17.02.2010
ИДЕАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ… Звучит несколько банально и выспренне, но всё-таки трудно отделаться от ощущения, что анимационный фильм австралийца Адама Эллиота «Мэри и Макс» - волшебство. Только не воздушное и солнечное, каким оно обычно предстаёт в конце какой-нибудь очередной сказочной истории, а выстраданное и… вязкое, что ли, как пластилин под пальцами. Пластилин, из которого собственно и создан весь эллиотовский мир, эпиграфом к которому можно взять классическое: «Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Что Мэри, что Макс, что любые герои второго плана… Да уж, в них трудно влюбиться не то, что с первого, но и со всех последующих взглядов. Ущербные люди, заедающая их среда, отклонения, патологии, удары судьбы, перекошенная и окрашенная в серые тона материальность… Авторы «Мэри и Макса» явно не испытывают гордости от внешних проявлений божественного замысла. Признаемся, смотреть это, как минимум тяжко – неприкольный мультфильм, несемейный формат, ни тебе остроумного осла, ни уморительной белки, тоска холодная… Но кому тоска, а кому – печаль, чувство куда более, скажем по-нашему, по-пластилиновому, разогретое, тёплое. Потому что, в конце концов, «Мэри и Макс» - это не про убогих, и не про убогое общество, и даже не про убогое мироздание (хотя и про это тоже). Вся убогость преодолима, если у тебя есть точка опоры и верность этой точке. Если шоколад и сгущенное молоко – навсегда, детское изумление перед жизнью – навсегда, письма – навсегда… Тогда стыд, страх, боль, смерть – только слагаемые, а не сумма. А сумму словами и не выразишь. Наверное, это долгожданная встреча, на которую является мертвец с отвисшей челюстью, но за него говорит «живая» стена из всех-всех-всех преодолевших океан и одиночество каракулей за восемнадцать мучительных и счастливых лет. Как говорится в фильме, идеальных людей не существует. Но, как показывает всё тот же фильм, существуют идеальные мысли о них… Павел ТИМОШИНОВ |