04.12.2009
ЗА ЛЮБОВЬ НА ПЯТЕРЫХ Пять коротких историй о любви, снятых пятью модными режиссерами с участием любимых ими актеров. Как во всякой "солянке", имя автора каждого фильма появляется в конце, а до того момента киноманы могут соревноваться, кто быстрее угадает режиссера по "походке". Хлебников ("Коктебель", "Свободное плавание", "Сумасшедшая помощь") узнается по иронии, грустно-смешному косноязычию героев, бытовому бреду и по тому, что победить окружающий нас абсурд можно только еще более абсурдно-упрямыми поступками. Нашему брату-газетчику должно понравиться: ловко поймана определенная бредовость журналистских будней. Вырыпаев ("Эйфория", "Кислород") в очередной раз наговорил нечто про то, что надо ощущать, а не понимать, ибо эпоха понимания окончена. И, честно сказать, развязная болтовня в любительскую камеру на фоне парада на Красной площади действительно остается за гранью понимания. Герман ("Гарпастум", "Последний поезд", "Бумажный солдат") снял, как обычно, мрачную, тягостную, гнетущую историю в декорациях постиндустриальной пустыни. Герои - психически хрупкие, несчастные люди. Место действия - сумасшедший дом, где любовь излечивается быстро и жестоко. Серебренников ("Изображая жертву", "Юрьев день") невинно-эпатажно повеселил ту публику, для которой слова "креведко" и "целующиеся милиционеры" - не пустой для сердца звук. Но всем четверым деятелям арт-хауса утер нос непритязательный создатель "Бумера"! Такое впечатление, что Хлебников, Вырыпаев, Герман и Серебренников развлекались, прокатываясь на собственных штампах, а Буслов отнесся к делу с душой, смастерив шедевр. Так работа его героя - простого ремесленника, обувных дел мастера - оказывается полна поэзии и самоотдачи. Немое кино про немого влюбленного сапожника, отлично сыгранного Иваном Добронравовым (помните "Возвращение"? Мальчик повзрослел), оказалось самым мощным по накалу во всем "Коротком замыкании". Так вот любовь, по Буслову, это когда герой по одной детали угадывает целое, домысливает весь образ. Когда перегорают лампочки и теряется связь с внешним миром. Когда героя накручивает на барабан, из которого уже не вырваться. Когда он истекает кровью, а рот на замке. Когда никто не узнает о его кропотливом тайном труде и самопожертвовании… Вот это было действительно - о любви. Остальные же четыре фильма о чем-то другом. Ольга ГОРНОВА, "Нижегородские новости" |