Мэри и МаксМЭРИ И МАКС
("Mary and Max", Австралия, 2009)
Режиссёр: Адам Эллиот.
Жанр: анимационная драма.

Удивительная история отношений 8-летней девочки Мэри Динкль, которая скучает в пригороде далекого австралийского Мельбурна, и Макса Хоровица, 44-летнего одинокого, неврастеничного жителя шумного Нью-Йорка. Действие фильма происходит с 1976 по 1994 годы и рассказывает о переписке двух друзей в течение 18 лет Разделенные континентами и огромной разницей в возрасте, Мэри и Макс проносят свою необычную дружбу через годы. В своих письмах они обсуждают всё, что так волнует каждого из них…

Фильм основан на реальной переписке Адама Эллиота с приятелем, страдающим синдромом Аспергера.

Адам Эллиот - тридцатисемилетний независимый режиссер из Австралии, пять лет назад получивший "Оскара" в номинации "короткометражный анимационный фильм" и два десятка других престижных призов за 22-минутный "Харви Крампет". Тринадцать лет назад, заканчивая Викторианский колледж искусств, он снял первую часть из пластилиновой трилогии о своей семье - "Дядя". Картина эта имела большой успех в Австралии, за ней последовали "Кузен" и "Брат" - уже тогда его кино было столь же странным, иронично-печальным и мгновенно узнаваемым. Для Эллиота всегда очень важен сценарий, который он тоже пишет сам, в них историю людей, негромко, со спокойными эпическими интонациями, рассказывает голос за кадром, сопровождая почти монохромные картины. Но зрелище это затягивает так, что оторваться невозможно. "Мэри и Макс" - первый полнометражный фильм Эллиота.

Над созданием фильма работало 120 человек (это довольно мало для анимационного проекта), он сделан в технике пластилиновой анимации, почти без использования компьютера, на его производство ушло 5 лет. Бюджет - 8,24 миллиона австралийских долларов (это $7,5 миллиона американских).

Главных персонажей фильма озвучили Филип Сеймур Хоффман и Тони Коллетт.

В фильме используется подборка из музыки двадцатого века. Вероятно, наиболее значимыми отрывками стали песня Симона Джеффса и группы Penguin Cafe Orchestra "Perpetuum Mobile", использованная в начале фильма и "Prelude and Yodel" P.C.O. Остальными исполнителями были Берт Кэмферт и его оркестр, Нана Мускури, Дейл Корнелиус, Лерой Андерсон, Пинк Мартини, Лондонский оркестр поп-музыки, Джеймс Ласт и его оркестр, The King's Consort, Сиднейский ансамбль Альфа и Симфония Австралия.

Фильм был впервые показан на открытии кинофестиваля "Sundance" в 2009 году. Удостоен призов: "Хрустальный медведь - специальное упоминание"  за лучший полнометражный фильм для поколения от 14 и выше на МКФ в Берлине, "Лучший полнометражный фильм" на фестивале анимационного кино в Аннеси (Франция), Гран-при как лучший анимационный фильм 2009 года на Международном фестивале в Оттаве.


АДАМ ЭЛЛИОТ:
"Макс - мой друг по переписке, живущий в Нью-Йорке. Мы с ним обменивались письмами на протяжении 20 лет. После "Харви Крампета", я задумался: "Что делать дальше?" Я ведь уже рассказал о моем кузене, о моем брате и о моем дяде. Затем я заметил на полу большую коробку, где были сложены письма от моего друга. Я начал их просматривать и вспомнил, насколько интересен он сам и его история".


ПРЕССА:

"Собственно, большая часть "Мэри и Макса" представляет собой цитаты из переписки двух этих персонажей, начитанные закадровыми голосами, умело и смешно разыгранные куклами и расположенные в хронологической последовательности: первые письма датируются серединой 70-х, последние - началом 90-х. По форме - это в чистом виде эпистолярный опус: случай в кино вообще довольно редкий, а уж в виде эпистолярной кукольной анимации - и вовсе экзотический" (Вадим Зельбин, film.ru).

"Пластилиновая реальность "Мэри и Макса" напоминает о "Уоллесе и Громите", но это как раз обманчивое чувство, потому что в "Уоллесе и Громите" зрителю комфортно, а в "Мэри и Максе" - нет. Анимация нужна здесь, чтобы заглянуть в мир, который обыкновенному человеку обязательно покажется однотонным и полным отчаяния. Невозможно, например, испытать к этим героям настоящую симпатию, невозможно принять этот мультфильм как историю о преодолении одиночества или настоящей дружбе. Но это попытка представить жизнь совсем другого человека, который смотрит на наше существование как на абсолютный хаос и для которого задача выживания в этом хаосе представляется иногда практически невыполнимой" (Лиза Биргер, "Weekend").

"Отдельно надо сказать о закадровом тексте, написанном самим режиссером. На редкость остроумное и отточенное литературное произведение, которое даже сложно поставить с чем-то в один ряд. В этой связи отдельное спасибо хочется сказать прокатчикам, которые не стали дублировать фильм. И мы можем слышать голос Филипа Сеймура Хоффмана, который изрядно добавляет депрессивности. Но никакой грусти после грустнейшей истории "Мэри и Макса" не остается. Остается неуместная в данных обстоятельствах радость, которая всегда возникает от встречи с талантливым и человеколюбивым произведением искусства" (Наталья Афанасьева, Infox.ru).

"Коричнево-серый мир, в котором живут Макс и Мэри, полон раздражающих звуков, неприятных запахов, и даже статуя Свободы похожа здесь на соседку в халате, изрядно потрепанную жизнью. Но это больше не печалит ни девочку, ни толстяка: их давняя мечта найти друга наконец-то сбылась… Адаму Эллиоту понадобился пластилин, чтобы честно и с юмором (по большей части черным) показать эту удивительную дружбу и нашу во многом нелепую жизнь" (Евгения Маликова, "Time Out").

"Почти невозможно представить, что премию Американской киноакадемии за этот год получит какой-то другой полнометражный мультфильм. И даже не потому, что соперники слабоваты (хотя действительно по разным параметрам почти все конкуренты уступают картине Эллиота). Главное - в другом. Если говорить об "Оскаре", то "Мэри и Макс" находится вне конкуренции, поскольку в этом фильме есть всё, что нравится академикам: хорошая история, необычная манера повествования, насыщенный и небанальный юмор, кинематографичность (включающая в данном случае отличный дизайн, хорошую анимацию и профессиональный монтаж) и, наконец, высокий гуманизм (не так уж часто снимаются фильмы, говорящие о важности реабилитации умственно неполноценных). Главное же "оскаровское" достоинство "Мэри и Макса" - в его универсальности. Сложно представить зрителя (за исключением, возможно, любителей примитивного сериального продукта), которому фильм совсем не понравится. Эстеты будут покорены его изяществом, интеллектуалы найдут в нем пищу для ума, синефилы - новизну, аниматоры - рукотворную работу с пластилином, а простые зрители будут смеяться и плакать, поскольку за всеми этими изысками стоит очень простая и понятная человеческая история" (Мария Терещенко, "Синематека").

"Об анимационном кино есть несколько стойких мифов. Например, что мультфильмы - это для детей, или что пластилиновые мультфильмы - это некрасиво и несовременно. Даже существует миф, что все хорошие мультфильмы делаются в США, и лучше студий Disney и Pixar их никто не снимает. Вряд ли австралийский режиссер Адам Бенжамин Эллиот, снимая свой фильм "Мэри и Макс", вспоминал про эти мифы, а если и вспоминал, то вряд ли они его беспокоили, а даже если и беспокоили, то вряд ли настолько, чтобы он ставил себе задачу с ними сражаться. Однако опроверг он их все до единого" (Евгений Ершов, "Газета").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта