СТАТЬ ДЖОНОМ ЛЕННОНОМ
("Nowhere Boy", Великобритания-Канада, 2009)
Режиссер: Сэм Тейлор Вуд.
В ролях: Аарон Джонсон, Кристин Скотт Томас, Энн-Мэри Дафф, Томас Сэнгстер, Дэвид Моррисси, Сэм Белл, Джек Макэлоун, Офелия Ловибонд, Лес Лавдей, Дэвид Трелфолл, Джош Болт.
Жанр: биографическая драма. 15-летний Джон, уверенный в том, что мать бросила его в раннем детстве и уехала в неизвестном направлении, живет со строгой и консервативной теткой. Как и все его сверстники, он ходит в колледж, где вместо занятий рисует комиксы, ухаживает за девчонками и пьет пиво с друзьями. Но новость о том, что мать проживает неподалеку, меняет жизнь Джона навсегда. Вместе с ней, смелой и свободной, полной противоположностью тетке, он впервые слушает рок-н-ролл и берет в руки гитару. На наших глазах он собирает группу, знакомится с Полом Маккартни и становится тем, кем должен был стать, - ДЖОНОМ ЛЕННОНОМ… В основе сценария книга сводной сестры Джона Леннона Джулии Бейрд "Представьте это: Взросление с моим братом Джоном Ленноном" ("Imagine This: Growing Up with My Brother John Lennon"). Сценарий написал Мэтт Гринхалг - человек, который вместе с Антоном Корбайном подарил меломанам мира кинобиографию солиста "Joy Division" Йена Кертиса - фильм "Контроль". "Стать Джоном Ленноном" - первый художественный фильм о лидере бессмертной "великой четверки" "The Beatles", одобренный Фондом Йоко Оно. Автором ленты стала известная британская художница, фотограф и режиссёр Сэм Тейлор Вуд (1963 г. р.). Она из легендарного поколения художников YBA (Молодых британских художников - Young British Artists), самая многообещающая молодая художница Венецианской биеннале 1997 года, номинант Премии Тернера 1998-го, её персональные выставки проходили в Фонде "Прада" (Милан), галерее Хейуорд (Лондон) и галерее Мэтью Маркса (Нью-Йорк). Одно из любимых занятий фотохудожницы - превращать иконы масскульта в живых людей. Так ею была создана серия "Плачущие мужчины" (2004), демонстрирующая ранимость и незащищённость знаменитых актёров. Кстати, сама художница дважды лечилась от рака. Сэм Тейлор Вуд - автор короткометражного фильма "Люблю тебя сильнее" (участие в конкурсе Каннского кинофестиваля и номинация на "BAFTA Awards" - премию Британской киноакадемии), а также режиссёр одной из новелл скандального альманаха арт-порно "Запрещено к показу!" (2006). Несмотря на то, что исполнитель главной роли Аарон Джонсон (1990 г. р.) внешне не очень похож на своего героя, Сэм Тейлор Вуд решила отдать предпочтение именно ему. Аарон Джонсон несмотря на юный возраст снялся уже в более чем 20 фильмах, среди которых такие нашумевшие картины, как "Иллюзионист" и "Пипец". Он также поёт, играет на гитаре и снимается в различных фотосессиях. Самая привлекательная для таблоидов особенность проекта "Стать Джоном Ленноном" - это тот факт, что режиссёр и исполнитель главной роли несмотря на разницу в возрасте - любовники. Мало того, Сэм Тейлор Вуд сейчас ждет от Аарона Джонсона ребенка. Тетушку Мими, воспитавшую Джона, сыграла актриса Кристин Скотт Томас, более всего известная по фильмам "Четыре свадьбы и одни похороны" и "Английский пациент", за роль в котором Кристин была номинирована на премию "Оскар". Роль матери Джона исполнила известная английская актриса Энн-Мэри Дафф, жена актера Джеймса Макэвоя (который, кстати, моложе своей половины), снявшаяся в таких фильмах, как "Комната ожидания", "Гараж", "Скандальный дневник", сериал "Доктор Живаго". "Стать Джоном Ленноном" был фильмом закрытия Лондонского Международного кинофестиваля 2009 года, также картина получила номинации на премию BAFTA: "Выдающийся британский фильм", "Женская роль второго плана" (Энн-Мэри Дафф и Кристин Скотт Томас), "Лучший дебют" (Сэм Тейлор Вуд).
СЭМ ТЕЙЛОР ВУД:
"Именно женщины, которые были с Джоном на раннем этапе его жизни, и повлияли на его формирование в того человека, каким он в итоге стал. Так что в центре моего фильма - вся сила и слабость этих отношений".
ПРЕССА:
"Все аудиоархивы "The Beatles" многократно переизданы, звездный путь битлов истоптан биографами, сейчас время чуть ли не фрейдистского анализа их юности… Структура проекта "Nowhere Boy" повторяет структуру "Контроля" Антона Корбайна. Оба фильма - байопики рок-звезд и кинодебюты фотографов. Оба сняты по мемуарам родственников… Оба текста адаптировал для кино сценарист Мэтт Гринхалг. Как и в случае с "Контролем", от фильма "Стать Джоном Ленноном" не стоит ждать музыкальной феерии… Химия семейной жизни, взросление парня под присмотром женщин волнуют господина Гринхалга все же больше, чем что-либо иное. И смысл, вероятно, в том, что, если бы Леннон вовремя не сбежал в Гамбург, это был бы совсем другой Леннон. В общем, каждому нужно однажды сказать: "До свиданья, мама!" (Борис Барабанов, журнал "Weekend"). "Для своего дебюта Вуд не только выбрала не самый, мягко говоря, интересный период жизни певца, она еще и не до конца решила, что за кино хочет снять. Фильм без предупреждения несколько раз прыгает от многозначительных намеков в духе канонических байопиков (вроде трех моделей очков, в которых щеголяет будущая звезда) к душной психодраме (в которой тетя и мама рвут Джона на части) и обратно… Впрочем, есть в фильме и одна действительно интересная особенность - то, о чем режиссер проговаривается куда любопытнее и живее восхваления взрослеющего гения, которым занята Вуд. Пока Аарон Джонсон пытается "Стать Джоном Ленноном", где-то на втором плане появляется тот, кто им был, то есть сам великий музыкант. Сценарий картины был написан на основе мемуаров сводной сестры Леннона, откуда и появились здесь все те штрихи к портрету героя, которые Вуд, по идее, должна была бы замазать.
Выходит, что Джон, несмотря на очевидные внешние достоинства, в юности был человеком неприятным, надутым и куда больше интересовался славой, чем собственно музыкой, за которую в новообразованном дуэте отвечал Пол. Интерес эта часть, впрочем, представляет в основном для тех поклонников Маккартни, которые ищут новые аргументы против его почившего друга и соперника. Всем остальным остается дожидаться рождения сына Вуд и Джонсона и гадать, как же они его после всего этого назовут" (Ярослав Забалуев, Газета.ru). "Дебют в полном метре британской концептуалистки Тейлор Вуд оказался куда менее радикальным - и по содержанию, и эстетически, - чем можно было ожидать (и чем был, к примеру, рок-байопик "Контроль" фотографа Корбайна). Ровная, прилизанная, хорошо сыгранная мелодрама - с маленьким бенефисом Скотт-Томас и славным юношей в главной роли. Про Леннона ничего нового, в общем, не сообщается - кроме того, что он был крупным подростком. Слово "Битлз" демонстративно не произносится ("Эта твоя новая группа - как она там называется? Вечно забываю"). Из остроумных находок - разве что самое начало фильма: первый аккорд "A Hard Day's Night", эффектно застывающий в тишине" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). "Может быть именно для того, чтобы угодить максимальному числу поклонников Леннона, фильм о его юности - с момента смерти дяди Джорджа, заменившего мальчику отца, до отъезда группы в Гамбург в 1960-м году - снят настолько традиционно, что заставляет вспомнить о фильмах и сериалах BBC, славящихся своей непререкаемой "добротностью". Здесь есть и хорошая актерская игра (в том числе молодого Аарона Джонсона в роли Леннона - только он куда смазливее и крупнее прототипа), и остроумные диалоги, и динамика, и занятный саундтрек, подобранный в качестве комментария к действию, - от классических рок-н-роллов Джерри Ли Льюиса и Элвиса Пресли до "Mother" Леннона. Но есть и другая сторона добротности. В музыкальной индустрии это называют "перепродюсированностью", когда эффектность затмевает суть, а звук очищен до полной стерильности. Фильм сделан слишком гладко: фактура времени - 1950-х - дана сквозь толстые "розовые очки", акценты расставлены чересчур четко, чтобы уж точно дошло до всех и каждого… В Британии "Nowhere Boy" уместно вышел на Рождество: чем дальше, тем сильнее в нем звучит святочная интонация - всепрощающих слез, поцелуев и объятий становится слишком много. Все узелки, завязанные в начале, аккуратно развязываются в конце. А имя легендарного музыканта нужно прежде всего для того, чтобы зритель был спокоен: мальчика ниоткуда по имени Джон несмотря ни на что ожидает большой успех" (Ксения Косенкова, "Синематека"). "Любителям художественных провокаций в случае со "Стать Джоном Ленноном" ловить особенно нечего: это по-женски нервная мелодрама о странном случае Эдипова комплекса на фоне культурной революции. В теории такую картину с размахом и эротическим драйвом мог бы сделать Бернардо Бертолуччи, и судя по отдельным кадрам и ракурсам, работы итальянца зрелого периода были Тэйлор-Вуд изучены практически досконально… Похождения сорокалетних женщин в мире, который вот-вот прогнется под напором нового поколения бунтарей, - эта идея явно приводит Тэйлор-Вуд в восторг, и в какой-то момент "Стать Джоном Ленноном" превращается в поле битвы между матерью певца Джулией и его теткой Мими (Скотт-Томас), олицетворяющей чопорную жизнь британских консерваторов. Вся эта довольно удачно выстроенная конструкция явно дарит Тэйлор-Вуд как режиссеру массу положительных эмоций, отчего она - чего никак не ждешь от иконы современной поп-культуры - допускает много ненужного пафоса и грубоватые биографические реверансы в духе Википедии. В любом случае рождение Джона Леннона в результате противоборства консерваторов и рок-н-ролльщиков, а также его финальный побег из прогнившей и доставшей страны - это вполне себе смелая идея, чтобы битломанки со стажем на мгновение смутились" (Питер Траверст, "Rolling Stone"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|