ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЭММЫ БЛАНК
("De laatste dagen van Emma Blank", Нидерланды-Бельгия, 2009)
Режиссёр: Алекс ван Вармердам.
В ролях: Марлис Хойер, Джин Бервутс, Марван Кензари, Аннет Малербе, Гейс Набер, Эва ван де Вейдевен, Алекс ван Вармердам.
Жанр: драма. В огромном загородном доме в окружении слуг смертельно больная Эмма Бланк доживает свои последние дни. Отчаянно нуждаясь в любви, поддержке и заботе, "железная леди" Эмма, тем не менее, планомерно превращает жизнь своих слуг в ад. Ее требования все более абсурдны, приказы ее безапелляционны, а приступы гнева страшны. Дворецкий Ханевельд, кухарка Белла, горничная Хонни и садовник Мейер на грани безумия. Когда они узнают о том, что их надежды на упоминание в завещании тиранки совершенно напрасны, у них остается единственное утешение - месть. Сладкая и страшная... Режиссёр, актёр, сценарист, продюсер и композитор Алекс ван Вармердам родился 14 августа 1952 года в Харлеме, Нидерланды. Был одним из основателей театральной труппы Hauser Orkater, которая позднее стала музыкально-театральной группой Hauser Orkater. В 1980 году вместе со своим братом Марком основал театральную труппу De Mexicaanse Hond ("Мексиканский пес"). В 1986 году Алекс ван Вармердам поставил свой первый фильм "Абель", в котором исполнил главную роль. Он сыграл и в большинстве других своих фильмов, а также был автором сценариев к ним. Женат на голландской актрисе Аннет Мальэрб, которая снялась в нескольких картинах мужа. Другие фильмы Алекса ван Вармердама: "Северяне" (1992), "Платье" (1996), "Маленький Тони" (1998), "Новые сказки братьев Гримм" (2003), "Официант" (2006). Фильм "Последние дни Эммы Бланк" был участником МКФ в Торонто-2009, удостоен приза "Europa Cinemas Label" за "лучший европейский фильм" на 66-м МКФ в Венеции (внеконкурсная программа "Venice Days"), завоевал приз "Golden Calf" за "лучший сценарий" на кинофестивале в Нидерландах.
ПРЕССА:
"Кино Вармердама, камерное, визуально изобретательное, ироничное и лишенное множества табу, моментально становится для киномана чересчур "своим", и оттого даже кажется чересчур понятным, слишком легко помещающимся в банальные ячейки, щедро расставленные для него предшествующей киноисторией: "европейское Арт-синема", "абсурд и черный юмор", "ориентация на национальную живописную традицию", "театральность" и т.д. Плюс, разумеется, ореол "культовости", вызванный заведомо маргинальной позицией фильмов Вармердама даже на европейских фестивалях и продажей на Горбушке пиратских видеокопий "Северян" и "Платья", сопровождаемой эпитетами "скандальные", "провокативные" и т.д." (Наталья Самутина, "Киноведческие записки"). "В свой чётко выстроенный без лишних деталей фильм Алекс ван Вармердам вместил множество смыслов. Он задаётся вопросом: где граница между необходимым порядком и бессмысленной тиранией? Автор поворачивает историю так, что не ясно, кто больше не прав и кто менее честен: эксплуататор или якобы жертвы, которые пресмыкаются и лицемерят в корыстных целях? Во время просмотра картины вспоминается и сказка о мальчике, кричавшем "Волки!", и размышления о том, что есть человек - "тварь дрожащая или право имеет"… В обычном на первый взгляд фильме, действие которого не выходит далеко за рамки дома, есть попытка понять истоки диктатуры, фашизма и гражданских войн" (Арина Богдан, "Радио Культура"). "Последние дни Эммы Бланк" стоит посмотреть обязательно, потому что это одна из лучших попыток высказаться о внутренних компромиссах человека с самим собой. О том, насколько люди инертны и ограниченны, о том, какие они в действительности, эти люди" (Иван Данилов, КМ.RU). "Зрителям, не знакомым с творчеством этого режиссера, может показаться, что перед ними реалистическая и давно набившая оскомину картина "разложения буржуазной семьи". Картина разложения, несомненно, присутствует, но Вармердам не был бы Вармердамом, если бы не попирал реализм, пририсовывая собственным персонажам ослиные уши и обращаясь с ними так же, как Эмма обращается со своим окружением… Съемки не поражают воображение, актерская игра тоже. Точнее, Бервутс и Хойер играют неплохо, остальные - средненько. Впрочем, на месте Бервутса, который здесь похож на покойного Дирка Богарда, лучше смотрелся бы сам Богард, умевший передавать такие состояния души, которые Лермонтов называл неизъяснимыми. С другой стороны, Вармердам заметно грубее Лоузи, и снять "Слугу" ему все равно было бы не по силам. Хотя свой стиль есть и у него, и если кому-то достаточно одного только стиля, "Последние дни Эммы Бланк" могут ему понравиться" (Виктор Матизен, "Синематека"). "У Вармердама ничего не является тем, чем кажется. "Эмма", как и "Официант", как и "Малыш Тони" - смесь фарса и горькой иронии. Только в отличие от предыдущих лент, здесь совершенно ничего не происходит, кроме разговоров, из которых постепенно складывается пазл - ради чего и почему каждый из присутствующих прислуживает стервозной гитлерше Эмме Бланк… Герои невозмутимы, даже когда совершают откровенные нелепости, поэтому невозможно понять, где грань между нормой и отклонением от нее. Точно также невозможно разделить героев на хороших и плохих - хорошие рано или поздно оказываются плохими, а плохие - хорошими. Круговорот мнений и разговоров, разница характеров и атипичность ситуаций, иногда скатывающихся в полный сюрреализм, - вот и все, что здесь есть, но, как ни странно, этого достаточно" (Ирина Голосова, "Видео.ру"). "На Венецианском кинофестивале, где фильм участвовал в одной из параллельных программ и даже получил приз "Europa Cinemas Label", режиссер объяснял, что его всегда интересовала концепция обслуги. Как себя чувствуют лакеи? Какими должны быть те, кто отдает приказы? К чему приводит полное подчинение? Что будет, если верхи уже не смогут унизить, а низы устанут унижаться? Он довел идею подчинения и всевластия до логического предела, и получилась "Эмма Бланк" (Ксения Рождественская, "Газета.ru"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|