МНЕ БЫ В НЕБО
("Up in the Air", США, 2009)
Режиссёр: Джейсон Райтман.
В ролях: Джордж Клуни, Вера Фармига, Анна Кендрик, Джейсон Бэйтман, Мелани Лински, Тамала Джонс, Адам Роуз, Джеймс Энтони.
Жанр: драма. Главный герой фильма - Райан Бингэм (Клуни), менеджер по управлению персоналом, специализирующийся на увольнении сотрудников. По роду своей деятельности он постоянно находится в разъездах. Райан очень любит путешествовать, а тут ещё он знакомится с Алекс (Фармига), женщиной своей мечты, с которой он регулярно встречается в аэропортах и гостиницах в разных уголках страны. И в этот момент его компания решает урезать свои расходы на командировки. Райану приходится прилагать большие усилия, чтобы сохранить свою работу… В основе картины одноименный роман Уолтера Керна. Керн говорит, что сюжет его романа родился из случайной встречи: он летел в Лос-Анджелес и спросил у своего соседа, откуда тот родом. "Он ответил: "Да я прямо отсюда! Можно сказать, вот с этого самого места", - вспоминает писатель. - Когда я решил уточнить, что он имеет в виду, мой сосед ответил, что когда-то у него была квартира, но поскольку 300 дней в году он находится в разъездах, он обменял ее на ячейку в камере хранения и теперь зовет своим домом отели, в которых он подолгу останавливается. "Знаете, нас таких очень много", - признался он мне". Поставил фильм с бюджетом $30 миллионов Джейсон Райтман (сын известного голливудского постановщика и продюсера, автора "Охотников за привидениями" Айвэна Райтмана), записанный в многообещающие режиссеры после "Здесь курят" (2005) и отмеченный как режиссер, который обещания держит, после оскароносной картины "Джуно" (2007). Райтман сам написал сценарную адаптацию по мотивам романа, переработав первоначальный вариант Шелдона Тернера. Кроме главной звезды фильма Джорджа Клуни заметные роли также исполнили Вера Фармига (она известна широкой аудитории по фильму Мартина Скорсезе "Отступники") и Анна Кедрик (одна из самых молодых номинанток на "Тони" за роль Дины в бродвейском мюзикле "Высшее общество"). Картина получила 6 номинаций на премию "Золотой глобус": лучшая драма, режиссура, сценарий, лучший актер (Клуни), лучшие актрисы второго плана (Фармига, Кендрик).
ДЖЕЙСОН РАЙТМАН:
"Я увидел здесь историю человека, которому кажется, что он живет полной жизнью, однако на самом деле он игнорирует очень важную вещь: ответственность быть не только самим собой, но и частью чего-то большего. По-моему, мы все сейчас испытываем нечто похожее. У нас есть мобильные телефоны, эсэмэски, "Твиттер", и кажется, что сейчас мы связаны с другими теснее, чем когда-либо, в то время как на самом деле люди почти не смотрят друг другу в глаза, и у нас меньше настоящих отношений. Жизнь Райана в аэропортах служит метафорой такого положения вещей. Мы можем войти в аэропорт в любой точке земного шара и моментально разобраться, где что находится: одинаковые магазины, одинаковые рестораны, одинаковые газеты. Мы везде чувствуем себя как дома, а вот настоящего дома у нас нет. Мы граждане мира, а вот ощущение своего мира, "ближнего круга", мы потеряли".
"Есть что-то бесконечно грустное в образе взрослого человека, у которого нет постоянного адреса".
"Нам хотелось, чтобы сцены увольнения были правдивыми и искренними, поэтому мы подумали: "А почему бы не снять то, что происходит на самом деле?". Мы поехали в Детройт и Сент-Луис, два города, которые за последний год больше всего пострадали от сокращений персонала, и разместили объявления в разделе "Требуется помощь" - о том, что мы собираемся снимать фильм о потере работы и ищем людей, которые согласны говорить на эту тему. Мы получили огромное количество откликов, что само по себе очень печально… Мы просили людей воспроизвести то, что они говорили в день своего увольнения, или же то, что они хотели бы тогда сказать. Меня, как человека, который постоянно работает с актерами, добиваясь от них правдоподобия, поразило, что эти люди, которые, по моим предположениям, должны неуютно себя чувствовать перед камерой, получились настолько искренними и безыскусными. Сейчас это один из моих любимых фрагментов фильма".
"Пока я писал сценарий, менялась и моя жизнь. Я встретил свою жену, влюбился, у нас родился ребенок. И параллельно с этим Райан Бингэм тоже повзрослел и начал искать чего-то большего".
ТОМ ПОЛОК, исполнительный продюсер:
"Это смешной серьезный фильм. Одна из причин, по которой он мне так нравится, заключается в том, что это кино вне жанров. Это идеальный фильм Джейсона, поскольку его работы не поддаются классификации. Его первые два фильма были абсолютно уникальными, и этот не исключение". АЙВЭН РАЙТМАН, продюсер:
"Заявляю и как продюсер, и как отец: это один из лучших сценариев, который я когда-либо читал. Джейсон взял историю Уолтера Керна о человеке, который любит летать и зарабатывает себе на жизнь, увольняя людей, и создал совершенно новое повествование, отражающее то, что происходит сейчас в нашем обществе. В Джейсоне интересно то, что он умудряется рассказывать действительно серьезные, драматичные истории с уникальным чувством юмора. "Мне бы в небо" обладает совершенно особым, новым юмором, который помогает нам увидеть происходящее вокруг в неожиданном свете. Джейсон создал фильм, который апеллирует и к уму, и к сердцу".
ПРЕССА:
"Как и в прошлых работах режиссера, первые скрипки в рассказываемой истории играют не сюжетные кульбиты, а интонации, с помощью которых Рейтман выстраивает собственную, уже обладающую характерными черточками, систему координат. Его киномир населяют циники, эгоисты, мечтатели и неудачники. Проще говоря - живые люди, с полным набором страхов, фобий и комплексов. Не собираясь приглаживать реальность (а реальность, как известно, кусается, и порой очень сильно), режиссер на наших глазах выпекает слоеный кино-пирог, имеющий в своем составе не только одиночество и тоску, но и веру в лучшее, надежду в пресловутое завтра" (Станислав Никулин, kinomania.ru). "Мне бы в небо" мог стать чем угодно - от посткризисной сатиры о корпоративном киллере до меланхоличной комедии о перековавшемся мизантропе. Нашелся, впрочем, и более легкий путь - все вышеперечисленное мы уже видели, однако выступлений в жанре сентиментальной поколенческой драмы в нулевых было до обидного мало. Персонажам на пятом десятке уже давно отводят роли либо героев боевиков, либо родителей уже упомянутых подростков, будто забыв о тех, кто места среди людей себе так и не нашел. Таков герой Клуни, и лучшей метафоры, чем вынужденный небожитель, обитающий в бизнес-классе, в данном случае не придумать" (Ярослав Забалуев, Газета.ru). "Не стоит, наверное, подозревать Джейсона Рейтмана в том, что он снял кино о летящем над страной демоне-кадровике, чтобы с высоты его полета взглянуть на проблемы современного американского общества. Можно посмотреть фильм как набор зарисовок из современной жизни нескольких американских городов (чтобы было проще, каждому из них придумана своя цветовая гамма - простой, но эффективный художественный прием), каждый из которых украшен Джорджем Клуни. Или как лучшую за последнее время мелодраму о бессмысленности добровольного одиночества, о том, что чем тщательней продумана такого рода концепция, тем с большим остроумием с ней поиграет судьба. Или как удачную романтическую комедию, в которой во вполне изящном контексте вдруг совсем неплохо срабатывают шутки, достойные разве что средних образцов жанра" (Юрий Яроцкий, "Weekend"). "Джейсон Рейтман, уже подергавший за нерв гендерную тему в "Джуно", на этот раз превзошел себя, сняв действительно безупречную картину. Сюжетные шестеренки, коромысла мотиваций, мельчайшие пружинки фабулы пригнаны настолько точно, что зрителю не надо ни над чем ломать голову: вставил золотой ключик - и оно работает. Водят хоровод сатир и феи, по звездно-полосатому куполу порхают игрушечные боинги, и даже смерть с косой показывается в точно отмеренное время с увольнительным листом - ничего ни убавить, ни прибавить, разыграно, как по нотам. Требующие от искусства большего тоже останутся довольны. Архетипичная тема уловления полов силами земного притяжения гениально зарифмована с темой авиации и понятием командировочного, "летуна" - призвания, судя по фильму, обоюдополого. В свою очередь, древняя проблема ловко вплетена в реалии сегодняшней Америки, жившей не по средствам и теряющей работу - тоже возвращение с небес на землю, актуальное для всего остального мира тоже" (Вадим Зельбин, film.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|