28.01.2010
КОГДА ВЕСНА ПРИДЕТ… На подворье женского монастыря, где маргинального типа мужики строят храм, неожиданно появляется мужчина Павел с повадками хозяина жизни, но грустными глазами. Послушница Оля, добрая душа, неправдоподобно искренне его жалеет, а вот монахиня Катерина не жалует и гонит прочь. Он же фамильярно зовет матушку почему-то Тамарой и уходить не собирается. К чему бы это? Автор фильмов "Небо. Самолет. Девушка" и "Путешествие с домашними животными" Вера Сторожева - режиссер с претензиями на красивые смыслы, завернутые в странные картинки. А иногда и просто любительница бессмысленно красивых картинок (вспоминается ее опус "Греческие каникулы", целью создания которого были, вероятно, означенные в названии каникулы съемочной группы). Придурковатые интонации героев, диковатые положения тел в кадре, неразумные зигзаги судьбы, вычурные врезки из цикла "сны и сновидения" и странные-престранные фразы. "Я как шкаф. Была бы поменьше, на меня бы даже садились", - говорит действительно габаритная героиня, и в загадочную суть этих слов я пытаюсь вникнуть уже несколько часов после просмотра. Итог раздумий нулевой. По ходу фильма возникает немало занудных вопросов, подрывающих доверие к сказочно-забавной картине мира Веры Сторожевой. Как олигарх мог оказаться в захолустной больнице? Почему матушка Катерина живет на монастырском подворье одна среди мирских мужчин? Коль "скоро весна", отчего на экране то зима, то лето? И бывают ли на белом свете коты-вегетарианцы? Все смыслы и символы фильма довольно просты, прозрачны и читаемы. Вот, скажем, остов строящегося храма, который в любой момент может сгореть, особенно если вокруг бушуют страсти человеческие, да еще подстрекатель-искуситель Павел пришел дать им волю. Но, когда человека по-христиански любят, он преображается, сам того не замечая… Однако чтоб не "опроститься" окончательно, режиссура вскидывается всякими фантазийными чрезмерностями и сумасшедшими выкрутасами. Это дает картине комический задор, но иногда заносит ее на самую границу с безвкусицей. От беспредела удерживают актеры - органичный, как бы не напрягающийся в кадре Пускепалис, неповторимо талантливая Кутепова и очень странная - забавная Попова. Совместными усилиями фильм выруливает на неподдельные эмоции, а сюжетные странности разрешаются все объясняющей, убедительной развязкой. Ольга ГОРНОВА, "Нижегородские новости" |