10.02.2010
ПУСТЬ БУДЕТ ТАК «Душевная кухня» немецкого режиссёра с турецкими корнями Фатиха Акина по идее напоминает ленту выходца из Туниса, а ныне француза Абделатифа Кешиша «Кус-кус и барабулька». И там, и там – собственный ресторан как попытка главного героя создать и сохранить жизненно необходимое пространство, в котором будет место и делу, и близким людям. Только у Кешиша это пессимистическая драма неприкаянности и распада, причем с явным национальным колоритом. А у Акина – оптимистическая драма, абсолютно космополитическая, несмотря на то, что действие происходит в Германии, а главные действующие лица – греки. Фатих Акин, являющийся ещё и сценаристом «Душевной кухни», великолепно «собирает» свой фильм. Многочисленные персонажи, детали и ходы у него стыкуются, работают и не выпадают из структуры картины. Например, главный герой Зинос Казанзакис, прямо как Николсон из «Полёта над гнездом кукушки», предпринимает неудачную попытку переставить какую-то неподъёмную плиту. Возникает образ – взялся в одиночку за непосильное дело и надорвался. Далее ухудшение его здоровья будет подчеркивать ухудшение его дел. К тому же травма будет поводом для ряда комических гэгов (комедия всё-таки). И, наконец, она позволит Зиносу познакомиться с девушкой его мечты. А излечение, естественно, совпадёт с финальными успехами в работе и счастьем в личной жизни. В целом «Душевная кухня» построена по следующей схеме: всё плохо – неожиданный ход и улучшение – вал неприятностей и препятствий – всё совсем плохо – отчаянная борьба за счастье – почти всё хорошо – в перспективе отлично. Вроде бы вполне голливудский вариант романтической комедии, личная жизнь в которой перемешана с профессиональным становлением героев, наглядно воплощающих в быль американскую мечту. Но Фатих Акин, следуя голливудским рецептам, всё же «приготовил» нечто более изящное, чем среднестатистический заокеанский ромком. Профессиональная составляющая в «Душевной кухне» не просто фон, не просто эквивалент успеха, не просто драматургический приём, при помощи которого персонажи перемещаются через тернии к звёздам. Ресторан и еда – метафора творчества и единения (фонетическая близость со словом «еда» - случайное совпадение, но, согласитесь, в данном контексте и закономерное тоже). Например, повар здесь – настоящий художник, работающий вопреки таким веяниям массовой культуры, как «фаст фуд». Стиль «Кухни» - летящий в разные стороны винегрет. Шутки иногда и опускаются ниже желудка, но чаще бьют в сердце, учащая весельем пульс и влюбляя зрителей в теорию «неудачливой удачи». Самый лютый внешний и внутренний враг наших бесшабашных кулинарных подвижников – алчность. Благосостояние любой ценой, как выяснится, не для них. Их кредо – ищи (фонетическая близость со словом «щи» - случайное совпадение, но… и так далее) свой и только свой путь и свои продукты, будь верен призванию и сложным рецептам, завались как медведь в берлогу на свою кухню, соси лапу, но не променяй родной сарай на равнодушный покой и тугрики. Тогда рано или поздно и тебе, и всем вокруг будет хорошо. Собственно только тогда это самое «вокруг» и получится. Романтика, конечно. Так не бывает. Но пусть будет. Как говаривал вышеупомянутый герой Николсона, не взяв веса, - я хотя бы пытался. Вот и стоит попытаться. Не то, чтобы поверить в историю Зиноса Казанзакиса, но уж точно - быть разборчивым в еде и сотрапезниках. Павел ТИМОШИНОВ |