МАМОНТ ("Mammoth", Швеция-Дания-Германия, 2009)
Режиссёр: Лукас Мудиссон.
В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Мишель Уильямс, Мария Эсмеральда дель Кармен, Марифе Несесито, Софи Нювейд, Ян Дэвид Дж. Никдао, Перри Дайзон, Томас Маккарти, Мартин Делос Сантос.
Жанр: драма. Лео (Берналь) и Эллен (Уильямс) - образцово-показательная нью-йоркская семья. Он - владелец успешного интернет-проекта, она - блестящий хирург. Большую часть времени они проводят на работе, принимая жизненно важные решения, а их маленькая дочка Джеки - в обществе няни-филиппинки, которую на родине ждут двое маленьких сыновей. Пока Эллен задается вопросом, что же для нее важнее - работа или дочь, Лео отправляется в командировку в Тайланд. Невольно он попадает в водоворот событий, который полностью изменит жизнь его семьи... Название "Мамонт" несёт сразу несколько смыслов. В одном из эпизодов Лео оставляет на память тайской проститутке дорогую ручку из кости мамонта. Кроме того, в переводе с тагальского (филиппинского) языка, который часто звучит в фильме, слово mammoth означает "мама". Наконец, название отсылает к стихотворению (его цитирует герой Берналя), написанному самим Лукасом Мудиссоном, где есть строка - "Наш Спаситель погребен как мамонт". "Мамонт" был включён в программу главного конкурса Берлинского МКФ. Во время премьеры на фестивале создателям фильма пришлось столкнуться с крайне негативной реакцией зрителей: картину просто освистали. Карл Фредерик Лукас Мудиссон родился 17 января 1969 года в семье фермеров в городе Мальмё на юге Швеции. В юности он увлекался поэзией (выпустил пять стихотворных сборников), обучался на режиссёрском факультете Драматического института, где создал свои первые короткометражные фильмы.
Полнометражным дебютом Мудиссона стал фильм "Покажи мне любовь" (1998). Картина пользовалась большим успехом у критиков и зрителей всего мира и была удостоена многочисленных наград (сам Мудиссон получил национальную кинонаграду Швеции "Золотой жук" как лучший режиссёр). Посмотрев картину, великий Ингмар Бергман назвал ее шедевром. По кассовым сборам в Швеции фильм даже соперничал с "Титаником". Вторая работа Мудиссона - комедия "Вместе" (2000) - также имела огромный зрительский успех и стала одним из кассовых лидеров в Швеции. Своим следующим фильмом Мудиссон удивил многих. Съёмки картины "Лиля навсегда" (2002) на территории бывшего Советского Союза на русском языке, а получившаяся в результате лента была напрочь лишена оптимизма, которым проникнуты первые две работы режиссёра. Тем не менее, Мудиссон второй раз был признан в Швеции лучшим режиссёром года. В 2004 году вышла картина Мудиссона "Дыра в моём сердце", которая ознаменовала поворот режиссёра в сторону авангардного кинематографа. Радикализм "Дыры в моём сердце" пришёлся по вкусу немногим: за эту картину Мудиссон подвергся многочисленным нападкам со стороны критиков и зрителей. Следующей работой режиссёра стала лента "Контейнер" (2006), которой он продолжил свои эксперименты в области радикального киноавангарда. Гаэль Гарсииа Берналь родился 30 ноября 1978 года в Гвадалахаре (Мексика) в семье актеров, поэтому с раннего детства он стал играть на театральной сцене и сниматься в телесериалах. Позднее актерскому мастерству он учился в Центральной школе сценической речи и драматического искусства в Лондоне (1995-1997). Берналь был первым мексиканцем принятым в этот престижный европейский вуз. В 1996 году Берналь сыграл Мартина в ленте уругвайского режиссера Антонио Уррутио "Изнутри, сердце", который номинировался на "Оскар" как лучший короткометражный фильм. Звездой мирового уровня Гаэля Гарсиа Берналя сделали фильмы мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Сука-любовь" (2000) и испанца Альфонсо Куарона "И твою маму тоже" (2001). Берналь свободно владеет английским, португальским, французским и итальянским языками. Поэтому не случайно актер активно снимается в США, Латинской Америке и Европе. Невероятный темперамент, внешние данные, киногеничность и широкий творческий диапазон позволили актеру за короткое время стать одним из ведущих актеров молодого поколения латиноамериканского кино. Дальнейший успех Берналю принесли роли в фильмах "Дневник мотоциклиста" (2004) Вальтера Саллеша, "Дурное воспитание" (2004) Педро Альмодовара, "Наука сна" (2006) Мишеля Гондри, "Вавилон" (2006) того же Иньярриту, "Прошлое" (2007) Эктора Бабенко, "Предел контроля" (2009) Джима Джармуша. В 2005 году Берналь вместе со своим другом киноактером Диего Луна и продюсером Пабло Крусом основал продюсерскую кинофирму "Канано филмс". В 2007 году состоялся режиссерский дебют Берналя - фильм "Дефицит", в котором он исполнил главную роль. Мишель Уильямс родилась в городе Калиспелл (штат Монтана, США). В 15 лет Мишель бросила школу, чтобы начать свою актёрскую карьеру в сериале "Лето наших надежд". До этого она получала небольшие роли в фильмах "Особь" и "Лэсси". Хотя первоначально Уильямс снималась в основном в молодёжных комедиях, в дальнейшем её стали чаще приглашать на роли в независимом кино ("Станционный смотритель", "Земля изобилия"). За роль в фильме "Венди и Люси" её номинировали на премию "Независимый дух". За роль в фильме "Горбатая гора" Уильямс номинировали на "Оскар" и "Золотой глобус". Во время съёмок "Горбатой горы" Уильямс сошлась с Хитом Леджером, от которого в 2005 году родила дочь Матильду. В сентябре 2007 года пара рассталась. В январе 2008 Леджер скончался от передозировки медикаментов. В знак траура работы над проектами Уильямс были приостановлены. В начале 2010 года в прокат вышел фильм Скорсезе "Остров проклятых", в котором Мишель сыграла умершую жену героя Леонардо Ди Каприо.
ЛУКАС МУДИССОН:
"Это фильм о семье, о материнстве, об отношении к детям - своим и чужим, а также о глобализации и социальном неравенстве. Кто занимается хозяйством и сидит с детьми в семьях обеспеченных людей? Чаще всего это женщины из стран третьего мира. Что они чувствуют, когда заботятся о чужих детях, моют чужой дом? Какие жертвы приносят эти женщины? Меня интересовало именно это, а не только политический аспект проблемы".
"Я не знаю, сделал я шаг вперед или назад. Сюжет новой картины очень прост, более доступен. Тем, кто знаком с моими предыдущими работами, будет легко смотреть и эту. Тут есть тема детской преступности. Впрочем, она сквозная для всех моих фильмов".
ГАЭЛЬ ГАРСИА БЕРНАЛЬ:
"В "Мамонте" показана очень индивидуальная точка зрения, этот фильм просто не может нравиться всем без исключения. Есть два сорта людей: одни ждут, что кино будет отражением реальности, другие настроены на то, что это вымысел, фантазия. Я думаю, на фестивале в Берлине большинство зрителей хотели увидеть реальность - и не получили желаемого. Такая реакция больше говорит о зрителях, чем о самом фильме… Будь это какой-то другой фильм, я бы наверняка расстроился. Но в этой работе я был совершенно уверен".
ПРЕССА:
"Увеличивая свой замысел до глобальных масштабов, режиссер пропорционально раздувает и гуманистический посыл, при этом предельно его выхолащивая, доводя до неприятной холодноватой сентиментальности. Мудиссон верит в возможность глобальных улучшений и в исцеляющую силу искусства - и это прекрасно. Вот только "глобальный" фильм с антиглобалистским пафосом смотрится, как хиппи в дизайнерских шмотках - кто ему поверит?" (Ксения Косенкова, "Синематека"). "Мамонт" очень точно рифмуется с "Вавилоном" Иньярриту - и выигрышно рифмуется. Идея глобальной драмы, действие которой одновременно развивается в нескольких сплетенных плоскостях, получает в "Мамонте" куда более органичное и верное воплощение. Там, где Иньярриту покажет восемь мертвых детей, зальет экран слезами и кровью, выдаст миллион пошлостей, да еще будет бить по глазам яркими цветами и мелким монтажом - Мудиссон обходится простыми и лаконичными, но оттого еще более действенными методами… И хотя бы за этот лаконичный и выразительный язык стоит ценить "Мамонта"… Иньярриту ныл по поводу мирового непонимания, Мудиссон же копнул глубже: даже если бы люди прекрасно понимали друг друга, им бы нечего было сказать. Собственно, в этом трагизм и заключается, об этом всем надо бы знать: трагедия - это не когда все умерли, а как раз наоборот - не погибли, хотя стоило бы" (Иван Чувиляев, "Независимая газета"). "Темы для Мудиссона привычные: семья и любовь против ужасов окружающего мира - эксплуатации, сексуального рабства, безверия и общего вымирания человечества (отсюда и прозрачная метафора названия). Он очень хочет снимать кино о простых и важных вещах. "Мамонт", например, о том, что родители должны заботиться о детях. Но вот парадокс: то, что выглядело простым и важным в шведской провинции, хипповской коммуне 70-х годов или европейском подполье, звучит фальшиво в фильме, снятом с размахом и лоском "Вавилона" Иньяритту" (Алексей Медведев, "Время новостей"). "Если "Вавилон" был именно про это - нельзя чихнуть в Марокко, чтобы не заразить кого-то в Японии, - то "Мамонт" на другую тему. Он о том, что люди во всем мире одинаково озабочены только материальным. В том числе потому, что желают лучшей доли для своих детей. А в итоге все несчастны: и дети, и сами взрослые. Все живут не так, как хочется, продолжая убивать себя работой и карьерой. А контакт с детьми утрачен навсегда. Фильм обозвали глобалистским, но он поднимает и впрямь глобальные проблемы. Вдобавок, это все-таки кино, а не рапорт о происходящем, как многие другие социально-политические картины берлинского конкурса" (Юрий Гладильщиков, "Русский Newsweek"). "Мудиссон решил выступить с критикой современного мироустройства. Его претензии не то чтобы не верны, но в целом банальны. Видимо, чувствуя это, режиссер старается заполнить фильм знаковыми и запоминающимися, почти плакатными образами, которые умело ищет в повседневном быту… Антиподом "Мамонта" была "Белая лента" Михаэля Ханеке, в которой строгий австриец, в отличие от сердобольного шведа, не жалеет никого и показывает, что бывает, когда дети растут в идеальной системе выверенных моральных координат, а вырастают в страшную разрушительную силу. Если Ханеке ставил неудобные убедительные вопросы, то Мудиссон дает не особо убедительные, но комфортные ответы, которые не заставляют ни задуматься, ни что-либо изменить" (Александр Медведев, infox.ru). "Мамонт" выносит приговор современному миру, в котором средства зачастую становятся целью, поток бесполезной информации поглощает крупицы истины, а культура потребления превращается в культ. Иногда бесплатная книжка помогает открывать новые миры не хуже самого совершенного телескопа, а стоимость ручки никак не влияет на ценность написанного. Как научиться отличать настоящее от поддельного? Как вновь обрести знание и разорвать порочный круг? Скудный на аллегории "Мамонт" не дает ответов" (Вадим Тарасевич, nefornews.ru). "Как бы то ни было, "Мамонт" - достойная картина, разве что не очень вдумчивая" (Роджер Эберт, "Chicago Sun-Times"). "Три параллельные истории, как водится, переплетаются в единое повествование, доказывая, что географические границы перестали существовать и что в мире все совершенно одинаковое. Впрочем, ради этой идеи фильм снимать бы не стоило, есть гениальное "Утро понедельника" Иоселиани, которое гораздо меньшими средствами доказывает то же самое. Не тем замечателен "Мамонт", одна из лучших работ Мудиссона. Искусство начинается в тот момент, когда каждый прав, а конфликт все же налицо. Мудиссон большую часть экранного времени посвящает тому, чтобы мы полюбили каждого героя, оценили его благородство, жертвенность, уважение и внимание к окружающим. И были бы тем более потрясены происходящими трагедиями… Мудиссон очень правильно, точно поставил акцент. Мир устроен таким образом, что каким бы чудесным ни был человек, этого всё равно мало, потому что это не страхует его от экзистенциального крушения. И этот человек - разрушен, он со своим чутким и глубоким внутренним миром не знает, как справиться с той пропастью, которая разверзлась перед ним. Он остается один, непонятый, обманутый, униженный, среди тех, кто ничего против него не имеет. Раз это так, значит, все "общечеловеческие ценности" сами по себе, все воспитание с его гуманитарными традициями ничего не стоят" (Сергей Сычёв, interfax.by). "Последний перед "Мамонтом" фильм Мудиссона "Контейнер" был черно-белым и почти экспериментальным, он тоже посвящен болезням современного мира. Режиссер все более решительно отказывался от развлекательности ради прямого и даже примитивного выражения своих леворадикальных идей. Но в конце концов ему надоело быть маргиналом, и вот он едет в Америку, чтобы снять "Мамонта" - свое первое англоязычное кино с большими звездами. Что из этого получилось - вопрос, который должны решить зрители. Поверят ли они тому, что богатые тоже плачут? Что своими поступками мы можем влиять на происходящее на другом конце света? Так или иначе, Мудиссон примыкает к модели кино, которую развивают принадлежащие к его режиссерскому поколению Алехандро Гонсалес Иньярриту и Фатих Акин. Это антиглобалистское кино о глобальном мире, о современном Вавилоне, который никак не может достроить свою башню, чтобы обрести в ней гармонию" (Андрей Плахов, журнал "Weekend"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|