19.04.2010
ОБЛАКО НАД МУРАВЕЙНИКОМ Это было недавно, потому что почти сбывшиеся мечты притягательны и близки всегда, вне зависимости от реальных календарных дат. Это было давно, потому что рухнувшие мечты завалили своими обломками – и надолго – почти весь мир… И всё-таки было – на рубеже XIX и XX веков в Европе царил мир, экономика шла в гору, техника штурмовала границы фантастики, а в многочисленных кафе сидели такие дамы, что мужчинам пришлось срочно изобрести кинематограф для остановок мгновения за мгновением… Но Belle Epoque оказалась недолговечной. Сначала - с гордой надписью «Титаник» на борту - пошёл ко дну её величественный символ, потом девятнадцатилетний сербский гимназист в Сараево лишил жизни австрийского эрцгерцога… Собственно о том, что у счастья и судьбы случаются трагические нестыковки – новая лента знаменитого Стивена Фрирза «Шери». Фрирз, вновь (после «Опасных связей» и «Мэри Райлли») воссоединившийся со сценаристом Кристофером Хэптоном, создал фильм, состоящий из лета, зелени и света, из роскошной природы и роскоши особняков, из дамских шляпок и прочих «друзей девушек», из скульптурных поз и нервных жестов, из эффектно зажигающихся сигарет и гаснущих надежд. Всё это он вставил в рамку душераздирающей любовной истории, покрыл тонким, прозрачным слоем остроумия и иронии, и повесил на стену так, что фоном получившейся картине послужила сама История. На первый взгляд может показаться – мелковато для мастера. Ну, что там? Она значительно старше его, они лишь на короткий отрезок совпали во времени, но им не жить друг без друга. Именно так – не жить. Мелодрама… Нет, конечно, сочувствующий фильму зритель может заметить здесь ещё целый ворох авторских идей. Например, о непостижимой разумом «химии» только между этим мужчиной и только этой женщиной. О броне напускного цинизма, рано или поздно взрезаемого чем-то острым и жарким (кстати, продолжение конфликта «Опасных связей»). В конце концов, можно даже так - занимайтесь любовью, а не войной… Только всё это лишь побочные движения кистью. Картина, на мой взгляд, о другом. Фрирз сделал фильм об изящном, воздушном, хрупком. Одним словом, об идеальном. А идеально, по его мнению, то, что недолговечно. Так уж устроено, и не нами. Отсюда вовсе не мелодраматическая печаль, а холодная, жесткая тоска в финале «Шери». Жалко, что солнце уходит за горизонт, что ветер рвёт листья с деревьев, что наступающий вечер с его зажжёнными фонарями и лампами уничтожит всех красивых и вроде как бесполезных бабочек… И придёт боксёр, атлет, солдат, короче, муравей, и, напомнив про «пела» и «дело», скажет этим порочным и прекрасным созданиям: теперь пляшите! И они спляшут, и сыграют – кто в декаданс, кто в ящик, кто в революцию… И в который раз будет муравейник. Вот только лучше точно не станет. А нам остаётся радоваться тому, что жизнь всякая и разная, что всё рано или поздно возвращается, что над муравейником всегда есть небо, а на экране – удивительная Мишель Пфайффер. Кто-нибудь верит, что скоро ей 53? Я – нет. Павел ТИМОШИНОВ |