Как я провёл этим летомКАК Я ПРОВЁЛ ЭТИМ ЛЕТОМ
(Россия, 2010)
Режиссёр: Алексей Попогребский.
В ролях: Сергей Пускепалис, Григорий Добрыгин.
Жанр: драма.

Начальник полярной станции Сергей и молодой техник Павел дорабатывают последнюю вахту на побережье Северного Ледовитого океана. Станцию, которая в течение нескольких десятилетий обеспечивала передачу важных метеоданных, вскоре переводят на автоматический режим работы. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. Окончится и летняя практика Павла, а он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье… В отсутствие Сергея приходит радиосообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придёт теплоход, и тогда всё разрешится само собой. Но последний полярный день (который длится несколько месяцев) совместной жизни на станции становится испытанием для двух людей разных поколений и взглядов…

Режиссер-постановщик и автор сценария фильма Алексей Попогребский родился в 1972 году в Москве в семье кинодраматурга Петра Попогребского. Окончил факультет психологии МГУ. В 2003 году совместно с Борисом Хлебниковым снял картину "Коктебель", получившую Специальный приз Московского МКФ, приз МКФ в Карловых Варах, приз "ФИПРЕССИ - Открытие года" на Каннском МКФ. В 2007 году поставил первый самостоятельный полнометражный фильм "Простые вещи" (Главный приз и приз за режиссуру Российского открытого кинофестиваля "Кинотавр", 4 приза МКФ в Карловых Варах, Главный приз фестиваля Европейского кино в Анжере, премии "Ника" и "Золотой Орел" за лучший сценарий).

Продюсер картины Роман Борисевич родился в 1975 году в Москве. В 2003 году создал производственную кинокомпанию "Коктебель". Этой компанией были созданы картины: "Коктебель" (2003), "Свободное плавание" (2006), "Простые вещи" (2007), "Сумасшедшая помощь" (2009), "Сказка про темноту" (2009), "Волчок" (2009).

Съемки проходили на существующей с 30-х годов прошлого века и ныне действующей полярной станции Валькаркай на самой северной точке материковой части Чукотки. Сегодня на станции работает 5 человек. До станции нужно добираться 6 часов на вездеходе от города Певек, самого северного города России. В июне-июле солнце в этих широтах практически не заходит, поэтому самая длинная съемочная смена длилась 23 часа - сколько позволял свет. В первый день экспедиции по дороге на полярную станцию все съемочное оборудование стоимостью несколько сот тысяч долларов чуть не потонуло, когда вездеход "Урал" застрял посередине реки. Три месяца съёмочная группа работала вдали от цивилизации, без телефона, интернета, телевидения. В ледяной погреб экспедиции силился проникнуть белый медведь. Натиск его был храбро отражен. У осветителей в комнате жил заяц. Звуковики должны были записать крики евражки (полярного суслика). Его отловили, пытались приручить. По ходу выяснилось, что евражка - жутко наглое и надоедливое животное. Если его приручишь, потом от него не избавишься, поэтому зверька быстро выпустили. Попогребский решил подстраховаться с самого начала и окружить кинематографистов людьми опытными. Начальником съемочной экспедиции стал Павел Селезнев - почетный полярник, бывший в своё время начальником дрейфующей станции. Заместитель начальника экспедиции Петр Ноговицын - опытный альпинист. Даже повар Максим Куров имел опыт работы на дрейфующей станции.

Сергей Пускепалис родился в 1966 году. С 1970 по 1979 год жил в г. Билибино Чукотского автономного округа. После окончания Саратовского театрального училища работал актёром в Саратовском ТЮЗе. Затем  учился у Петра Фоменко в РАТИ.  С 2003 года по 2007 год - главный режиссёр Магнитогорского театра драмы им. А. С. Пушкина. С июня 2009 года - главный режиссер Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова (Ярославль) - старейшего театра России. В кино дебютировал в предыдущей  ленте Алексея Попогребского "Простые вещи" и был   удостоен целого ряда  российских и международных наград. Недавно снялся в фильме Веры Сторожевой "Скоро весна". Кстати, сын Сергея Пускепалиса сыграл в первом фильме Попогребского "Коктебель".

Григорий Добрыгин родился в 1986 году в Петропавловске-Камчатском. Для учёбы в Академии хореографии при Большом театре в детстве в 4-ом классе переехал в Москву. В настоящее время студент актерского курса режиссерского факультета РАТИ-ГИТИС (мастерская Олега Кудряшова). Съемки в фильме "Как я провел этим летом" стали для Григория дебютом в кино. Вскоре после возвращения из экспедиции Григорий был утвержден на главную роль в фильме "Черная Молния".

Лента снята замечательным оператором и режиссером-документалистом Павлом Костомаровым. Он родился в 1975 году, в 2002 году окончил операторский факультет ВГИКа. Как оператор работал с такими известными режиссёрами как Сергей Лозница ("Полустанок", "Пейзаж", "Портрет"), Виталий Манский ("Бродвей. Черное море", приз за операторскую работу на МКФ в Нионе), Алексей Учитель ("Прогулка"). Режиссер документальных фильмов "Трансформатор" (2004), "Мирная жизнь" (2004), "Мать" (2007), сделанных в соавторстве с Антуаном Каттеном. Уже имел опыт совместной работы с Попогребским на картине "Простые вещи".

"Как я провёл этим летом" снимали на самую актуальную сегодня цифровую камеру "Red", появившуюся в производстве меньше чем год назад. Это американская камера с колоссальным разрешением, превосходящим пленку. Собственно, "Как я провёл этим летом" - это первый полнометражный художественный фильм в России, снимавшийся этой камерой.

В феврале 2010 года на МКФ в Берлине фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" был награждён сразу двумя призами: за лучшую операторскую работу (Павел Костомаров) и за лучшую мужскую роль (которых оказалось две - Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин). Интересно, что МКФ в Берлине в свое время стал первым фестивалем для Алексея Попогребского: в 2001 году он представлял на нём проект сценария "Коктебель".


АЛЕКСЕЙ ПОПОГРЕБСКИЙ:
"Признаюсь, плохо переношу три вещи: холод, изоляцию и долгое течение времени. Вот и захотелось себя в подобные обстоятельства поместить".
"Мы-то меряем время днями: если у нас что-то не происходит вовремя, в тот же день, начинаем беспокоиться. А тут, на Севере, если чего-то вовремя не сделать, это не лишний день, а лишний год.
Для меня здесь гораздо больший экстрим, чем тот, к которому мы привыкли по приключенческим фильмам. Здесь что-то выходящее за рамки нашего повседневного опыта превращается в быт".
"Наверное, по классическим канонам это психологический триллер в хичкоковском понимании: когда один человек, а вместе с ним и зрители догадываются или знают что-то про второго, а второй об этом не подозревает. И эти два человека абсолютно изолированы, у них есть только шаткий канал радиосвязи с материком. Это идеальная сценарно-драматургическая раскладка".
"Там, где мы снимали, была нереальная природа, но мы специально не выстраивали кадр, чтобы показать красоты природы а-ля "National geographic" или Би-би-си. Не снимали пейзажи, как обычно это делается, чтобы их втыкать перебивками, и все бы потом ахнули: как это дико красиво! Когда зрителю пичкают что-то такое дико красивое и специально снятое, он на пятой минуте принимает это за данность и перестает обращать на это внимание".
"Если б мы приехали на Север с четкими представлениями, как это должно выглядеть и что должно происходить, мы бы точно там завязли. Сдохли бы мы там, ничего бы не сняли. Мы должны были играть в распасовку с природой. У нас вся технологическая цепочка была на этом построена и вся группа была предельно мобильна. Я с утра смотрел в окно и за завтраком объявлял, что мы сегодня снимаем. Старались более-менее придерживаться хронологии, но это не всегда получалось".
"Фильм был известен под рабочим названием "Последний день". Я всегда относился к нему как к формальному заголовку. Окончательное название  "Как я провел этим летом" подчеркивает отношение к происходящему молодого героя нашего фильма. Именно через него мы рассказываем эту историю, так как его жизненный опыт близок к нашему. Грамматика этой фразы неслучайна - это название с "двойным дном". Чтобы узнать, с каким именно, надо посмотреть фильм".
"Я знаю, что многие вещи в картине остались непонятными, - я показывал фильм многим людям, причем не коллегам своим, не кинематографистам. А почему все должно быть понятно? Разве мы сами всегда можем объяснить причины того или иного своего поступка? "Почему ты это сделал?" - "Не знаю". А чужих - и подавно. Тем более что вряд ли кто-то из зрителей окажется в такой ситуации, как мои герои, она слишком исключительна, эта ситуация. Но провести в себе эмоциональную работу, напрячься и попытаться представить себе различные мотивы различных поступков - это никогда не вредно".


СЕРГЕЙ ПУСКЕПАЛИС:
"Невероятное совпадение - съемки проходили не так далеко от тех мест, где я провел свое детство. Когда мы снимали на Туманной станции, заброшенной с начала 80-х годов, я подобрал газету "Известия" тех лет. Нахлынули воспоминания. Та же фактура камня, те же обветренные и иссеченные пургой серые доски. Было ощущение, что сейчас из-за угла появится мой отец. Абсолютно верное решение снимать на действующей полярной станции Валькаркай. Было интересно наблюдать за ее начальником Владимиром Мелюшкиным. Он городской человек, но уже много лет работает на Валькаркае. В его жизни совершенно неожиданно сочетаются выработанный  десятилетиями  уклад и современные вещи вроде спутникового телевидения и ноутбуков. При этом приходится выполнять массу тяжелой ручной работы, а зимой сутками сидеть без света. Если что-нибудь случится, помощь может прийти очень нескоро".

ГРИГОРИЙ ДОБРЫГИН:
"Первым ключиком к моей роли был образ свободного молодого романтика - вроде Че Гевары - который уверен в своих силах и ему всё нипочём. Естественным образом между героями фильма складываются отношения по типу "отцов и детей" и соответствующие этим отношениям конфликты. Павел - самый обыкновенный парень, который, попадая в экстремальные жизненные условия, ведет себя соответственно своей человеческой природе, следуя инстинктам самосохранения и выживания".
"Работать с Алексеем Петровичем - просто здорово! У нас с ним выработалась такая система общения "режиссёр-актёр", что ему не нужно было даже ничего говорить. Я уже по его мимике, по его жестам понимал, что нужно сделать, чего он хочет от меня. Первые две недели я очень волновался, так как это, все-таки, первая картина, в которой я снимался. В самом начале Попогребский так мне и сказал, что через пару недель будет полегче. Он не сразу впряг нас в работу. Первую неделю мы обживались, притирались друг к другу… Фильм  снимался хронологически. Максимум - могли перескочить через одну сцену. Я не смотрел ни одного плэйбэка, я не видел ни одной картинки - не было никакого самолюбования. Я только играл и чувствовал - так или не так. Однажды ко мне заходит Попогребский и говорит, что нужно будет немножко сойти с ума. И я сошёл. Дня на три я действительно сошёл с ума".

РОМАН БОРИСЕВИЧ:
"Съемки на Чукотке - это одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни. Только для того, чтобы побывать в этих краях, уже имело смысл "запускаться" с таким фильмом. Но "запуститься" и работать с  той съемочной группой, которая была на нашей картине - значит отправиться в трудное и очень интересное, полное приключений путешествие с настоящими товарищами, объединенными одной целью. Теперь я понимаю, как люди покоряли Эверест и Северный полюс. На съемках я видел таких людей, самоотверженных, целеустремленных, смелых, и что очень важно, порядочных. Это наша группа..."
"Мне кажется, ничего подобного в российском кино до сегодняшнего времени не снималось. Это фильм, который абсолютно не имеет границ, языковых барьеров, он понятен всем. Возможно, фильм о столкновении двух поколений, родившихся в разных странах и относящихся к разным эпохам..."


ПРЕССА:

"Потрясающее исследование природы человеческой слабости" ("Variety").

"Картина Попогребского на самом деле состоит из трех разных фильмов. Первый - тот, за который получил берлинский приз оператор Павел Костомаров. Это фильм не художественный, а документальный, составленный из холодных видов Чукотки… Второй подфильм - ленивая артхаусная драма, разыгранная на подмостках громадных безлюдных пространств… С людей, помещенных практически в вакуум, в место, где ничего нет, а потому все чувствуется острее, цивилизованность сходит, как грязь… Третий фильм начинается неожиданно: на втором часу нарастают темп и нервозность, а потом одним махом картина прыгает в психологический триллер" (Дарья Горячева, Газета.ru).

"Как я провел этим летом" - кино отдельное прежде всего по уникальности места действия: оно разворачивается на полярной метеостанции на Чукотке. Изумительно снятые картины скалистого берега и сурового моря оказываются не только естественной декорацией, но и одушевляют сюжет отношений двух героев - матерого и молодого, оторванных от цивилизации и предоставленных собственной природе" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ").

"Попогребский - удивительно добрый режиссер, на текущий момент, пожалуй, самый добрый во всем российском кино, и уж точно самый добрый из всей нашей условной молодой "новой волны". Поэтому даже когда он отправляется на север снимать суровую историю взросления (в некоторых источниках жанр фильма обозначают как триллер - это просто анекдот, не верьте), получаются все равно "Простые вещи": два очень хороших человека запутались и чуть было не натворили глупостей" (Ксения Реутова, film.ru).

"Помимо известной банальности конфликта, представляется очевидным и другой просчет Попогребского - принципиальный антипсихологизм и нежелание прописывать для зрителей мотивы героев" (Виктор Матизен, "Синематека").

"Лаконичности и скупости психологического рисунка в "Этим летом" соответствуют многочисленные северные ландшафты, в том числе и пропущенные через цейтлупу для дополнительной выразительности, хотя выступающий в качестве оператора документалист Павел Костомаров и так очень тонкий лирический пейзажист, благодаря которому то, что недоговаривают люди, красноречиво договаривает природа, выступающая как надежный соавтор Алексея Попогребского" (Лидия Маслова, журнал "Weekend").

"Характерно, что конфликт в картине тоже происходит не из-за слов, а из-за их отсутствия, из-за молчания. В таких условиях на актеров ложится двойная нагрузка, и дебютант Добрыгин справляется с ней как минимум не хуже своего партнера. Дополнительные проблемы встают и перед сценаристом (сам Попогребский) - и здесь успех не столь очевиден. Столкновение характеров не очень получается в силу отсутствия такового у одного героя - и избытка у другого" (Станислав Зельвенский, "Афиша").

"Фильм, как бы это затерто ни звучало, в первую очередь, о непостижимом, можно даже мифологическом пространстве и взаимодействии с ним современного человека. Точнее, о невозможности взаимодействия. И если в связи с "Коктебелем" еще можно было долго фантазировать об исследовании далеких и необъятных просторов со всеми его Одиссеями и Харонами, то в "Лете" всё гораздо проще и оттого страшнее" (Леонид Марантиди, kino-teatr.ru).

"Надо заметить, что The Hollywood Reporter после Берлинале изрядно отоспался на картине Попогребского, размазав фильм за туманные мотивации героев и историю с чем-то непонятным, но радиоактивным, играющую в истории важную роль. На последний вопрос ответить легко - речь идет о вполне реальном РИТЭГ (Радиоизотопный Электрогенератор), источнике питания для удаленных стратегических объектов, похожем на атомный lo-tech из киберпанковских романов. Правда, понять это можно только из пресс-релиза, что и в самом деле нехорошо. Касательно же непонятных мотиваций и идиотского поведения - интересно было бы почитать рецензию The Hollywood Reporter на чеховского "Злоумышленника". "Как я провел этим летом" действует в опасной зоне, где столконовение физического мира сурового Пускепалиса и виртуального мира в лохматой голове Добрыгина - всего лишь начальный уровень игры, за которым идет следующий: квест в поисках источника морали как основы человеческих поступков. И похоже, что возле Северного Ледовитого океана, где смертельным для человека может стать что угодно, ответ на этот вопрос звучит до очевидности просто" (Кирилл Андреев, film.ru).

 



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта