйв от Виктора Сологуба и Алексея Карпова и, конечно же, непревзойденный мастер добрых смыслов БГ, превращают кино в настоящие Афанасий Никитин Буги… Из бухты Двух Капитанов-2, через пролив Индианы Джонса, на всех парусах музыкальной документалистики... После этого фильма другие еще какое-то время будет невозможно смотреть - будут казаться слишком медленными и малонасыщенными" (N`Avic, "Интересное кино"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|