29.04.2010
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ СЕРГЕЙ ГУЛЫБИН С ПАВЛОМ ДАНИЛОВЫМ, ТАКАЯ ЖЕ ДЛИННАЯ, КАК ЭТОТ ЗАГОЛОВОК Съемки на полярной станции с волшебно-каркающим названием Валькаркай, три «чукотских» месяца вдали от цивилизации, а потом – раз! – и три «Медведя» в руки в самом центре Европы – такова сказочная судьба фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Кстати, наградили в Берлине актёров Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина, а также Павла Костомарова - за лучшую операторскую работу. К актёрам у меня претензий нет. К оператору тоже. К режиссёру – всё-таки есть… Два метеоролога на краю света. Почти первозданный мир, лишнего и нездешнего - ничего и никого, разве белый медведь заглянет, да поскрипит-пошуршит радиоэфир. Поели, поработали, поспали… Старший – Гулыбин – балуется рыбной ловлей. Младший – Данилов – то музыку в плеере послушает, то в компе кого-нибудь постреляет. Так и жили, пока не начались на этой суровой земле натуральные истерн & триллер… В таком разреженном пространстве хорошо дышится притчам, да разного рода экзистенциальным опусам о пограничном и предельном. Вот и у Попогребского считываем старые важные мысли о том, что под тонкой человеческой кожей притаился зверь, и когда припрёт, «кожа» эта исчезнет как грязь в бане, и зверь – тут как тут. Или, возьмём, противостояние сильного, сложившегося человека и слабого, ещё несостоявшегося. Чем не притча про отцов и детей, людей старой и новой формации? Наша новейшая история остроте и злободневности таких толкований очень способствует. Интересно, что чисто физически побеждает тот, кто слабее и в наушниках. Хотя проигравший выглядит достойнее. Впрочем, в финале будут борцовские объятия, типа, «вместе нам сойтись», хотя – ы-ы-ы! – сложно всё это, земляк! Но одна Россия-то, чуть не написал единая, но таких слов Попогребский уж точно не заслуживает. Как не заслуживает по-моему режиссёр (он же – сценарист) обвинений в психологической недостоверности происходящего. Чего это Паша Данилов у нас молчит, не показывает радиограмму начальнику? Но здесь-то как раз всё вполне объяснимо. Сначала не решался (Паша перед Гулыбиным явно робеет), ждал подходящего момента, затем разразился профскандал, а уж после гулыбинской истории про дырку от пули появился настоящий страх. Места глухие, а уж если человеку сказать, что он потерял самое дорогое, то и ещё одна дырка может случиться. Поэтому при первом раздавшемся выстреле Паша в свои умопостроения уверовал уже на все сто. И легко сказать, что ситуация эта из пальца высосана, если сидишь в кинозале на мягком, а не в чукотском домике на берегу очень холодного моря. И на горизонте – ничего кроме горизонта. А вот чего я не понимаю и не принимаю как зритель, так это катастрофической затянутости и в связи с этим ложной многозначительности картины. В результате любопытный «документальный» фильм из жизни полярников нехотя передаёт эстафету неплохо придуманному психологическому триллеру, который, увы, очень долго раскочегаривается, а затем постоянно теряет динамику, застревая в созерцательных отступлениях. Видимо, в этих паузах триллер пытается стать настоящим искусством. Не получается. Для двухчасовой с гаком истории «содержания» маловато. Болтаются несколько идей в пустоте, как пара монет в копилке. И заполнить эту пустоту нечем… Только ходят белые медведи – берлинских ищут. Трёх нашли, а скольких недосчитались? Павел ТИМОШИНОВ |