ШЕРИ
("Cheri", Великобритания, 2009)
Режиссёр: Стивен Фрирз.
В ролях: Мишель Пфайффер, Руперт Френд, Кэти Бэйтс, Фелисити Джонс, Анита Палленберг, Ибен Йейле, Фрэнсис Томелти, Харриэт Уолтер, Том Берк, Андраc Хамори, Тоби Кеббелл, Джо Шеридан, Ролло Уикс.
Жанр: драма. Начало ХХ века, Париж - негласная столица Европы, славящаяся художниками, музыкантами и театральные деятелями. Ну и, конечно же, куртизанками - женщинами, виртуозно владеющими искусством любви, за возможность познать которое готовы платить любые деньги принцы, герцоги, помещики и купцы. Леа - одна из таких знаменитых куртизанок. Сейчас она, наконец-то, может позволить себе бросить ремесло и наслаждаться всеми радостями жизни, которые она сумела себе обеспечить. Однажды, обедая со своей старой компаньонкой, мадам Пелу, Леа встречается с её очаровательным сыном, которого мать зовет просто "Сheri". У мадам Пелу большие планы относительно будущего юноши, но сейчас она хотела бы, чтобы кто-то помог ему стать настоящим мужчиной. И Леа идеально подходит на эту роль. Но то, что началось как ничего не значащая интрижка, неожиданно оборачивается любовью, растянувшейся на годы. По мере приближения неотвратимого момента расставания, Леа и Шери пытаются примириться с разлукой, но удовольствие и легкость, связанные с любовью, уже проросли в их жизнях настолько глубоко, что влюбленные начинают понимать, как много они значат друг для друга… Кристофер Хэмптон, один из наиболее уважаемых сценаристов Великобритании, взялся за адаптацию романа "Шери" французской писательницы Сидони-Габриель Колетт (1873-1954) во время работы над сценарием о жизни этой удивительной женщины. Кстати, он сам переводил написанную в 1920 году книгу с французского. Кристофер Хэмптон более всего известен в мире кино благодаря своему сценарию к фильму "Опасные связи" (1988), за который он получил премию "Оскар". Так же он написал сценарии к фильмам "Полное затмение" (1995), "Мэри Райлли" (1996), "Тихий американец" (2002), "Искупление" (2008). Режиссёр Стивен Фрирз дал согласие продюсерам "Шери" через 24 часа после прочтения сценария. Этот фильм стал его третьей совместной работой с Кристофером Хэптоном после "Опасных связей" и "Мэри Райлли". Свою карьеру Фрирз начал в лондонском театре "Роял Корт", где работал с режиссером Линдсеем Андерсоном, а в киноиндустрию пришел в 1966-м году, помощником режиссера Карела Рейша. Его режиссерским дебютом стал фильм в жанре искаженного нуара "Сыщик" (1971) После нескольких громких телевизионных постановок и ставшего культовым "Стукача" (1984) прорыв для Стивена Фрирза наступил в 1985 году с фильмом "Моя прекрасная прачечная". После этого Фрирз поставил фильм "Навострите ваши уши" (1987), а затем снял фильм "Опасные связи" с Мишель Пфайффер, Джоном Малковичем и Гленн Клоуз. Экранизацию язвительного романа Шодерло де Лакло ожидал настоящий триумф на вручении кинопремии "Оскар", где фильм получил приз за лучший адаптированный сценарий, лучшие костюмы и лучшую художественную постановку, а также значился в номинациях "Лучший фильм", "Лучшая женская роль" (Клоуз), "Лучшая женская роль второго плана" (Пфайффер), "лучшая музыка к фильму". Вскоре Фрирз вновь был номинирован на "Оскара" - за фильм "Каталы" (1990) в категории "лучшая режиссура". Среди остальных его картин наиболее известны: "Герой" (1992) с Дастином Хоффманом, "Страна холмов и долин" (1998), "Грязные прелести" (2002), "Миссис Хендерсон представляет" (2005), "Королева" (2006), за роль в которой Хелен Миррен получила премию "Оскар". Сложнее всего было найти актрису на роль Леа. В мире не так много актрис бальзаковского возраста, обладающих естественной красотой и чувственностью. Идеальной кандидатурой оказалась Мишель Пфайффер, уже успевшая поработать с Фрирзом и Хэмптоном. Роль в их совместном фильме "Опасные связи" принесла Мишель первую номинацию на "Оскар" в 1989 году. Мишель Пфайффер дебютировала в кино в 1983 году в фильме "Лицо со шрамом" Брайана де Пальмы. С тех пор она три раза номинировалась на "Оскар" как лучшая актриса ("Знаменитые братья Бейкер", 1990 и "Поле любви", 1993) и как лучшая актриса второго плана ("Опасные связи", 1989). В последнее время после небольшой творческой паузы в начале 2000-х актриса переживала творческий подъем, приняв участие в успешных фильмах "Звездная пыль" и "Лак для волос". На роль Шери Фрирз пробовал нескольких американских актеров, однако окончательный выбор пал на молодого англичанина Руперта Френда. В 2004 году, после учебы в лондонской Академии драматических искусств Уэббера Дугласа, Руперт дебютировал в фильме "Распутник", где он снялся вместе с Джонни Деппом. В 2008 в фильме "Мальчик в полосатой пижаме" он создал леденящий душу образ фашистского тюремного надзирателя, а в 2009 году сыграл принца Альберта в "Молодой Виктории". С января 2010 Френд играет на сцене лондонского "Garrick Theatre". Последние четыре года актер встречается с голливудской звездой Кирой Найтли, с которой они познакомились во время съемок картины "Гордость и предубеждение". В картине также занята знаменитая Кэти Бэйтс, удостоенная множества наград за свою работу на сцене, телевидении и в кино, а наиболее известная по роли сумасшедшей фанатки Анни Уилкс в фильме Роба Райнера "Мизери" (1990), принесшей ей "Оскара" и "Золотой глобус". Ближе к финалу нельзя пропустить выход легендарной Аниты Палленберг, бывшей модели и богемной тусовщицы, подруги гитариста "Rolling Stones" Кита Ричардса, которую обвиняли в хранении наркотиков и арестовали, когда в ее доме застрелился любовник моложе ее на 15 лет. Оператором-постановщиком "Шери" стал Дариус Хонджи, уроженец Ирана, один из самых уважаемых операторов мира ("Деликатесы", "Семь", "Ускользающая красота", "Эвита", "Чужой: Воскрешение", "Девятые врата", "Пляж", "Мои черничные ночи", "Забавные игры"). Большинство членов съёмочной группы фильма "Королева" вновь объединились с Фрирзом на съёмочной площадке "Шери": это композитор Александр Деспла (обладатель премии "Оскар" за лучшую музыку к "Королеве", художник-постановщик Алан Макдональд, художник по костюмам Консолата Бойл, гример Дэниэл Филлипс, монтажер Лючия Дзукетти.
КРИСТОФЕР ХЭМПТОН:
"Шикарный мир полусвета, достигший своего пика в конце XIX века, уже показывал признаки гниения в 1906 году, во время действия романа. Это был очень необычный срез общества - куртизанки, получившие огромные состояния, но не признанные высшим обществом, и поэтому вынужденные держаться вместе. Они не были похожи ни на один социальный слой в современном мире. В каком-то смысле куртизанок можно назвать передовыми членами общества, поскольку они были гораздо более независимыми и эмансипированными, чем обычные женщины того времени".
"Я был очень удивлен тому, как тесно мы работали со Стивеном - обычно режиссеры не любят, когда сценарист постоянно вмешивается в съемочный процесс. Стивен не такой - ему нравится работать в команде. Кроме того, у него прекрасная интуиция - он всегда чувствует длинноты, паузы и любые другие неточности. Я полностью доверился его интуиции".
СТИВЕН ФРИРЗ:
"Мне очень понравился сценарий Кристофера и роман Колетт, а история, описанная в нем, подкупила своей свежестью. Это настолько красивая история, очень старомодная и легкомысленная и, вместе с тем, трагическая и глубокая. По своей сути, Колетт была импрессионистом - общая картина ее романа складывалась из отдельных мазков, эфемерных ускользающих мгновений. "Шери" - самая необычная из всех моих картин, это история о людях, живущих внутри мыльного пузыря. Все эти куртизанки обладали большой властью и деньгами, однако были отрезаны от внешнего мира".
"Пфайффер не может оставить вас равнодушным. Она обезоруживает - именно такой она была в "Опасных связях" и такой же она предстала в "Шери". Она невероятно красива, но её красота одновременно несет в себе внутреннюю трагедию". МИШЕЛЬ ПФАЙФФЕР:
"Конечно, куртизанок сейчас не существует, но общество по-прежнему с осуждением относится к тому, что у зрелой женщины и молодого мужчины может быть роман или даже семья. Да, сейчас мы становимся всё более и более толерантными, но "Шери" именно потому интригует зрителя, что все воспринимают любовь главных героев как нарушение табу".
"Сценарий Кристофера был прекрасен, но вместе с тем и сложен для восприятия, особенно для американского уха. Наша речь однообразна и монотонна, а сценарий Кристофера был необычайно ярким и насыщенным с постоянно меняющимся ритмическим рисунком. Я разбивала текст на ямбические строфы, и это помогло мне найти правильный ритм и темп. Кроме того, очень помогало постоянное присутствие Кристофера на площадке - текст Колетт можно интерпретировать по-разному, и мы часто советовались с ним".
"У нас не было репетиций. Мы репетировали только в день съемок, и иногда приходилось трудновато. Но так уж Стивен работает… Особенно тяжело было, когда сценарий менялся в последнюю минуту. Я тратила уйму времени, разучивая роль и подбирая правильный ритм, а выходя на съемочную площадку узнавала, что текст изменен! К концу съемочного дня я отправляла им очень вежливые SMS примерно такого содержания: "Я понимаю, что вам нужно переписать текст, но, пожалуйста, можно предупреждать нас об этом заранее!" Вообще-то, мы со Стивеном прекрасно поработали. На площадке он вечно чем-то недоволен, но на самом деле он замечательный человек. Работать с режиссером такого уровня любой бы счел за честь".
"Всё зависит от освещения. Наш оператор так замечательно выставлял свет, что на пленке я смотрелась просто прекрасно. Куда сложнее было снимать сцены, где я должна выглядеть старой и некрасивой. Он наотрез отказывался снимать меня при "плохом" свете. Мы уговаривали его всей группой, а он, морщась, будто от боли, чуть-чуть переставлял лампы и говорил: "Все, это максимум, на что я готов пойти". РУПЕРТ ФРЕНД:
"Я бы соврал, если бы сказал, что не боялся выходить на съемочную площадку с Мишель Пфайффер и Кэти Бэйтс, но как только раздавалась команда "мотор", они моментально становились Леа и мадам Пелу. Я должен был относиться к ним только так, иначе бы меня постоянно трясло от страха. А вообще-то, работа с актерами такого уровня является прекрасным стимулом играть как можно лучше. Мишель и Кэти - профессионалы высшей пробы, и кроме того, они прекрасно относились ко мне". КЭТИ БЭЙТС:
"Я вошла в съемочный процесс без репетиций: приехала утром и сразу отправилась на примерку костюмов, а на следующий день уже начались съемки. Мне нравится репетировать и готовиться к съемкам, а здесь я не успела прочувствовать эпоху и даже как следует привыкнуть к своим костюмам. Поэтому во всем я полагалась на Стивена, а он в свою очередь всегда приходил на помощь. Стивен прекрасный человек - очень простой в общении, постоянно сомневающийся в себе. Его незаурядный интеллект и специфическое - истинно британское - чувство юмора создавало особую атмосферу на съемочной площадке".
ПРЕССА:
"Успех "Шери" начинается с подбора актеров" (Роджер Эберт, "Chicago Sun-Times"). "Нельзя сказать, чтобы это было обязательное к просмотру кино, хотя в нем дивные костюмы, очень уместная музыка и героиня, в которую по ходу фильма надо влюбиться, ужаснуться этому и снова влюбиться. Но - когда вы последний раз влюблялись в кого-нибудь на экране?" (Семён Кваша, film.ru). "Пфайффер и Стивен Фрирз создали захватывающий портрет женщины, бегущей от старости и времени. Возможно, в фильме с одной сюжетной линией нет такого разнообразия ходов, как в "Опасных связях", первом опыте сотрудничества Фрирза и Пфайффер, но сравнение с шедевром 21-летней давности "Шери" выдерживает легко… По мере продвижения фильма к финалу, его подтекст решительно выдвигается на первый план: параллель между тяжелым положением Леа и современными голливудскими сиренами, чьи карьеры подобны замедленной бомбе, становится очевидна. Оба мира основаны на обмане и неискренни, своим любимцам здесь предлагают щедрые вознаграждения и безжалостны к тем, кто слетел с вершины" (Лайза Маллен, "Sight & Sound"). "Этот фильм яркий, с интересными декорациями и красивыми костюмами (благо действие происходит в начале 20-го века, что открыло художникам широкие возможности). Но главное, фильм позволяет не рассуждать о высоких материях, а просто следить за любовными перипетиями в жизни двух людей, волноваться за них, болеть за них и расстраиваться, когда в их жизни что-то не складывается. Стивен Фрирз снял лёгкий фильм, наполненный английским юмором. Да, возможно, эта картина кому-то покажется слишком простой. Но она непременно понравиться зрителям, ведь после её просмотра остается ощущение радости жизни. Последнее время новейшие творения мира кино редко вызывают подобные позитивные чувства" (Арина Богдан, "Радио Культура"). "Когда дело касается романтической любви, англосаксонский мир страдает от комплекса неполноценности. Нам кажется, что мы делаем "это" неправильно… На самом деле, Франция - не страна любви. Наоборот, французы наименее романтичны среди европейцев. Они чаще стремятся скрывать, подавлять и руководить своей страстью, чем выставлять её напоказ. Их традиции практичны и основаны на декартовской философии, эмоциональной многословности они предпочитают строгость классического стиха и литературной нормы. Нет ничего романтичного в том, чтобы умело управлять своими изменами cinq a sept. Это отражает национальное понимание: сердечные вопросы должны соответствовать строгим материальным потребностям… Как ни странно, Фрирз сам дал нам двумя десятилетиями ранее в "Опасных связях" незабываемый портрет французской расчетливости. В этот раз, однако, как и все мы, он, кажется, запутался по ту сторону Ла-Манша между любовью к стилю и любовью к любви" (Дэвид Кокс, "Guardian"). "Фрирз снимает не банальную мелодраму о разнице в возрасте, а историю людей, разминувшихся с любовью. И почти до финала Пфайффер играет женщину, которая скрывает за маской иронии любую эмоцию, идущую вразрез с рациональностью,- жертву тотального самоконтроля" (Татьяна Алешичева, "Weektnd"). "О том, с каким блеском режиссер передает дух и стиль "прекрасной эпохи", как точно играют все актеры, вплоть до исполнителей микроскопических ролей, говорить излишне: Фрирз - высочайший профессионал, признанный по обе стороны океана. Скажу лишь, что в его пересказе история Колетт приобретает дополнительное измерение. "Шери" - еще и фильм о том, какое благо и счастье жить в согласии со своим возрастом. В какой-то момент толстуха-мамаша, пекущаяся о благополучии отпрыска, начинает казаться существом куда более симпатичным и даже красивым, чем охваченная страстями изысканная Леа. Не знаю, знаком ли Фрирз с пушкинским: "Блажен, кто смолоду был молод...", но кино он снял об этом" (Лариса Юсипова, "Известия"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|