СЕРЬЁЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК
("A Serious Man", США, 2009)
Режиссёры: Итан Коэн, Джоэл Коэн.
В ролях: Майкл Сталберг, Сари Ленник, Ричард Кайнд, Фред Меламед, Саймон Хелберг, Адам Аркин, Алан Мэнделл, Аарон Вулфф, Джессика Макманус, Аллен Льюис Рикман, Фивуш Финкель, Елена Шмуленсон, Джордж Уайнер, Кэтрин Боровитц, Эми Лэндекер, Рэй Бирк, Тим Расселл, Питер Брайтмайер, Ари Хоптман, Джим Брокхон, Бенджи Портно, Эндрю С. Ленц.
Жанр: драма. 1967 год. Ларри Гопник, профессор физики в тихом университете Среднего Запада, неожиданно узнает о том, что его жена Джудит хочет с ним развестись. Она влюбилась в одного из напыщенных знакомых Ларри - Сая Эйблмана, который показался ей намного более солидным мужчиной, чем её незадачливый и беспомощный муж. А ещё дома у Ларри селится брат-бездельник Артур, протирающий штаны на диване; у сына Дэнни, прогуливающего уроки в еврейской школе, проблемы с дисциплиной, а дочь Сара ворует деньги из бумажника отца, пытаясь скопить на пластическую операцию носа. Помимо всего прочего сам Ларри начинает получать враждебные анонимные письма, угрожающие его работе в университете, где один из студентов-выпускников пытается подкупить его в надежде получить удовлетворительную отметку, одновременно угрожая подать на него в суд за клевету. Ну, и, наконец, сексапильная соседка сводит Ларри с ума, загорая у него на глазах обнаженной. Пытаясь обрести равновесие, Ларри Гопник обращается за советом к трем разным раввинам… Лучшим ответом на вопрос о том, кто такие братья Коэны, является их фильмография: "Просто кровь", "Воспитывая Аризону", "Перекрёсток Миллера" (приз за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне), "Бартон Финк" ("Золотая пальмовая ветвь" и приз за режиссуру на МКФ в Канне), "Подручный Хадсакера", "Фарго" (премия "Оскар" за оригинальный сценарий), "Большой Лебовски", "О, где же ты, брат?", "Человек, которого не было" (приз за режиссуру на МКФ в Канне), "Старикам тут не место" (три премии "Оскар": адаптированный сценарий, режиссура и лучший фильм) и "После прочтения сжечь". Готовясь к кастингу "Серьезного человека", братья Коэны "хотели найти на главную мужскую роль актера, который был бы абсолютно неизвестен публике". Действительно, кому Майкл Сталберг известен, так это театралам Нью-Йорка, но для кинозрителей он, в принципе, новое лицо. Ричарда Кайнда братья Коэны помнили еще с прошлого кастинга, когда он пробовался на одну из ролей в картине "После прочтения сжечь". Когда Кайнд принимал участие в театральной поставке города Форт-Уэрт, что находится в Техасе, ему позвонили и сообщили, что хотели бы услышать, как он читает диалоги Артура. "Пришлось мне записывать свои пробы на пленку, - вспоминает Кайнд. - Стоит сказать, что никогда прежде мне не удавалось получить роль без прослушивания "вживую"!" Кстати, у Фреда Меламеда около двадцати лет назад тоже были пробы на главную роль в фильме братьев Коэнов "Бартон Финк". В итоге кастинг прошел Майкл Лернер, который впоследствии за эту роль был номинирован на премию "Оскар". Продолжая выбранное направление в кастинге, Коэны на многие роли выбрали малоизвестных для киноаудитории актёров из Миннеаполиса - места, где проходили съёмки. Помимо второстепенных ролей и эпизодников, статисты и массовка тоже были из местных. Главная проблема в воссоздании предместья Среднего Запада 1960-ых заключалась в том, чтобы найти такие окрестности, которые по большей части остались бы неизменными за последние сорок лет и при этом квартал должен был выглядеть так, будто его совсем недавно построили - без густой растительности вокруг. В конце концов удалось найти район, в котором лет восемь назад была буря, уничтожившая большую часть зарослей, оставив дворы домов практически голыми. Другой особенностью воссоздания прошлого стала беспрерывная борьба за старинные машины, далекие от совершенства и не похожие на музейные экспонаты. И, конечно, костюмы. Основной актерский состав и статистов неоднократно приходилось инструктировать относительно того, как следует носить странно непривычную для них одежду. В частности, ключевой фразой, обращённой к мужчинам, стала: "Подтяните выше брюки!" А все актрисы носили специальное нижнее белье. В те времена у всех блузок были ярко выраженные вытачки, поэтому при подборе неправильного бюстгальтера блузка просто не села бы так, как нужно. Национальный совет кинокритиков США включил "Серьёзного человека" в десятку лучших кинолент 2009 года и наградил его призом за лучший оригинальный сценарий. Фильм также был номинирован: на премию "Золотой глобус" (лучшая мужская роль - Майкл Сталберг), премию BAFTA (лучший оригинальный сценарий), премию "Оскар" (лучший фильм и лучший оригинальный сценарий).
ИТАН КОЭН:
"Действие фильма разворачивается в 1967 году в еврейской общине в безымянных окрестностях Среднего Запада. Мы с Джоэлом родом из Среднего Запада, поэтому это напомнило нам наше детство. Окружающая обстановка, атмосфера все это было очень важно для нас, и во многом способствовало развитию истории. То место, где ты вырос, становится частью твоей личности. И это не проходит, даже если ты долго находишься от него вдали".
"Иногда люди спрашивали меня: "Вы ведь не высмеиваете евреев, нет? Нет, мы не высмеивали евреев. Но всегда найдутся люди, для которых отсутствие лести - это указание на то, что мы видим всю этническую группу либо сообщество ущербным".
ДЖОЭЛ КОЭН:
"Хотя персонаж Ларри Гопника и выдуманный, но он навеян воспоминаниями о тех людях, которых мы знали в детстве. Ларри - профессор, а оба наших родителя были профессорами. Именно через них мы познакомились со многими профессорами, преподающими в университете. И потом Ларри - это немолодой еврейский отец, живущий в общине, которая очень похожа на ту, где мы сами выросли, и где таких, как он, было очень много". МАЙКЛ СТАЛБЕРГ:
"Я влюбился в сценарий с первого прочтения! Размышляя над всей этой историей, восхищаясь её замысловатыми перипетиями, наслаждаясь мастерством, с которым она была написана… Возможность находиться на площадке каждый день было для меня своего рода благословением и настоящим просвещением: я наблюдал за тем, как работают братья Коэны, и видел, почему у них все так красиво получается". РИЧАРД КАЙНД:
"На мой взгляд, "Серьезный человек" - это то, как Джоэл и Этан Коэны видят мир и человеческую природу. Плюс это хорошая история о чьем-то грустном плаче". ФРЕД МЕЛАМЕД:
"В "Серьезном человеке" всякое происходит - и хорошее, и плохое, многое из которого совсем не объясняется. Ларри хочет понять, что он сделал не так. Он хочет увидеть, что именно он сделал не так в нравственном отношении, чтобы это исправить и больше не повторять этих ошибок, влекущих за собой все эти страшные напасти. На самом же деле ничего особенного он не совершал. Он просто набирался жизненного опыта".
ПРЕССА:
"Дешевый, без единой звезды (впервые с 80-х), что называется, "маленький личный фильм" братьев Коэн оказался, возможно, самым значительным в их карьере. "Серьезный человек" подытоживает - уже одним названием - главный мотив коэновского творчества: герой добровольно погружается в ад, ложно оценив обстоятельства и собственное в них место" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). "Одни критики сейчас говорят о возвращении стилистики "Фарго" и "Большого Лебовски", другие сравнивают новых Коэнов с Тарантино и Вуди Алленом на пике их славы. При этом Коэны в сравнениях не нуждаются, а в "Серьезном человеке" достигают того уровня самодостаточности, когда объектом пародии становится что-то предельно личное и родное… "Серьезный человек" - их самый автобиографичный фильм, комедия изнутри, карикатурный портрет прелестей американской мечты глазами еврея. Современная философская притча с прологом, который тоже в свою очередь является притчей; поиск бога в пустом доме с крайне серьезным выражением лица, готовым вот-вот расплыться в ироничной улыбке" (Нина Асташкина, be-in.ru). "Что, "еврейское счастье"? Да нет, удел человеческий. Фильм мог бы называться: "Людям здесь не место". Здесь, то есть на Земле. Особенно в этом уголке, где никогда ничего не происходит, как в уютных городках Дэвида Линча. Недаром же действие начинается с того, что камера почти въезжает в снятое сверхкрупным планом ухо, вызывая немедленную ассоциацию с отрезанным ухом, валявшемся на лужайке в "Синем бархате". А вокруг - благодать, все такое аккуратное и одинаковое: и газоны, и домики. Ну просто как в концлагере… Собственно говоря, только посмотрев "Серьезного человека", можно понять, что такое депрессия, охватившая Америку после 11 сентября 2001 года и урагана "Катрина", двухактной трагедии человеческой беспомощности. То, что действие датировано 1970-ми годами, не имеет ровным счетом никакого значения: время стерилизовано и обесцвечено, это не ретро, а антиретро" (Михаил Трофименков, "Weektnd"). "Чудовищное и смешное всегда шерочка с машерочкой ходили у Коэнов под ручку, но до "Серьезного человека" с такой ясностью показать, что между ними нет разницы, у братьев все же не получалось, абсурд происходящего все время оставлял лазейку для ума, решительно отказывающегося признать подобное сродство. "Человек" же, кроме вступительной новеллы про то, как к евреям из местечка приходит дух мертвеца диббук, почти не отклоняется от классической трагикомедии нравов, добавьте летающий пакет и получите "Красоту по-американски", только слегка спятившую. Почему буквально каждый персонаж - Ларри и его брат, секс-соседка и чудовищный Сай - вызывает тут смешанный с хохотом ужас, остается решительно непонятно, во всяком случае, до тех пор, пока не признаешь, хотя бы на какое-то время, что это нормальный взгляд на вещи" (Кирилл Андреев, film.ru). "Начавшись с классической еврейской сказки-притчи (на самом деле придуманной теми же Коэнами), картина продолжает обманывать ожидания до последнего кадра. Думали, комедия? Черта с два, перед вами самый безнадежный фильм за последние лет двадцать. Хотя дико смешной. Полагали, в финале притчи будет мораль? Не дождетесь. Раздражающее и будоражащее воздействие "Серьезного человека" - вроде ощущения от анекдота, который обещал оказаться очень смешным, но почему-то рассказчик оборвал его на полуслове и теперь выжидающе смотрит вам в глаза: понравилось? При этом сделано все настолько безупречно (благодаря в том числе и постоянным соратникам братьев - оператору Роджеру Дикинсу и композитору Картеру Беруэллу), что нет сомнений: смысл есть, его не может не быть" (Антон Долин, "Ведомости"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|