22.01.2010
ПОЛЮБОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ «Полночный поцелуй» Алекса Холдриджа, безусловно, дислоцируется в жанре «романтическая комедия». Вроде всё как всегда. Он и она с любовными катастрофами за душой. Их встреча – запланированная, случайная, судьбоносная. Обоюдное бегство от отчаяния и рывок в «неведомые дали» другого человека. Набор комичных, дискомфортно-приключенческих ситуаций. Печальные и одновременно жизнеутверждающие флюиды в атмосфере картины, что-то вроде «лучше быть одноногим, чем быть одиноким». Ну, и Новый год, конечно, – вечная сказка обновления: старое долой, вперёд в будущее. По сюжету – типичная голливудская «лав стори». Так, да не так… Замечено, отсутствие бюджета и соответственно съёмочной роскоши & звёзд, как в нашем случае, – верный спутник «американских независимых». Здесь голь на выдумки хитра, не только в смысле ретуширования бедности, но и в смысле преобразования последней в стиль. Поэтому ромком у «инди» больше, чем ромком, и на голливудский жанровый фундамент привычно ложится «груз независимости». Загибаем пальцы. Во-первых, заменяющая краны, рельсы и обстоятельные мизансцены подвижная камера, по ходу дела нарочито вырезающая несколько почти любительских планов. Во-вторых, на экране вообще больше говорят, чем делают – меньше «материально-технических» гэгов, больше «документальных» съёмок. В-третьих, «картинка» лишена глянца, который либо растворяется в магическом чэ бэ, либо сдирается «правдой жизни» - героиня чуть полновата, герой даже не Адам Сэндлер (скорее наш Алексей Шевченков), плюс множество крупных планов с кожей без признаков грима. Наконец, по сравнению с мейнстримом явный перебор с несовершенством и печалью, к тому же хэппи-энд в «Полночном поцелуе» не лобовой и свершившийся, а умиротворяюще-потенциальный. Понятно, что целью всего этого является достижение отметки «романтическая комедия, похожая на настоящую жизнь» (формулировка одного из американских критиков). Признаю, «Полночный поцелуй» - это не то пространство, где топчутся Дженнифер Лопес и Эштон Катчер. Градус подлинности выше, сложнее набор настроений, есть целый ряд по-настоящему удачных сцен, вроде посещения пустующего театра, эвакуации вещей из-под носа бывшего бой-френда героини или утра после новогодней ночи. Но в целом конкретная реализация вышеприведённой формулы мне не слишком по душе. «Сказка» хорошо работает в соединении с чуточку нереальной, немного неземной, решительно опоэтизированной, странной по форме историей. Примеры – от «Иронии судьбы» Рязанова до «Любовного настроения» Кар-Вая. А вот сугубо реалистическую историю «сказка» усредняет и переводит в разряд утешительного, развлекательного, в лучшем случае модного и продвинутого кино. Да, в «Полночном поцелуе» чувства программно снабжены сором, из которого произрастают. Затем всю эту жизненную комбинацию низкого и возвышенного (надо сказать, не слишком хорошо здесь стыкующихся) зрителю предъявляют как доказательство подлинности (вот настоящая жизнь), и тут же словно бы испугавшись собственного напора дают романтико-туристический клип с видами или не слишком оправданно форсируют состояние героев от ненависти к любви. Психологически светлое чувство, на мой взгляд, в «Поцелуе» не очень-то вытанцовывается. Больше похоже на прыжок в пропасть. Она его за муки (свои) полюбила, а он её за то, что Новый год не встречают в одиночестве? Может быть. Но тогда это трагедия, и все весёло-забавные тона картины становятся фальшивыми и неуместными. Но думаю, всё-таки перед нами скорее позитив, чем негатив. Что ж, чудеса случаются, даже если кто-то отказывается в них верить. Пусть себе пишут сомнительные статьи. А умным девушкам всё равно нравится: и когда фотографируют потерянные одинокие башмаки, и когда целуются ровно в полночь. Павел ТИМОШИНОВ |