24.02.2010

ТО, ЧТО ДОКТОР ПРОПИСАЛ

Терри Гиллиам на протяжении всей творческой карьеры стремился привить своему зрителю «немножечко фантазии в качестве антидота от современного положения вещей». Прагматичный, трезвый и плоский мир периодически вызывал у него приступ кинематографической лихорадки, сопровождающейся экранными видениями, галлюцинациями и прочим высоким и благородным бредом. Его последний фильм «Воображариум доктора Парнаса», как видно даже из названия, - того же поля гриб.

Воображариум-б

Герои Гиллиама всегда оказываются/существуют в другой реальности. Да, там они в своей тарелке, но тарелка та никаким боком не лезет в сервиз, а потому «нормальными» людьми определяется в разряд НЛО. Надо сказать, что во всякого рода зазеркальях Гиллиам исходил практически все возможные тропинки. Тут вам и скоморошество «Монти Пайтона», и предвосхитившее «Матрицу» антиутопическое пространство «Бразилии», и территория правдивого вранья в «Приключениях барона Мюнхгаузена», и юродивость «Короля-рыбака», и путешествие в прошлое в «Двенадцати обезьянах», и наркотический трип «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», и, наконец, совершенно неполиткорректный детский эскапизм «Страны приливов». В основу всех прыжков в кроличью нору Гиллиамом положена весьма простая мысль – если реальность выхолощена, предсказуема и скучна, - значит она вредна. И тогда рано или поздно появляются сталкеры, переправляющие «таких как все»- персонажей (а с ними и зрителей) в параллельный, подпольный, «воображариумный» мир, оформленный атрибутами сказок, мифов и средневекового чародейства.

Своим последним фильмом Гиллиам демонстрирует нам ещё один вход в своё фирменное пространство – через театральное представление (начало этой теме было положено в не слишком удачных «Братьях Гримм»). Артисты бродячего то ли театра, то ли цирка – очередные гиллиамовские медиумы. Но уход в не-реальность – это не комфортабельная телепортация в райские кущи. За этим у Гиллиама стоит испытание, искушение и нелёгкий выбор. В «Воображариуме» это символизируется извечным соперничеством доктора Парнаса и мистера Ника (своеобразных подмастерьев Бога и дьявола) за людские души. В результате, шагнув в волшебное зеркало, испытуемый останавливается на вполне сказочной развилке дорог: направо пойдёшь – себя найдёшь, налево – себя потеряешь. Ведь воображение оказывается не только лекарством против неуверенности, страха, банальности и духовной слепоты, но и «опиумом для народа», в том случае если им пользуются в личных целях очень опытные и циничные игроки. И тогда, как в замечательных носовских «Фантазёрах», воображение - это не только бескорыстные пассажи типа «Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила», но это и брехун, сожравший полбанки варенья и с пользой для себя сваливший недостачу на сестру.

Одним словом, когда начинают реализовываться мечты – тут-то и становится ясно чего человек стоит на самом деле. Тест. Рентген. Идентификация. Тот самый Мюнхгаузен? Или несостоявшийся живописец Шикльгрубер?

Вот кто такой счастливо спасённый висельник Тони? По-моему типичный эффективный менеджер. Из тех, что любой ценой приспосабливают всё на свете к практической пользе. И приспосабливается сам (как хамелеон – отсюда и многоликость его, из-за беды вне экрана приключившаяся, но эстетически вполне оправданная). Его девиз - пришёл, увидел, просчитал. При этом благая цель «проекта», а таковая, как правило, обязательно декларируется, быстро становится лишь предлогом и полностью подменяется выгодой. Сказка становится былью, фантазии – пылью (но золотой). Реальных рынков сбыта подобного умения навалом - политика, реклама, СМИ, Голливуд… Ну, а Терри Гиллиам против. Потому и вешает Тони второй раз за фильм – уже forever. Нехорошо управлять неуправляемым.

Таковы, в общем, идеи «Воображариума», коим я, например, искренне сочувствую. Правда, слишком много лет прошло со времён «Монти Пайтона», и слишком много несчастий свалилось на съёмочную группу последнего и, увы, не лучшего творения Гиллиама, по поводу которого можно вполне резонно рассуждать о предсказуемости, рыхлости, вялости… Можно, но не хочется. Лучше уж несколько натужное «Не могу молчать» от Гиллиама, чем непринуждённая болтовня сотни-другой эффективных менеджеров от искусства.

Павел ТИМОШИНОВ



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта