ВООБРАЖАРИУМ ДОКТОРА ПАРНАСА
("The Imaginarium of Doctor Parnassus", Франция-Канада, 2009)
Режиссёр: Терри Гиллиам.
В ролях: Хит Леджер (Тони), Джонни Депп (Тони), Джуд Лоу (Тони), Колин Фаррелл (Тони), Кристофер Пламмер (доктор Парнас), Лили Коул (Валентина), Том Уэйтс (Мистер Ник), Верн Тройер (Перси), Эндрю Гарфилд (Антон), Питер Стормаре, Марк Бентон, Саймон Дэй, Палома Фейт, Ричард Ридделл, Монтсеррат Ломбард.
Жанр: фэнтези. История о докторе Парнасе, который обладает даром управлять человеческим воображением. Гастролируя со своей театральной труппой, Парнас предоставляет зрителям шанс оказаться за пределами реальности, пройдя через магическое зеркало, и сделать свой выбор между светом и мраком, радостью и унынием. На самом же Парнасе лежит печать зла, поскольку давным-давно он заключил пари с дьяволом, мистером Ником, в результате которого обрел бессмертие. Много веков спустя, встретив свою настоящую любовь, Парнас снова вступил в сделку с дьяволом, выменяв бессмертие на молодость, но с одним условием. Его первенец по достижении шестнадцати лет становится собственностью Мистера Ника. Когда дочь Парнаса Валентина вплотную приближается к роковой дате, она влюбляется в очаровательного незнакомца Тони. Для того, чтобы спасти свою дочь и себя самого, Парнас заключает еще одно пари с мистером Ником, который посылает Тони и Валентину, а также всю странствующую театральную труппу в путешествие, полное опасностей и приключений… Терри Гиллиам родился 22 ноября 1940 года в городе Миннеаполисе (США). Он окончил Оксидентал-колледж в Лос-Анджелесе с дипломом политолога. После окончания колледжа, Гиллиам работал в рекламном агентстве, затем художником-аниматором на одной из британских студий. Вскоре он взялся за концептуальное оформление и анимационные эпизоды в телескетчах знаменитой британской комик-группы "Монти Пайтон" (в которую входили Джон Клиз, Терри Джонс, Эрик Айдл, Майкл Пэлин, Грэм Чепмен). Практически все работы "Монти Пайтона" были плодом коллективного творчества. Комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы Гиллиама и, возможно, повлияла на то, что он принял британское подданство (сохранив при этом американский паспорт). В 1975 году Гиллиам выступил как сорежиссёр Терри Джонса при съёмках знаменитой комедии "Монти Пайтон и Священный Грааль", а первой его "сольной" режиссёрской работой стал выдержанный в тех же "пайтоновских" интонациях фильм "Бармаглот" (1977). Кроме того, Гиллиам приложил руку к другим "пайтоновским" полнометражным фильмам - "Жизнь Брайана по Монти Пайтону" (1979) и "Смысл жизни по Монти Пайтону" (1983). Отрыв (хотя и относительный) от скетчевой стилистики "Монти Пайтона" намечается у Гиллиама в фантастической сказке "Бандиты времени" (1981), но настоящий успех пришёл к Гиллиаму после выхода сатирической антиутопии "Бразилия" (1985), которая мгновенно и прочно вошла в классику мирового кинематографа. В 1988 году Гиллиам выпустил фильм "Приключения барона Мюнхгаузена", а в 1991 году - свой второй бесспорный шедевр: психологическую драму-притчу "Король-рыбак". Следующий фильм Гиллиама "Двенадцать обезьян" (1995) приобрёл статус культового, но не сыскал коммерческого успеха, как и вышедший после него философский трагифарс "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (1998). Затем Гиллиам попадает в полосу неудач и несколько его кинопроектов подряд срываются на разных этапах. В августе 2005 года вышла на экраны очередная картина Гиллиама "Братья Гримм", явившаяся компромиссом между режиссёром и продюсерами, и не имевшая успеха ни у поклонников творчества Гиллиама, ни у рядовых зрителей. В сентябре 2005 года на фестивале в Торонто состоялась мировая премьера ещё одного фильма Гиллиама "Страна приливов", самой радикальной работы режиссёра. Содержащиеся в ней скандальные сцены вызвали возмущение большинства зрителей, однако это не помешало "Стране приливов" получить приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Терри Гиллиам написал сценарий "Воображариума" в соавторстве с Чарльзом Маккеоуном, работавшим с ним на "Бразилии" и "Приключениях барона Мюнхгаузена". Продюсерами выступили 28-летняя дочь режиссера Эми Гиллиам, работавшая ассистенткой своего отца на картинах "Братья Гримм" и "Страна приливов", а также Самуэль Хадида ("Обитель зла", "Братство волка", "Сайлент Хилл") и Уильям Винс ("Капоте", "Просто друзья", "Выкуп"). Оператором ленты стал Никола Пекорини ("Страх и смерть в Лас-Вегасе", "Страна приливов"). Музыку к фильму написали лауреаты множества премий канадские композиторы братья Майкл Данна ("Маленькая мисс Счастье", "Славное будущее") и Джефф Данна ("Страна приливов", "Сайлент Хилл"). В фильме снимались: лауреат премии "Оскар" Хит Леджер ("Горбатая гора", "Темный рыцарь"), Кристофер Пламмер ("Звуки музыки", "Свой человек",), супермодель Лили Коул ("Одноклассницы"), легендарный музыкант Том Уэйтс ("Вне закона", "Дракула Брэма Стокера", "Кофе и сигареты", "Самоубийцы: История любви"), недавний лауреат премии BAFTA Эндрю Гарфилд ("Львы для ягнят"), Верн Тройер ("Секс-гуру", "Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил" и "Голдмембер"). Изначально предполагалось, что роль Тони сыграет Том Круз, было даже заключено предварительное соглашение с агентом актёра, однако Гиллиам выбрал именно Леджера. После смерти Хита, Том Круз предложил свою кандидатуру на роль Тони, но вновь получил отказ. Помимо Тома Круза на роль претендовали Хью Джекман и Кристиан Бэйл. 22 января 2008 года во время остановки в Нью-Йорке, когда съемочная группа переезжала из Лондона в Ванкувер, Хит Леджер умер от случайной передозировки лекарств, выписанных ему лечащим врачом.
Убитый горем Терри Гиллиам немедленно принял решение свернуть проект: "Я все время повторял, что теперь я просто не понимаю, как заставить это всё работать. Я настолько обезумел, что действительно не понимал, что делать. Но все вокруг говорили: "Нет, нет, ты должен продолжать, ты должен доделать фильм". Все ободряли меня и буквально забрасывали идеями". К тому же бюджет в 30 млн. долларов был выдан режиссеру исключительно под имя Хита - и когда того не стало, проект оказался под угрозой закрытия. Несколько недель его судьба висела на волоске, а затем Гиллиам уговорил Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррела продолжить работу Леджера. "Никто из них не спросил, сколько ему заплатят или же подходит ли ему роль, - говорит Гиллиам. - Все они были друзьями Хита и хотели закончить фильм в память о нем". В конце концов, было принято решение представить героя Леджера в трех разных ипостасях, поскольку по сюжету Тони попадает в три разных измерения через магическое зеркало. И там он преображается в людей, которых в итоге и сыграли Депп, Лоу и Фаррелл. Весь свой гонорар эти актеры отдали дочери Леджера Матильде. На этом неприятности съемочной группы не закончились. Вскоре умер продюсер Уильям Винс, а самого Гиллиама сбила машина, сломав ему позвоночник. К тому же в апреле 2009 года Гиллиам заявил, что прокатчики отказываются покупать картину, поскольку в условиях финансового кризиса не верят в её окупаемость. Однако 5 мая 2009 года после показа в Лос-Анджелесе прокатчики остались довольны картиной и права на показ были куплены сразу несколькими странами. Премьера фильма состоялась на 62-м Каннском кинофестивале в рамках программы "Двухнедельник режиссёров".
ТЕРРИ ГИЛЛИАМ:
"Я хотел привить Лондону немножечко фантазии в качестве антидота от современного положения вещей, раскрепостить зрителей, выросших на фильмах "пристрели-их-всех".
"Эта трагическая и магическая идея - группа необычных людей, нашедших себе пристанище в удивительном театре, который передвигается по Лондону, но на него никто не обращает внимания. Я убежден, что в современном мире люди не видят того, что действительно для них важно. Каждый из них пойман в ловушку своего айпода, или видеоигр, или игры на фондовой бирже - все это крайне интересно и занимает уйму времени - однако гораздо более необычные и важные вещи происходят вокруг них, однако никто на них не обращает внимания".
"Возможно, дизайн Воображариума начался с лондонских театров Поллока. Когда я впервые пришел туда, там был магазин, который существует и поныне. Они делают кукол, марионеток викторианских театров, вырезают их из картона, и я всегда был заинтригован этими куклами. Тогда я пошел в Музей детства, потому что знал, что там есть несколько старых оригинальных кукол; я их сфотографировал, а потом повозился с ними в фотошопе… Что же касается дизайна пространства вне Воображариума, то здесь мы читали книги о парапсихологии, магических символах, Роберте Фладде. Мне всегда нравилась всякая такая ерунда. Я не понимаю и половины всего этого, но это дает начало разным идеям, мы начинаем складывать их в кучу, а затем применять в театре. Это змеи, дьяволы, пентаграммы. Всякие такие штуки - смесь всех видов темных, загадочных символов, когда-либо изобретенных. Средневековая образность и иконография очень хороши и полезны для вашего воображения. Алхимики пытались описать мир, описать космос, пытались извлечь философский смысл из всего этого. Это не похоже на современную действительность и, кажется, это навсегда застряло в моей памяти и значит для меня больше, чем наши современные воззрения на действительность".
"Когда мы закончили съемки, я гораздо лучше знал, о чем у нас получился фильм, чем когда мы с Чарльзом писали сценарий. У меня часто бывает ощущение, что я делаю фильм для того, чтобы обнаружить, что в результате получится! Мы знали, что у нас есть две враждующие единицы: человек, который может быть Дьяволом, и человек, который может быть Богом, но они не являются ни тем, ни другим, оба они не дотягивают до этого, они - Демиурги. И мы немножко изменили то, что они предлагают миру. Парнас предлагает вам шанс расширить, развить ваше воображение, что совсем не обещает легкой и приятной прогулки. И мы всегда делали так, что выбравший предложение Парнаса - если он сделал правильный выбор - мог рассчитывать на некое просветление, озарение, но это всегда очень трудный путь. Гораздо проще дело обстоит с мистером Ником… В окончательной версии он рекламирует идею страха, незащищенности. Он играет на человеческой слабости, тогда как Парнас основывается на том факте, что есть сильные люди, которые хотят использовать свой шанс".
ЧАРЛЬЗ МАККЕОУН, сценарист:
"Центральной является тема воображения - важность воображения в нашей жизни, что мы думаем по этому поводу и так далее - и это в основном тема Терри. В течение некоторого времени он берет чужие сценарии или книги и делает их своими - в том смысле, что они становятся его собственными, легко узнаваемыми фильмами. Но я думаю, что в этом случае дело зашло гораздо дальше, чем в его последних работах. Он гораздо больше вложился в этот свой фильм, это гораздо больше ЕГО фильм, чем все остальные. Терри всегда погружается в то, что он делает, с такой потрясающей страстью и энергией, что это должно иметь ошеломляющий результат. Так произошло с "Бразилией" и в какой-то степени с "Мюнхаузеном". В "Воображариуме" есть какая-то животная, магнетическая сила, ведь Терри не сдерживает себя, когда он так выкладывается. А в этом фильме Терри выложился на 120 %, и у него была возможность донести до зрителя свои мысли и чувства в гораздо большей степени, чем в любом другом фильме, поставленном им в последнее время". НИКОЛА ПЕКОРИНИ, оператор:
"Деля с Терри в течение последних десяти лет его страстные увлечения и трагические разочарования, я совершенно отчетливо понимаю, откуда вышел Парнас. Усталый человек, который пытается просветить своих сограждан, обучить их тому, как раскрепостить свое воображение, как позволить ему воспарить и расцвести, рассматривать силу мечты как богатство, а не как обузу. Парнас - это, безусловно, Терри. Этот сценарий - счастливое дитя, произведенное на свет благодаря годам борьбы с системой, годам разочарований и неудавшихся попыток придать форму возвышенной идее, идее в чистом виде… Я прочитал эту историю как фантастическое подведение итогов всей карьеры Терри-художника: все элементы, которые присутствуют в сценарии, можно найти в том или ином виде, в завуалированной форме или в явной, в каждой из предыдущих его работ. Это, конечно же, очень зрелый сценарий, и я твердо верю в то, что все, кто любит и ценит предыдущие работы Терри (и к счастью, таких людей очень и очень много), увидят в "Парнасе" апофеоз искусства Гиллиама".
ПРЕССА:
"Фильм сделан будто в четыре руки - самим Гиллиамом и обстоятельствами, упорно пытающимися выбить из-под него режиссерский стульчик, - и самые лучшие его моменты, кажется, рождены именно в этом странном диалоге. "Воображариум" имел все шансы выйти самовлюбленной побасенкой про муки пенсионерского творчества (стареющий волшебник, равнодушные зрители, хваткий антрепренер - расклад здесь так прозрачен, что временами неловко). Тем более Гиллиам и правда постарел… Но внесенные судьбой коррективы придают фильму жутковатую глубину… Высшие силы, на первый взгляд действительно поставившие своей целью вогнать фантазера по маковку в землю, может статься, пытаются на свой жестокий манер помочь ему - не дать засахариться, поскучнеть, запутаться в завитушках собственного воображения. В конечном счете вполне может оказаться, что там, наверху, он кому-то по-настоящему нравится" (Роман Волобуев, "Афиша"). "Воображариум доктора Парнаса" - не что иное, как вольная фантазия на тему легендарного американского фильма 1932 года "Уродцы" Тода Браунинга: трогательной и жуткой картины о том, что и чудовища любить умеют. Любой фильм Гиллиама, а этот в особенности, представляет собой цирк уродцев. К их числу не зазорно присоединиться любой голливудской знаменитости; даже если это не принесет ей дополнительных денег и славы. Своих прекрасных уродов, известных и анонимных, режиссер нежно любит. Да и сам он - из их числа" (Антон Долин, "Ведомости"). "Один из смыслов фильма в том, что, как и в "Сталкере" Тарковского, каждый заходящий в волшебный мир получает то, о чем на самом деле мечтает и чем по сути является… В конечном счете усилиями Гиллиама, Деппа и других фильм превращается в фантастический некролог, сюжет которого - жизнь и смерть Хита Леджера, тоже ставшего жертвой своих желаний, славы и мечты" (Андрей Плахов, "Weekеnd"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|