19.05.2010

ВОСКРЕШЕННЫЕ ВОЙНОЙ

Люди, патологически не любящие Михалкова, начали ругать фильм еще до просмотра, предсказуемо и однообразно. И для начала я, пожалуй, тоже скажу про все полтора недостатка картины.

УС2-б

Во-первых, да: история возвращения убитых героев пока убедила не вполне. Но впереди заключительный фильм "Цитадель". Если же принять на веру, что Котов, Арсентьев и семья комдива живы, то можно смотреть вторую часть как совершенно независимое творение. Во-вторых, режет глаз разноперость актерского состава. Например, Евгений Миронов и Надя Михалкова - это, как ни крути, артисты разного калибра...

И все же. Фильм невозможно сравнить ни с чем. Это авторское, чересчур своеобразное и личное, но при этом глобальное высказывание о войне. Михалков не историю Великой Отечественной рассказывает, не факты перебирает (где-то, может, и перевирает), а дает образы войны, притчи о войне. Крупный план частного происшествия у него дорастает до общего, до монументального символа. Как финальная сцена - дикая, рискованная, шокирующая. Потерянный рай из первого фильма, этот тонко-сложно-воздушный мир, был расплющен миром механическим и плакатным. И вторая часть - это мир победившего плаката: и вот вам буквальная обнаженность перед трагедией; вот вам юность и смерть лицом к лицу.

За что и зачем погибали невинные? Собственно, фильм об этом.

***
Мало кто умеет, как Михалков, монтировать личное с общим, низкое с высоким, трагическое со смешным, страшное с великим. В фильме много антизрительских сцен, которые можно объяснить только авторским упрямством: все равно покажу, что хочу, даже если это вам не понравится. С Михалковым можно совсем не соглашаться, но у него нет пустых, непродуманных сцен, идейной "мели" -  свое высказывание и своя собственная логика есть всегда.

Скажем, все будут тыкать режиссера носом в сцену а-ля "Титаник" (там гитлеровцы бомбят судно Красного креста с детьми и ранеными). Да неужели Михалков сам не знает, что будут? И раз все равно снимает ее именно так - значит, нарочно. По-моему, читается картина просто: сколько у нас таких кошмаров, таких "Титаников" было - вам и не снилось!

Не можете видеть задницу фашиста? Так вот и тот, что выстрелил в нее, - он тоже не мог.

"Бесславные ублюдки", говорите вы, открыватели-закрыватели темы войны, пороху не нюхавшие? А я вам покажу, чем пахнет война на своей земле, в своей деревне.

Пипл хавает расчлененку? Нате, подавитесь - я, что ли, так не сниму?! Вот только проглотив, почувствуйте лекарственную горечь.

"Предстоянием" Михалков бросил вызов очень многим, включая собственного покойного отца, которому фильм посвящен…

***
Трехчасовая картина кажется рваной, собранной из осколков. Но постепенно они складываются в единую, грандиозную мозаику, равной по замыслу и воплощению которой в российском кино не сделал еще никто.

Есть в этой мозаике неоднозначные фрагменты, а есть безусловные шедевры. Как встреча в подмосковных окопах 1941 года кремлевских курсантов и штрафбата с гениальным Мироновым во главе. Помните его героя, терявшего дар речи при виде комдива Котова? А теперь он им командует - парадоксы судьбы. Отдельно взятая, эта история бессмысленной гибели самых красивых и талантливых могла бы стать мощнейшим образом народной трагедии. Но это лишь часть полотна…

В фильме собраны все возможные герои, темы, жанры. Политзаключенные, пионеры, партначальники, "бывшие", санитарки, дезертиры. Люди разных народов. Как всегда у Михалкова, за каждым из множества эпизодических героев - характер и судьба. Фронт и тыл. Город и село. Эвакуация и оккупация. Триллер, фильм-катастрофа, театр абсурда, где-то и комедия...

***
В панораме начала войны мелькают лишь намеки на подвиг и героизм. Зато тотальными кажутся разобщенность, расслабленность народа, непонимание происходящего. И страх, страх, страх... Кто трясется за свою люстру, кто мочится при виде чекиста, никто не открывает дверь бегущей от врага девочке.

Вот за последнее придется ответить всем миром. И сцена фашистской расправы в оккупированной деревне - это михалковская вариация на тему грехопадения и искупления. Немец расстрелял цыганскую семью, чем вызвал шок у сослуживцев: "Ты что, эсесовец?". А через несколько минут совершится убийство массовое, безжалостное, всех без разбору. Люди превращаются в нелюдей молниеносно, аномалия на глазах становится нормой, деревенская идиллия - пепелищем, рай обращается в ад.

***
Кому-то кажутся слишком навязчивыми "неслучайные случайности", происходящие с отцом и дочерью Котовыми. Но режиссеру было важно четко обрисовать контуры Божьего промысла (по крайней мере, своего представления о нем), когда главные герои ради чего-то выходят живыми из любой ситуации, в которой гибнут десятки, сотни, тысячи, миллионы… Когда, проходя адские картины, девочка идет навстречу отцу, страна - продирается к Отцу. Через невероятные муки и громадные жертвы. Через искупление. Расплачиваясь за тот самый преданный рай.

Лично у меня фильм не вызвал быстрой эмоциональной реакции, скорее произвел эффект мины замедленного действия: кадры из "Утомленных солнцем" стали "работать" в сознании уже после просмотра. А эмоция осталась только одна: полное онемение перед огромной работой создателей картины и главное - перед масштабом национальной трагедии и кажущейся на этом фоне совершенно непостижимой Победой.

Ольга ГОРНОВА, "Нижегородские новости"



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта