ГОСПОДИН НИКТО
("Mr. Nobody", Бельгия-Канада-Франция, 2009)
Режиссёр: Жако Ван Дормель.
В ролях: Джаред Лето, Диана Крюгер, Сара Полли, Лин Дан Пхам, Риз Айфэнс, Тоби Регбо, Джуно Темпл, Даниэль Мэйс, Бен Мэнсфилд, Наташа Литтл, Клэр Стоун, Кьяра Казелли.
Жанр: фантастическая драма. Господин Никто просыпается в 2092 году дряхлым стариком, ему 117 лет и он последний смертный на Земле. А вокруг вечно молодые бессмертные люди. Они счастливы. О своем прошлом Никто ничего не помнит, но исправно посещает сеансы гипноза, во время которых память начинает возвращаться к нему. Но в его воспоминаниях всплывает не одна жизнь, а сразу несколько её вариантов. И три женщины и одна Любовь… Жако Ван Дормель (родился 9 февраля 1957 года) - бельгийский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер. Пережив тяжелую родовую травму и чудом оставшись в живых, всю свою судьбу он принимает как неоправданный и прекрасный дар. Будущий режиссер начинал карьеру как профессиональный клоун. Учился в Национальной высшей школе сценических искусств и техник массовой коммуникации в Брюсселе, в Национальной высшей школе Луи Люмьера в Париже. С 1980 по 1991 год снимал короткометражки, не надеясь на этом заработать. В 34 года все-таки дебютировал причудливым "Тото-героем" (1991). Фильм взял "Золотую камеру" за дебют в Каннах, приз зрительских симпатий на МКФ в Локарно, премию "Сезар" за лучший зарубежный фильм, и Ван Дормель стал знаменитым. Следующий фильм - "День восьмой" - он снял лишь пять лет спустя. Опять успех, каннские трофеи для актеров и номинация на "Золотой глобус". "Господин Никто" - первый фильм Ван Дормеля после 15-летнего молчания и его первый англоязычный фильм. Он работал над ним 13 лет, из которых 9 занял собственно съемочный процесс. Бюджет в 37 миллионов евро оказался совершенно беспрецедентным для бельгийского кинематографа, причём он был одобрен ещё до того, как началась работа над проектом и подписаны контракты с актёрами. Половину его взяла на себя компания продюсера Филиппа Годо Pan Europeene, а оставшуюся часть покрыли крупные европейские дистрибьюторы Wild Bunch and Pathe. В итоге "Господин Никто" был отвергнут Каннским фестивалем, в Венеции после триумфального показа разруган критикой и награжден специально учрежденным призом за техническое совершенство художнице-постановщице Сильви Оливе, а после фестиваля в Торонто так и не попал на американский рынок. Исполнитель главной роли - американский актёр Джаред Лето. Его первым участием в кино была главная роль в сериале "Моя так называемая жизнь". Когда съёмки сериала были отменены, Джаред начал свою работу в достаточно заметных полнометражных картинах. В 1998 году он стал частью мощного актёрского состава в картине Терренса Малика "Тонкая красная линия" и сыграл главную роль в "Городских легендах", весьма успешном фильме ужасов. В 2000 году Джаред снялся в фильме Даррена Аронофски "Реквием по мечте" - эта картина мгновенно стала культовой. Ещё Лето отлично вписался в два проекта знаменитого Дэвида Финчера: в нашумевший "Бойцовский Клуб" (1999) и "Комнату страха" (2002). Чуть позже сыграл в эпопее Оливера Стоуна "Александр", триллере "Оружейный барон" и драме "Глава 27". Джаред также является вокалистом альтернативной группы "30 seconds to Mars", основанной им и его братом Шэнноном в 1998 году. В 1996 и 1997 годах Джаред Лето входил в список "50 самых красивых людей мира" по версии журнала "People". Единственный исполнитель, объединяющий все фильмы Ван Дормеля, - Паскаль Дюкенн, театральный актер с синдромом Дауна. За роль в "Дне восьмом" Дюкенна в Каннах наградили актерским призом, разделенным наравне с партнером по картине Даниелем Отоем. Мелькает артист-талисман и в "Мистере Никто", хотя у него и нет ни одной реплики. Саундтрек к фильму стал последней работой в кино известного бельгийского музыканта и композитора Пьера Ван Дормеля (родного брата режиссёра), скончавшегося от рака 3 сентября 2008 года.
ЖАКО ВАН ДОРМЕЛЬ:
"Когда я готовил этот фильм, я прочел несколько научных трудов о временных факторах и соотношении пространства и времени. Это были сочинения по физике. Один из авторов - Илья Пригожин. Ничего из этих научных трудов я не понял, но в них была удивительная научная поэзия… Самая трогательная для меня была книга, которую Илья Пригожин написал незадолго до своей смерти. Не исключено, что смерть его произошла из-за названия книги… Она называлась "Конец очевидности". Автор, лауреат Нобелевской премии по физике, говорит о том, что, возможно, вся его жизнь была ошибкой… Сомнение, как мне кажется, может быть одной из форм освобождения. Задавать новые вопросы - это один из способов на них отвечать. Кино рассказывает не о действительности, а о том, как действительность воспринимается. Каким образом действительность может восприниматься посредством наших органов. При том, что все это анализируется мозгом и проходит через память. При всем перечисленном ни на грамм не становится понятнее, что такое реальность. Как непонятно и то, зачем мы существуем в этом мире. Да и то, что мы существуем, всего лишь гипотеза…"
"Я убежден, что каждый из нас, совершая выбор, выбирает не из двух возможностей, а из бесконечного множества. Значит, не бывает "правильного" и "неправильного" выбора. Я не знаю, по каким причинам совершаю тот или иной выбор, но когда я его совершаю, могу ли я назвать его свободным? Возможно, причины существуют - просто мне они неведомы. Влюбляясь, я выбираю одну женщину из множества, но почему я влюбляюсь именно в нее? Самый важный выбор в жизни, как правило, находится вне зоны нашего контроля. Обычно фильмы дают простые ответы на сложные вопросы. Я хотел бы этого избежать. У меня свои вопросы. Ответов на них я не нашел и притворяться не хочу".
"Работа любого сценариста состоит из бесконечных "Что, если…". Все, что мне недоступно в реальной жизни, я проживаю на бумаге. Но вот как воплотить это перед камерой? Джаред Лето выполнил невероятную работу. Все сыгранные им мистеры Никто - разные, они по-разному дышат и ходят".
"Я привлекал профессиональных художников и действительно привлекал к созданию фильма ученых. Я хотел создать что-то, что походило бы на настоящее будущее, а не на "Метрополис". Но в конечном итоге я вынужден признать, что мой фильм похож и на "2001 год: Космическая одиссея", и на "Метрополис". Потому что те ученые, которые работали со мной, исходили из тех же предпосылок, которые заложены в два других фильма".
"Для моего продюсера успех фильма исчисляется количеством просмотров. А для меня успех фильма - это в течение какого времени человек, его посмотревший, будет о нем вспоминать. Фильм - это не то, что присутствует на экране, а то, что люди уносят с собой!"
ПРЕССА:
"Мистер Никто" - нечто значительно большее, чем виртуозная мешанина из стилей, жанров и форм, чем очередной клубок искусно спутанных сюжетов. Концептуальное единство головокружительному зрелищу придает герой - не случайно вынесенный в заголовок. Пусть его всеотрицающее имя не обманывает зрителя, как Полифема когда-то обвел вокруг пальца хитроумный Одиссей, назвавшийся "Никто". Скорее уж герой Ван Дормеля - "Мистер Все", everyman, душа человеческая из средневековых или барочных мистерий… Главное свойство мистера Никто - его безнадежное и упорное движение против течения времени, вспять. В сторону вожделенного, обоготворяемого Ван Дормелем детства: когда предчувствия еще не сменились фактами, когда все возможно, а человек всемогущ… "Мистер Никто" - фильм о лекарстве от смерти, о простейшем рецепте бессмертия. Фантазия всемогуща, она создает и разрушает вселенные, создает бесчисленные альтернативы. Её извечный источник, человек, не подвержен забвению и тлену" (Антон Долин "Уловка XXI. Очерки кино нового века"). "Экранизация сознания, играющего со временем, и в итоге подводящая зрителя к мысли, что всё в жизни определяет случайный, реже - осознанный выбор индивида, могла бы и не кичиться своей фундаментальностью, не осваивать многомиллионные бюджеты. Философия аскетична, она работает с мыслью и не нуждается в дорогостоящих звездах. Иначе это уже не философия. Это фабрика мысли, где сама мысль вторична по отношению к институции, где мысль всегда чему-то служит, приносит "результат", противопоказанный философии. Ради того, чтобы показать, как младший школьник, разрывающийся между родителями, которые расстаются на станции Шанс, то ли бежит за матерью, что тянет ему руку из вагона, то ли остается с отцом, что плачет скупыми слезами, не нужно двух нарциссических часов экранного времени, весьма напыщенных красивостей и глубокомысленных эзотерических диалогов" (Ян Левченко, "Синематека"). "Господин Никто" - нанизанные друг на друга "если бы" и "кабы", убеждающие, что ежедневно, ежечасно, ежесекундно человеку приходится выбираться из миллионов вероятностей одну, по которой дальше потечет его жизнь. Одна снежинка может согнуть лист бамбука - гласит китайская пословица, один ничтожный выбор может изменить течение всей жизни… Жако Ван Дормель не снимал кино с 1996 года. Если все эти 14 лет он обдумывал замысел "Господина Никто", то эти годы не прожиты зря. Можно говорить, что "Господин Никто" - обрезки и отрывки прописных истин, что о свободе выбора снято достаточно фильмов. Достаточно, но такого фильма еще не было. "Господин Никто" напоминает перетасованные карточки с вариантами развития жизни. Рваный сюжет, непредсказуемость, динамичность в горькой смеси с философией, фантастикой и мистикой. Наверное, такие фильмы называют делом всей жизни, и вряд ли Дормель еще сможет снять кино, которое затмит замыслом, сценарием и исполнением "Господина Никто" (Ирина Голосова, "Видео.ру"). "Очевидно, что "Господин Никто" - это, конечно, не фантастическая мелодрама, которой упорно притворяется, а кино об устройстве сознания, о пути мысли, которая может легко прожить три параллельных жизни за одно мгновение. В известном смысле бельгийцу удалось переплюнуть кинопсихонавта Дэвида Линча… Радикальность Ван Дормеля не в том, что он отправляет зрителя бродить по лабиринту сознания с завязанными глазами, а, наоборот, в том, что он в кои-то веки пытается эту повязку сорвать. И если ему верить, то сам факт выбора на каждой из развилок важнее его последствий, а ценность каждой конкретной жизни, к счастью, не зависит от того, летал ли ее обладатель на Марс или только написал об этом книжку" (Ярослав Забалуев, Газета.ru). "Под кажущимся хаосом у Ван Дормеля обнаруживается довольно четкая структура, и по окончании просмотра, гадать, что это было, не приходится. Но поначалу не растеряться трудно. Готовивший ленту около десяти лет, режиссер умудрился впихнуть в нее марсианские пейзажи и быт, планы сатирически-стерильного будущего и пеструю игру деталей в духе "Амели", любовные сцены и телерепортажи из программы "Наука и жизнь". Причем, все эти разности причудливо между собой перетасованы: мышление человека нелинейно, объясняет Дормель, и показывать его надо как-то так - извернувшись" (Елена Тихонова, film.ru). "Застряв на полпути между "Наукой сна", которая не требовала оправданий в силу душевной простоты, и "Внутренней империей", потребовать оправданий у которой не решился бы самый злобный критик, "Господин Никто" - к чести Ван Дормеля, кристально ясный для такой ребусной структуры - провоцирует только один вопрос: "Зачем?" (Пётр Фаворов, "Афиша"). "На человека, знающего классическую историю кино, редко какой из современных фильмов способен произвести сногсшибательное впечатление. Таких знатоков немало собралось в зале венецианского фестивального дворца на мировой премьере "Господина Никто". И это был редчайший случай, когда во время просмотра несколько раз раздавались громовые аплодисменты. Не оценить виртуозного качества режиссуры Жако Ван Дормеля было просто невозможно… Это кино - праздник для глаз и для ума. Его визуальная насыщенность и изобретательность спецэффектов сопоставимы с "Аватаром". Смесь научной фантастики (картины жизни на Марсе), социальной сатиры (клон Пэрис Хилтон с вживленным в щеку микрофоном), любовного и интеллектуального романов и цитат из Кассаветеса поражает своей смелостью. Актерская игра даже больших звезд не вписывается в голливудские каноны: она гораздо более чувственна и лишена ложной аффектации. Это фильм - лента Мебиуса, которая разворачивает перед нами континуум жизни под музыку Эрика Сати и брата режиссера, Пьера ван Дормеля, не дожившего до премьеры, - еще один проигранный вариант судьбы" (Андрей Плахов, журнал "Weekend"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|